kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения :К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФИО учителя: Воронцова Г.П.

Конкспект урока литературного чтения

Класс:3

ОС: Школа 2100

Тема : К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок

Планируемые результаты:

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре

5.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Предметные: правильно читать текст целыми словами,   отвечать на вопросы учителя по содержанию текста, размышлять о поступках героев.

Цели:  Показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

7. Ресурсы: "Литературное чтение» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литературному чтению Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева  Москва БАЛАСС 2014г,, компьютер, презентация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения :К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"»

Конспект урока литературного чтения Выполнила: учитель начальных классов Воронцова Галина Петровна ОУ: «Мари-Турекская СОШ» Мари-Турекского района Республики Марий Эл Класс: 3 Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…» Тема: Как рождается музыка .Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование:1. Мультимедийная презентация 2. Э. Григ.Утро 3. . Э. Григ «Танец Анитры»

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ


Ι. Актуализация знаний.


- Вы, ребята, все готовы?

Так давайте начинать,

Дружно будем отвечать.

1 2

1.Проверка домашнего задания.

2. Речевая разминка. (Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.)

Итак, начнем наш урок с упражнений, которые помогут нам правильно произносить и читать.

1.Прочитать слова с четким проговариванием: (Слайд 2)

кот – рот – вот вол – вёл – вол

день – пень – тень мыл – мил – мыл

лось – нос - вёз коза – коса – коза

2. Разомнем язычки:

а) сначала читаем губами (скороговорка)

«На ёлке шишки, на столе книжки»;

б) шепотом;

в) по рядам;

г) хором;

д) грустно, задумчиво, радостно

Если вы считаете , что на этом этапе урока вы старались, давайте сами себе поаплодируем

3.Что их объединяет? (Слайд 3)

«Жильцы старого дома»

«Кот-ворюга»

«Прощание с летом»

Значит, чье произведение мы будем сегодня читать? Кружковцы работали в сети интернет над информационным проектом . Что же вы про него узнали?

4.Рассказ ученика о К. Паустовском (сайд 4)

– Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом. Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Но Паустовский писал не только о природе, но ещё и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего нас мира и старались своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


II. Развитие умений.

















2 4 2 3 2 1 4

1. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1. Работа с текстом до чтения. (слайд 5) Предположения детей о содержании рассказа по фамилии автора, заглавию, иллюстрации.и по опорным словам: Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген.

 (слайд 6)       События в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с ее сумрачным величием хвойных лесов, и суровой красотой узких морских заливов с крутыми и высокими берегами, которые вы видите на рисунке.

(слайд 7) Я открою вам еще один секрет: этот герой , которого вы видите на картине, всемирно известный композитор Эдвард Григ.

– Что вы знаете об Эдварде Григе? Рассказ про Э.Грига

- Один из древнейших городов западной Норвегии – Берген. Глубокие озера, зеленые склоны холмов и могучие гряды гор. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист. В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии. - С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона. - Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано

5. Итак, что мы сегодня делать? Формулировка детьми темы и цели.

Два великих человека. К.Паустовский и Э.Григ. Они жили давно. Как вы думаете на какой вопрос мы будем искать ответ? (слайд 8)

Что же сделало их бессмертным? Как рождается музыка?

Словарная работа. (слайд 9)

– Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами. Ит.д. ( по презентации)

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение. ( фоновый рисунок (слайд 10,11 )

(отрывок диалога инсценируется детьми)

1часть и Вопросы после прочтения:

- Что в разговоре Дагни и Грига самое главное? (Григ решил сделать девочке подарок).

- Как вы думаете, какой подарок хотел подарить композитор? (музыкальное произведение)

- О каком подарке подумала Дагни? (о кукле, о конфетах предполагают)

- Ребята, а какие подарки вы перечислили? (материальные)

- Подарки бывают материальные и нематериальные (духовные)?

- К материальным подаркам мы отнесем все, что вы уже перечислили кукол, конфеты, игрушки и т.д. Т.е. все, что можно купить за деньги, или сделать из каких либо материалов самим. Эти подарки могут сломаться и тогда мы о них забываем.

- А что мы отнесем к духовным подаркам? (Все то что дарит нам хорошее настроение: музыка, стихи, улыбка, нежный взгляд, эти подарки останутся с нами на всегда, эти подарки всегда актуальны, они находятся вне времени мы помним о них всегда)

- Почему Григу захотелось сделать Дагни? (Она понравилась композитору, тем, что она милая, красивая, чуткая: думает о дедушке, у неё доброе, отзывчивое сердце)

А ещё, ребята, у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила совсем недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э. Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К. Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

- Почему Эдвард Григ не смог подарить то, что он задумал, сразу? (Григ задумал очень сложный духовный подарок, музыку, а маленькие дети «серьёзную музыку» не всегда понимают)

- Сколько лет будет девочке, когда она получит подарок? (она будет достаточно взрослая, 18 лет)

2 часть текста. (слайд 13,14) Чтение детьми цепочкой

Беседа после чтения:

- Что было украшением дома? (рояль) Почему? (композитор сочинял на нем музыку, а потом приходили друзья, очевидно сидели на большом диване и слушали музыку)

- Зачем в рассказ включено это красивое описание зимы? (Красота природы вдохновляет композитора. Композитор черпал вдохновение в том, что его окружает).

