kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок воспитательног характера, помогает привить любовь к малой родине
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"»











Модуль «Светская этика»

Конспект урока


Тема: «Россия — наша Родина»


Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2 г.Никольска»


Беляева Елена Петровна








2016 год




Цель: формировать целостный образ России как многонациональное государство.

Задачи:

  • познакомить с понятиями духовный и материальный мир

  • развивать критическое мышление

  • направить на доброжелательное отношение к окружающим людям

Необходимое оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку

Дидактическое обеспечение

Учебник А. Я. Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.













          1. План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся


          1. Этап урока
          1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
          1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
          1. Формируемые УУД
          2. (с указанием конкретных действий)


1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

-Звучит песня Ю. Антонова «Родные места»

-О чём пел автор-исполнитель Ю. Антонов?

-Беседа и обсуждение с детьми темы урока.

-Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему?

Что для нас является Родиной?

-Презентация (слайд № 1)




-Звучат ответы детей:

(О любви к Родной земле).

Формулируется и записывается тема урока «Россия - наша Родина»

Ученики высказываются, как они понимают тему урока.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Первоначально заполняют графу « знаю »

Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия;


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-А какое определение о Родине можно найти в словарях? (работа со словарём)

Беседа с учащимися.

-Как называется страна в которой мы живём?

-Кто является главой нашего государства?

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них?

Презентация (слайд № 2)

- Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. ----Покажите.

РОДИНА-1.Отечество, родная страна.

2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь.

-Этимология. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити.

-Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Заполняют графу «хочу знать»

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников.


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.


Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,


-Что такое Родина для каждого из нас?

Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями.

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — ма­чеха.


Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

— Это место, где стоит наш дом, наша школа.

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.




Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.


4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

Презентация (слайд № 3)

Работа с учебником (стр. 4-5)

Обсуждение по вопросам.

Толстые вопросы:

-Объясните, почему мы нашу страну называем Отечеством?

-В чём различие между материальным и духовным миром?

-Почему, вы считаете, что нужно сохранять культурные традиции семьи?

Тонкие вопросы:

-Что такое культурные традиции?

-Что такое духовный мир человека?

-Мы живём в обществе, среди людей. Являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.


Чтение текста из учебника.



Ответы детей на толстые и тонкие вопросы.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица);


5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Материальный мир.

Вещи, предметы, явления природы, человек

Презентация (слайд № 4-5)

Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку) – это знания и информация. Отношения между людьми и др.

Презентация (слайд № 6)

Слово и образ…Какой образ возникает в вашем воображении при звучании этих слов?

(Дети записывают слова – ассоциации)



Познавательные УУД:

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование);


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Выборочное чтение.

(стр. 5) 2 и 3 абзац

Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)

Презентация (слайд № 7)

Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слово «традиция» дети записывают в словарик.

Работа с таблицей:

знаю

хочу знать

узнал

Заполняют графу «узнал»

Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Выполнение игрового задания.

Использование метода «Мозговой штурм».


А) Игровая ситуация:

представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?

Презентация (слайд № 8)

Ответы детей.(Могут быть разные, фиксировать на доску)

Возможные варианты: буду общаться жестами, попытаюсь объяснить некоторые слова из своего языка, положу оружие на землю.

Приходим в результате к единому мнению:

(возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку)


Коммуникативные УУД:

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей.


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Диалог:

-Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

Презентация (слайд № 9)

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.

Ответ:

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

Каждый желающий делится полученными знаниями, что такое Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?

СИНКВЕЙН

Родина

Огромная, красивая

Я горжусь тобой, люблю тебя

И тропинка, и лесок, и всё здесь милое,

Это — Земля моя!


Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).

Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей. Напишите мини-сочинение «Наши семейные традиции»

Вывод.

Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в листочках ставят разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял)

Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

Автор: Беляева Елена Петровна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385783

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина""
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "249665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446955036"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Презентация для урока ОРКСЭ - Россия -наша Родина "
    ["seo_title"] => string(53) "priezientatsiia-dlia-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "229544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441789513"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина" . Модуль - Основы православной культуры. "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-orkse-rossiia-nasha-rodina-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "231176"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442410454"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Россия - наша Родина" "
    ["seo_title"] => string(63) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-orkse-rossiia-nasha-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "114946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411746205"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) ""Россия-наша Родина" (ОРКСЭ) "
    ["seo_title"] => string(26) "rossiia-nasha-rodina-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "104321"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402682996"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства