Актуальность урока: не секрет, что на сказках легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Такие методы, как чтение, беседы, игра, приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению»
Урок путешествие «По страницам волшебных сказок»
Актуальность урока: не секрет, что на сказках легко строить воспитательную работу с классом по формированию чувства любви к Родине, толерантности, формировать навыки справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий. Такие методы, как чтение, беседы, игра, приобщает его к духовным ценностям, обогащают его словарный запас, любовь к народному творчеству.
Цели:
1)образовательные: Закрепить знания по сказкам; развивать познавательную активность, расширять словарный запас; приобщить детей к литературе, как искусству слова;
2)воспитательные: воспитывать интерес и любовь к чтению, уметь работать самостоятельно и дружно, согласованно, в команде; формировать у учащихся доброе взаимоотношение, внимание, чуткость по отношению друг к другу; прививать навыки культурного общения.
Личностные УУД: осознание значимости сказок, их поучительного смысла, высказывание своей точки зрения и уважение мнения одноклассников. Проявлять позитивное отношение к чтению сказок и желание создавать (придумывать) сказку.
Предметные УУД: повторение и усовершенствование знаний по сказкам. Познавательные УУД: умение соотносить вопросы с содержанием произведения, искать и находить нужную информацию; формировать способность принимать и сохранять поставленную цель и задачи. Регулятивные УУД: умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, умение контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные УУД: умение интегрироваться в группу сверстников, слушать и вступать в диалог в коллективном обсуждении проблемы;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, видео «В гостях у сказки», музыкальные фрагменты из сказок, иллюстрации к сказкам в виде пазлов; классная библиотека; наглядные сказочные предметы и герои сказок, листы по количеству детей и цветные карандаши, песочные часы.
Предварительная работа: рисунки детей на тему «Сказка приходит к нам! ».
Ход занятия:
Звучит отрывок из песни «В мире много сказок» Музыка — Владимира Шаинского. Слова — Юрия Энтина.
I. Организационный момент.
Учитель: - Здравствуйте мальчишки и девчонки!
- Вы догадались, чему будет посвящен наш урок?
-Вы любите читать сказки?
-А путешествовать?
Учитель: -Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие .Куда?
А вот послушайте
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…(ответы детей)
Учитель: совершенно верно. Мы отправляемся в
путешествие “По дорогам русских народных сказок”.
- Ну что отправляемся в путешествие?
II. Целеполагание и мотивация.
1.Учитель: - Путешествие – это всегда весело и интересно, если путешествуешь с друзьями. Но в сказке нас могут ждать не только чудеса, но и опасные приключения. Для того, чтобы зло не одолело нас, нужно работать сплоченной и дружной командой. Вспомним правила работы в команде.
Учитель: - А девиз дружной команды знаете? («Один за всех и все за одного»).
(На доске маршрутная карта сказочной страны.)
2.Припоминание
-Следуя по сказочному пути, надо внимательно слушать задания. Отвечать, поднимая руку и не кричать.
- Следить за временем, на каждую остановку даётся 4 минуты. Разобраться со временем нам помогут волшебные песочные часы.
- Прежде чем, следовать дальше, на карте нужно отметитить свой пройденный путь.
- Всего у нас будет 5 остановок.
3. - Ну что отправляемся в путешествие?
Учитель: В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней обычны слова и выражения: “жили-были”, “братец”, “сестрица”, “дед”, “баба”, “избушка, - а реальный мир преображён. Мы узнаём и не узнаём его.
Звери в сказках говорят, рассуждают, хитрят, обманывают, дружат. В русских сказках много фантастического: Змей Горыныч, русалки, Баба-Яга, Кощей, морской царь. В сказках рассказывается о чём-то невероятном, невозможным в реальной жизни.
Правда сказок в том, что хотя и говорится о животных, а описываются похожие человеческие ситуации – тем сказки и интересны.
III. Основная часть.
1Остановка- Интеллектуальная.
-Царство Кощея Бессмертного. Что приготовил нам Кощей? В течение 4 минут нужно ответить на вопросы.
1.Берегись болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
Славный доктор ….
(Ответ: Айболит)
2. Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома.
(Ответ: Белоснежка)
3. Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Ответ: Буратино)
4. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(Ответ: Емеля)
5. Так быстро от принца девица бежала,
Что туфельку даже она потеряла.
(Ответ: Золушка)
6. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился ….
(Ответ: Колобок)
7. В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Ответ: Красная Шапочка)
8. Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Ответ: Мышка)
9. Он разбойник, он злодей,
Свистом он пугал людей.
(Ответ: Соловей—Разбойник)
10. «Нам не страшен серый волк,
Серый волк — зубами щелк»
Эту песню пели звонко
Три веселых ….
(Ответ: Поросенка)
11.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)
12.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
13.Пусть она - как есть, плутовка,
От макушки до хвоста.
Шубка, рыжая головка,
Как зовут ее? (Лиса)
14.Красна девица грустна:
ей не нравится весна,
ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
15.Вымолвил словечко – покатилась печка.