Кого видел Григ, когда писал музыку? (Он видел как навстречу ему бежит девушка…).

- Что хотел рассказать Григ своей музыкой Дагни? («Ты, как солнце… Я старик, но я отдал молодёжи жизнь, работу, талант… счастливее тебя Дагни»).

Значит, как создается музыка?

- Все ли окружающие люди думают так же как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? (рассуждают)

- Встречались ли вам люди, которые охотно дарили, давали не только вещи, но и хорошее настроение, улыбку, душу ещё что-то?

- О чем была написана Григом музыка? Прочитайте. ( «Григ думал так и играл обо всем, что думал»).

- Кто был её первым слушателем? (синицы, матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка).

- Какие чувства пробуждала музыка Грига в тех, кто её слушал? Докажите словами из текста. (синицы волновались, снег останавливался, матросы слушали всхлипывая, прачка качала головой и вытирала слезы, сверчок вылезал подглядывал за Григом).

- А почему Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов? (потому что это истинные слушатели им не важно модно это или нет, а важно то какие чувства она вызывает)

  Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?

    Что наполняло его счастьем?

   Как вы считаете, получит ли Дагни обещанный ей подарок?

Интересно, как же это произойдет. Продолжим чтение, чтобы узнать об этом.

2 блок – 3 часть и начало 4 части. («Иначе людям не нужно были бы никакие театры. И Дагни верила...») (слайды 16,17,18 как фоновый рисунок)

         А как вы считаете, кто прав – тетушка Магда, говоря, что нельзя верить всему, что происходит на сцене, или дядюшка Нильс, утверждающий, что в театре нужно верить всему?

3 блок – до конца 4 части (под музыку Э Грига «Утро»).

Какое же чудо произошло в жизни Дагни?

– Как вы поняли смысл последнего предложения?

– Какое место в рассказе вам больше всего понравилось?



         Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Можно ли считать его безвозвратно ушедшим от нас, ныне живущих, или он незримо присутствует в нашей жизни?

7. Обобщение. (слайды 19,20)

Что подарил Григ Дагни? (музыку)

-В чем ценность этого подарка? (размышляют, она дарит хорошее настроение, впечатления, это подарок вечен)

- Для чего Григ подарил девочке музыку? (Чтобы поделиться с ней своими чувствами, радостью, восторгом. Просто подарит ей хорошее настроение)

- Оценит ли этот подарок Дагни? (да, так у неё доброе чуткое сердце)

Что же сделало их бессмертным? (их творчество: К.Паустовского -рассказ, а Э.Грига- его музыка)

- Прочитайте пословицу: Не тот живёт больше, кто живёт дольше.

- Объясните смысл этой пословицы. (долго помнят того человека который делал добрые дела, а не того кто долго жил и ничего не делал для других людей)

- Подходит ли она по смыслу к этому произведению. (да)

- К какому из героев и почему мы ее отнесем? (к Григу он подарил музыку)    Григ живет в своих бессмертных произведениях. Его душа через музыку говорит с нами, передает свой опыт, чувствование и знание жизни. Те, кто живет в душах людей, не ушли из жизни. Они влияют на нас, а значит, живут.

         Музыку таких людей исполняют и после смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это и сделал К.Паустовский.

3. Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро».

Перед прослушиванием:

– Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты.

После прослушивания:

– Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали?

– Почему меняется музыка? (Нарастание звучания помогает увидеть, представить восход солнца.)

– Найдите во 2-й части строчки, в которых выражено главное настроение мелодии, сочинённой для Дагни. («Я видел жизнь. ...она удивительна и прекрасна».)


– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.



Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.



ΙΙΙ. Итог.


-Скажите коротко, о чем этот рассказ?

- Какова главная мысль? ( Человек должен жить видя, слушая и чувствуя все то прекрасное, что нас окружает .Тогда его жизнь будет прожита не зря.)


– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Рефлексия «Букет настроения» Цветы в корзину.
В начале урока детям раздаются бумажные цветы: голубые и красные. В конце урока учитель говорит:«Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что – то новое, то прикрепите к корзине красный цветок, а если не понравилось, то - голубой». 



ΙV. Домашнее задание.


1. Задание 1 в тетради, с. 51. Подготовить подробный пересказ 1-й и 2-й частей, для этого выписать ключевые слова, которые помогут дать описание:

I вариант: осеннего леса;

II вариант: зимнего города;

III вариант: дома композитора.

2. Озаглавить части (задание 2, с. 51).

Окончание урока. - А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кому понравился рассказ К.Г. Паустовского, кому понятно как должен жить человек. - А теперь я попрошу вас всех встать. Давайте стоя похлопаем в ладоши, тем самым поблагодарим великого писателя за прекрасный рассказ и Эдварда Грига за чудесную музыку









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературного чтения :К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Автор: Воронцова Галина Петровна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253628


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства