| - Этап урока
| - Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
| - Деятельность обучающихся с указанием форм организации
| - Формируемые УУД
- (с указанием конкретных действий)
|
| 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | -Звучит песня Ю. Антонова «Родные места» -О чём пел автор-исполнитель Ю. Антонов? -Беседа и обсуждение с детьми темы урока. -Какое определение слову Родина предложили бы вы? Почему? Что для нас является Родиной? -Презентация (слайд № 1) | -Звучат ответы детей: (О любви к Родной земле). Формулируется и записывается тема урока «Россия - наша Родина» Ученики высказываются, как они понимают тему урока. Работа с таблицей: Первоначально заполняют графу « знаю » | Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение) Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; |
| 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | -А какое определение о Родине можно найти в словарях? (работа со словарём) Беседа с учащимися. -Как называется страна в которой мы живём? -Кто является главой нашего государства? - Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы - флаг, герб и гимн. Что вы знаете про них? Презентация (слайд № 2) - Покажите на карте Россию. Назовите столицу России. ----Покажите. | РОДИНА-1.Отечество, родная страна. 2.Место рождения, происхождения кого-, чего-нибудь. -Этимология. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. -Синонимы: Отечество, Отчизна, родная страна, мать-земля. Работа с таблицей: Заполняют графу «хочу знать» | Регулятивные УУД: корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: использование словарей, справочников. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | - О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы. Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, -Что такое Родина для каждого из нас? | Дети работают в паре, составляют эти пословицы, соединив части линиями. ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. Ответов на этот вопрос может быть много: — Родина – это страна, в которой мы родились и живем. — Земля, которую наши предки защищали от врагов. — Родина – это наш край, город, поселок. — Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди. — Это место, где стоит наш дом, наша школа. | Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
| 4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | - Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»? Презентация (слайд № 3) Работа с учебником (стр. 4-5) Обсуждение по вопросам. Толстые вопросы: -Объясните, почему мы нашу страну называем Отечеством? -В чём различие между материальным и духовным миром? -Почему, вы считаете, что нужно сохранять культурные традиции семьи? Тонкие вопросы: -Что такое культурные традиции? -Что такое духовный мир человека? | -Мы живём в обществе, среди людей. Являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне. Чтение текста из учебника. Ответы детей на толстые и тонкие вопросы. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица); |
| 5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Материальный мир. Вещи, предметы, явления природы, человек Презентация (слайд № 4-5) Духовный мир (аудиозапись и видео из приложения к уроку) – это знания и информация. Отношения между людьми и др. Презентация (слайд № 6) | Слово и образ…Какой образ возникает в вашем воображении при звучании этих слов? (Дети записывают слова – ассоциации) | Познавательные УУД: переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование); |
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Выборочное чтение. (стр. 5) 2 и 3 абзац Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир». - Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым? - Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям) Презентация (слайд № 7) | Находят ответ в учебнике и пересказывают. Слово «традиция» дети записывают в словарик. Работа с таблицей: Заполняют графу «узнал» | Личностные УУД: самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности). Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора) Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; установление причинно-следственных связей. |
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Выполнение игрового задания. Использование метода «Мозговой штурм». А) Игровая ситуация: представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации? Презентация (слайд № 8) | Ответы детей.(Могут быть разные, фиксировать на доску) Возможные варианты: буду общаться жестами, попытаюсь объяснить некоторые слова из своего языка, положу оружие на землю. Приходим в результате к единому мнению: (возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку) | Коммуникативные УУД: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции людей других национальностей. |
| 8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Диалог: -Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево? Презентация (слайд № 9) Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны. Особое место среди них занимают религиозные культуры и морально-этические нормы. Следуя им, человек не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным. | Ответ: (Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.) Каждый желающий делится полученными знаниями, что такое Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? СИНКВЕЙН Родина Огромная, красивая Я горжусь тобой, люблю тебя И тропинка, и лесок, и всё здесь милое, Это — Земля моя! | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем). Регулятивные УУД: корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
| 9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока? А есть ли в вашей семье традиции? Какие? - Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи? - Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей. Напишите мини-сочинение «Наши семейные традиции» | Вывод. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной. Дети в листочках ставят разноцветные значки: красный - расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий - думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный - постараюсь запомнить; жёлтый - есть вопросы (не понял) | Коммуникативные УУД: строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |