Орг. Момент. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 1 мин. | - Начнём урок с психологической минутки. Повернитесь к соседу по парте и поочерёдно касаясь одноимённых пальцев рук соседа. - Произносите: - желаю (большой палец), - успеха (указательный), - большого (средним), - во всём (безымянным) - и везде (мизинцами), - здравствуйте (ладонью)! - Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровненько и красиво. | Настраиваться на предстоящую работу. Садиться на места. | Регулятивные - организовывать рабочее место. Познавательные - воспринимать речь учителя. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практический: работа с учебником. Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. | 8 мин. | - Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? - Что для вас значит урок литературного чтения? - Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока литературного чтения? - Прочтите стихотворение на слайде. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. - Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни Ворона и Лисица) - Прочитайте с ускорением. - Прочитайте, замедляя темп. - Прочитайте скороговоркой. - Прочитайте выразительно. - Сейчас, распределитесь на группы, по четыре человека. - На партах у вас лежат листочки с началом строк из басен И.А.Крылова - Определите к каким басням относятся эти строки, допишите строчку и назовите её. - Зачитайте свои ответы. ( Хоть видит око,( да зуб неймёт) (Лиса и виноград) А вы, друзья, как ни садитесь,(всё в музыканты не годитесь) (Квартет) Ты всё пела? Это дело: (Так поди же, попляши!) (Стрекоза и Муравей) Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя,(кума, оборотиться?) (Зеркало и обезьяна) Очков с полдюжины себе она достала; (Вертит очками так и сяк:) (Мартышка и очки) - Что вы знаете о великом русском баснописце? - Предположите тему урока. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Читать стихотворение на слайде. Выполнять речевую разминку. Работать в группах. Зачитывать ответы. Отвечать на вопросы учителя. Формулировать тему урока. | Регулятивные - постановка учебной задачи. Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - воспринимать речь учителя; высказывать предположения; строить речевые высказывания в устной форме. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; со слайдом; прослушивание аудиозаписи. Иллюстративный: работа с иллюстрацией в учебник. | 15 мин. | - Мы продолжаем знакомиться с творчеством И.А.Крылова. Сегодня мы прочтем басню «Слон и Моська», обсудим ее главных героев, определим (найдем) мораль басни. Также мы вспомним героев и поучительный смысл уже известных нам басен великого баснописца. И в результате к концу урока каждый из вас сможет дать ответы на вопросы "Важна ли басня И.А.Крылова в наши дни? Ценен ли их смысл для современного человека и почему?" - Давайте прочитаем на слайде, чем характеризуются произведения басенного жанра? 1) небольшой объём; 2) герои - чаще животные; 3) чаще стихотворная форма; 4) сатира; В баснях высмеиваются зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть. 5) иносказание; 6) мораль; - Что наиболее ценно в содержании басен для читателя? (смысл, поучительность) - Откройте учебник на странице 48. Мы начнем знакомиться с новой басней, мораль которой нам предстоит выявить. - Рассмотрите иллюстрацию к басне И.А.Крылова "Слон и Моська". - Кого вы видите на иллюстрации? - Как выглядят герои басни? Какими художник рисует слона и моську? - Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой. - Слон - огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы. - Рассмотрите Моську. Представьте себе идущего огромного слона и маленькую собачку-забияку, лающую на слона. Ситуация комичная, не правда ли? Сейчас мы прочтем, что об этом написал Иван Андреевич, но прежде подготовимся к первому знакомству с текстом. - Объясните значение данных слов. (зеваки, напоказ, отколе, шавка, диковинка) ЗЕВАКИ – тот, кто слоняется по улицам без дела. НАПОКАЗ – обрати внимание для вида. ОТКОЛЕ – откуда. ШАВКА – непородистая собака, уличная или дворовая. ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещь или явление. - А сейчас, откройте свои тетради, запишите автора и название басни. - Выпишите слова на слайде, и найдите их синонимы. - Давайте вспомним, что такое синонимы? - Молодцы, приступайте к работе. - Зачитайте свои ответы. Срамиться-позориться. Возиться - копошиться, копаться. Забияка - человек, который любит затевать ссоры -задира, драчун. - А сейчас, сядьте поудобнее и приготовьтесь к прослушиванию басни. (Аудиозапись. Басня в исполнении Игоря Ильинского) - Понравилась ли вам басня? Что понравилось? | Слушать учителя. Читать характеристику басен на слайде. Отвечать на вопросы учителя. Работать с учебником. Рассматривать иллюстрацию на слайде. Участвовать в беседе. Воспринимать речь учителя. Объяснять значение слов. Выполнять задание учителя. Вспоминать определение слова синоним. Находить синонимы слов. Слушать басню в исполнении Ильинского. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; строить речевое высказывание в устной форме. |
Физ. Минутка Практический: выполнение двигательных упражнений. | 1 мин. | - Ребята, наверное, вы устали. Давайте выполним физминутку. Мы решили закаляться, раз-два-раз-два! И водою обливаться, раз-два-раз-два! А потом мы полотенцем, раз-два-раз-два! Не забудем растереться, раз-два-раз-два! | Выполнять двигательные упражнения. | Личностные - установка на здоровый образ жизни. |
Решение частных задач Словесный: слово учителя, ответы на вопросы. Практический: работа с учебником; со слайдом; в парах. | 15 мин. | - Рассмотрите иллюстрации к басне. - Какой момент запечатлен на иллюстрации? (На иллюстрации запечатлен момент, когда Слона ведут по улице и Моська на него лает) - Какими художник рисует Слона и Моську? (Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.) - Как ведет себя Слон? Заметил ли он, что у его ног какая-то собачонка? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську) - Что делает Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.) - Кто нарисован слева? (Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.) - Как они смотрят на это событие? (Они смотрят на это событие удивленно и с интересом.) - Что за человек справа от Слона? (Справа от Слона - дрессировщик.) - Слоны хорошо дрессируются, и поэтому их издавна показывают в цирке. Здесь на картинке изображен такой дрессированный слон. Его, видимо, привезли с цирком в какой-то город. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. - Как вы представляете Моську? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться.) - Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен - он даже не замечает ее. - На ваших столах лежат карточки для работы в парах. - Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям: Показывали на улице людям - водили на показ. Невидаль, редкость - в диковинку у нас. Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам - толпы зевак ходили. Откуда-то внезапно вдруг появится - откуда ни возьмись. Перестань себя позорить - перестань срамиться. Предаёт смелости - вот то-то мне и духу придаёт. - А сейчас, давайте почитаем эту басню по ролям. - Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер. Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. | Слушать учителя. Рассматривать иллюстрацию. Отвечать на вопросы учителя. Доказывать свою точку зрения. Слушать учителя. Строить речевые высказывания. Участвовать в беседе. Слушать учителя. Отвечать на вопросы учителя. Воспринимать речь учителя. Работать в парах. Выполнять задание учителя. Читать басню по ролям. Слушать стихотворение. | Коммуникативные - четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли; слушать и слышать. Познавательные - высказывать предположения; строить речевое высказывание в устной форме. |
Итог урока. Словесный: слово учителя; ответы на вопросы; обобщение. | 3 мин. | - И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы. - Кто из этой басни вам нравится? - Кого следует одобрить? - Чьё поведение вызывает осуждение? - В каких словах заключён смысл басни? - Каких людей высмеивает И.А. Крылов в этой басне? - Какой вывод следует сделать? - Актуальна ли басня в наши дни? | Отвечать на вопросы учителя. Анализировать проделанную работу. Делать выводы. | Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. |