Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению "Сказки Корнея Ивановича Чуковского"»
МБОУ ГМ СОШ
учитель начальных классов
Макеева Ирина Владимировна.
Конспект урока.
Литературное чтение.(1 класс)
Раздел: «Книги – мои друзья».
Тема: «Сказки К.И. Чуковского».
Цель урока: формировать у младших школьников интерес к личности и творчеству К.И. Чуковского.
Задачи: познакомить учащихся с творчеством поэта; учить работать по содержанию текста; читать выразительно; у учащихся развивать речь, мышление, память; формировать умение работать индивидуально, в паре ,в группе; воспитывать интерес к чтению; воспитывать доброжелательность, положительное отношение к чистоте и порядку.
Оборудование: учебники «Литературное чтение» 1 класс, тетради для работы по литературе( обычные)- с анаграммами, записи на доске, мелки, презентация, медиапроектор, интерактивная доска, 8 стульев- для чтения по ролям у доски, маски зверей, для групп- «карточки –роли», « карточка – Жюри»,смайлики.
Ход урока:
Орг. Момент.
Самоопределение в деятельности.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Ребята! Повернитесь, посмотрите у нас сегодня гости. Мы с вами показываем, чему мы научились и как умеем работать. Повернулись ко мне, не волнуйтесь. Бесшумно сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнемся друг другу и настроимся на успешную работу.
Определение темы урока, постановка учебной задачи.
На столе учителя телефонный аппарат. Он издаёт звук. Учитель снимает трубку.
- У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Дети хором (Слон).
- Слон(спрашивает, какое сегодня число? Какой месяц? Какой день недели? А какое сейчас время года? Какой урок идёт у первоклассников? А утром собираясь в школу вы умывались? ( ответы детей).
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я – Великий умывальник,
Знаменитый….(Мойдодыр).
- А кто придумал этих сказочных героев?
- Давайте определим тему и задачи урока. Чем вы с вами будем заниматься? С творчеством какого писателя мы будем знакомиться?(ответы детей).
- С творчеством К.И. Чуковского. Будем читать его сказки, будем учиться правильному выразительному чтению.
4. Знакомство с биографией К.Чуковского.
Показ портрета К.Чуковского.
- Вглядитесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был человеком?
(Предположения детей).
- Посмотрите, какие светлые, большие, наполненный добротой глаза у Корнея Ивановича Чуковского. Но это литературный псевдоним писателя. А настоящая фамилия, имя и отчество Чуковского - Николай Васильевич Корнейчуков. Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Родился он первого апреля 1882 года. Он был очень трудолюбивый человек. Писал везде. В трамвае, у врача, в очереди за хлебом. А вот как он стал, детским сказочником. Однажды, возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес, рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил всё сказанное, тогда отцом наизусть.
Жил да был крокодил
Он по улицам ходил.
Так появилась первая сказка.
- Открыли тетради по литературе, нашли мои новые записи. Как вы думаете, что я написала?(Анаграммы).
- Нашли первую анаграмму. Здесь зашифровано название первой сказки К.И. Чуковского.
- Кто догадался? (работа с анаграммой на доске).
- С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем.
Однажды он услышал громкий плач младшей дочери. Она не хотела мыться. Чуковский взял её на руки и неожиданно появились такие строки:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
Узнали сказку?( дети хором Мойдодыр).
Физкультминутка.
Сказка К.Чуковского «Айболит»
Разгадав анаграмму, вы узнаете имя следующего героя сказки Чуковского.
ОЙТИАЛБ (Айболит).
Белый воротник халата,
Бинт в руках и вата.
Грипп излечит и бронхит
Добрый доктор…(Айболит)(дети хором).
Работа у доски с анаграммой.
Открыли учебники на странице 24.Скажите с какой сказкой К.И. Чуковского мы будем работать.
- Догадайтесь мы будем читать всю сказку или отрывок?
- Докажите, что это сказка?
- Какие вы знаете признаки сказки?(фантастические герои, сказочный сюжет, торжество добра над злом).
3) Слежение за чтением под грамзапись.
4) Инсценирование сказки.
-Мы были в роли читателей. А сейчас я предлагаю вам стать актерами.
- Взяли простой карандаш.
- Перечитаем отрывок из сказки, определим действующие лица и сразу определим с какой интонацией мы должны произносить их слова.
(Перечитывание отрывка. Дети определяют действующих лиц).
5) Словарная работа.
Сразу же при чтении разбираем непонятные слова.
- Прочитаем слова Айболита. Определим, с какой интонацией мы должны их произносить.
- Что такое? Неужели ваши дети заболели?( тревога).
- Ладно, ладно, побегу. Вашим детям помогу.( уверенность).
- Только где же вы живёте? На горе или в болоте? (озабоченность).
- Я дальше идти не могу (усталость).
- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо! (нажежда).
- Слова зверей.
-С какой интонацией будем читать слова зверят? (беспокойство, надежда на исцеление).
6) Работа в группах.( развернули стулья. У нас появилось шесть групп. Расставлю таблички – роли в группах.) Определяем группу жюри.
7) Выразительное чтение отрывка у доски. Чтение по ролям (дети надевают на головы маски персонажей.)
8) Жюри отмечает лучших артистов.
9) Итог урока. Рефлексия.
С творчеством какого писателя вы познакомились? Что особенно запомнилось на уроке?
У вас на столе желтые кружочки – это смайлики. Взяли простой карандаш. Если вам урок понравился, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если нет, то нарисуйте грустное лицо. Подарите ваши смайлики нашим гостям.