Прямо из деревни к царю да царевне.
И за что, не знаю, повезло лентяю. (Емеля)
Молодцы! Отмечаем пройденную остановку и отправляемся дальше.
2 Остановка - Волшебная библиотека. Здесь царствует Баба-Яга.
- Все книги разбросала. Ребята, что такое библиотека? Зачем мы приходим в библиотеку? Как в библиотеке быстро найти нужную книгу? (ответы детей)
-Баба-Яга навела здесь жуткий беспорядок. Наша задача навести порядок.
1.Ребятам предлагается набор книг(5-6 сказок) .Надо расставить их в алфавитном порядке.
2. Вопросы из мешочка Бабы Яги:
1. В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него на двенадцати камнях сидело двенадцать человек. Как называется эта сказка? Назовите их имена. ( « Двенадцать месяцев». Январь, февраль, …)
2. Какие волшебные предметы есть в русских сказках? ( палочка, гребень, топор, Шапка-невидимка, дубинка и т. д.)
3. Способ передвижения бабы-яги. ( Ступа)
4. Так иногда называют в сказках лису. ( Кумушка)
5. Любимая книга Буратино. ( Азбука)
6. Гордость Марьи- красы. ( Коса)
7. Сестрица Иванушки. ( Аленушка)
6. «Дополните имя сказочного героя»
• Кощей…
• Иван…
• Баба…
• Василиса…
• Крошечка…
• Мальчик…
• Змей…
3.Волшебная разминка.
Физкультурная минутка "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
- Молодцы! Отмечаем пройденную остановку и отправляемся дальше.
3. Остановка Картинная галерея « Собери сказку». В гостях у Колдуна Черномора
- В книгу сказок забрался злой волшебник и разрезал ножницами картины сказок. Давайте попробуем их восстановить.
Учитель:- Ребята, что такое картинная галерея и зачем люди туда приходят? Вы молодцы, то же приготовили красивые рисунки по сказкам, и галерея у вас получилась просто замечательная. Но вот картины , которые разрезал злой волшебник , надо восстановить и назвать сказку, которая на ней нарисована. (Ребята собирают пазлы и называют сказки).
-Молодцы! Отмечаем пройденное царство и отправляемся дальше.
4 Остановка - Музыкальный киоск. В гостях у Кикиморы
Учитель: Видно очень музыку любит наша барышня, если собрала у себя целую фонотеку из сказок. Чтобы пройти дальше мы должны отгадать каким сказкам принадлежат мелодии. (Ребята слушают мелодию и называют сказку).
-Молодцы.! Отмечаем пройденную остановку и отправляемся дальше.
5 Остановка - Художественная. В гостях у Аладдина.
Учитель: Аладдин приготовил нам испытание.
Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать сказочных героев и нарисовать одного из них.
1.Чтоб друга верного спасти, ей полстраны пришлось пройти: от разбойников бежать, в снежной буре замерзать, через льды перебираться, с королевою сражаться (Герда).
2.В детстве все над ним смеялись, оттолкнуть его старались: ведь никто не знал, что он белым лебедем рожден (Гадкий утенок).
3.Предупредить я вас должна: я так хрупка, я так нежна, что через тысячу перин горошину одну я буду чувствовать всю ночь и так и не засну! (Принцесса на горошине).
4. Я – царевна молодая, красотой, умом блистаю, но с одним лишь я изъяном: я – царевна… (Несмеяна).
5.Много серебра и злата в сундуках своих он прятал. В мрачном он дворце живет и чужих невест крадет (Кощей Бессмертный).
6.Братишка ей не подчинился и вот в козленка превратился, когда водицы из копытца он в знойный день решил напиться (Алёнушка).
7.Оперением горя, вся сверкает, как заря, а Иван – дурак ночами ее ловит для царя. Он ей в хвост сумел вцепиться, а зовут ее… (Жар-Птица).
8.Работать умела красиво и ловко, в деле любом проявляя сноровку. Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашку, узор вышивала, лебедью белой в танце плыла… Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).
(Ребята отгадывают и рисуют).
-Молодцы! Отмечаем пройденную остановку.
IV. Подведение итогов.
Учитель:- Ребята, посмотрите, пожалуйста, всё ли мы выполнили, ничего не забыли? Ребята проверяют маршрутную карту.
-Нам нужно вернуться в наш класс, откуда мы отправились в наше путешествие. Выполним волшебную разминку перед дорогой.
Мы три раза хлопнем громко,
Мы три раза топнем громко,
Прыгнем в высоту три раза
И покружимся три раза.
Учитель: -Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Мы вернулись в свой родной класс. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь, вспомнить любимые сказки,сказочных героев и узнать много нового.
-С какими героями сказок, мы сегодня с вами встретились?
-Какой герой вам больше всего запомнился и чем?
-Понравилось ли вам наше путешествие?
-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки?
Учитель:- Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.
-. Помните, что в сказках заключена мудрость народа, и если вы будете читать сказки, то станете умнее и мудрее.