Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина" . Модуль - Основы православной культуры.
Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина" . Модуль - Основы православной культуры.
Данный урок ОРКСЭ проводится в 4 классе и направлен на воспитание национальной гордости и готовности сохранять, распространять и преумножать ценности русской культуры для развития паириотических чувств; любви к Родине, терпимости и уважения друг к другу.методы и технологии обучения: словесный, частичнр-поисковый, наглядно-иллюстративный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Россия - наша Родина" . Модуль - Основы православной культуры. »
Конспект урока
I. Организационный момент
Весёлый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
II. Самоопределение к деятельности (формулирование темы урока)
(Слайд 1)
1. Учитель:
Начать наш урок я хотела бы, прочитав эпиграф:
«Россия – Родина святая, Люблю тебя я всей душой Россия – ты обитель рая. Горжусь великою страной»
– Как вы думаете, какая будет тема нашего урока?
(Ученик: Тема нашего урока: «Россия – наша Родина») (Слайд 2)
Ученик читает стихотворение:
Мы о России будем говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать – Россия.
2. Звучит песня «С чего начинается Родина?» (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера)
3. Стихи о Родине (5 учеников)
1. Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель,
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая:
– Лучше нет родного края!
2. Где зелёной тучей тополя
Застят неба голубой простор,
С ясным солнцем повстречался я,
С ясным солнцем начал разговор.
– Солнышко, ты в блеске и тепле
Проплываешь у любых ворот.
Где всего прекрасней на земле?
И какой понравился народ?
– Каждый, – шепчет солнышко, – хорош.
Не могу обидеть никого.
А где ты родился и растёшь,
Там, дружок, прекраснее всего.
Горы, море или ширь полей
Родина! Она всего милей!
3. Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор
4. А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Константин Дмитриевич Ушинский, известный русский педагог, писал: «Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и родина».
III. Актуализация опорных знаний
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группе и определить значение предложенных слов.
На столе у каждой группы обучающихся конверт со словами. (Приложение 1)
1 группа 2 группа
отец род отчество родной Отечество родитель Отчизна Родина
Учащиеся каждой группы дают определение словам: «Отчий дом» – дом твоего отца. «Отчество» – величание по имени отца. «Отечество», «Отчизна» – земля наших предков и т.д.
Учитель: Есть ли слова – понятия из первого и второго столбика одинаковые по значению? – Какой можно сделать вывод?
(Ученик: слова-понятия Родина и Отечество, одинаковые по значению)
Учитель: Для всех для вас это маленькая родина. А вот если объединить все маленькие родины, всех ребят, то получится одна большая Родина всех наших людей, наша страна Россия. Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту и, конечно же, хорошо знать историю своей страны.
– Что вы уже сейчас знаете о своей стране?
Учитель: Россия – самая большая в мире страна. Её площадь более 17 млн. км2.
(Слайд 3)
Стихотворение читает ученик:
Как велика моя земля,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – зима и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже встречает солнце.
Богатства России
Учитель: Наша страна – самая богатая природными ресурсами страна. (Слайд 4)
(3 ученика читают стихи)
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз –
Это у нас! Это у нас!
В чаще кедровой,
В трущобах таёжных
Много лисиц и куниц осторожных,
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля!
Учитель: (Слайд 5) Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.
Наша страна стала первым в мире государством, отправившим в космос человека. Этим человеком стал Ю. А. Гагарин. Наша страна стала первой в мире ядерной державой. Наша страна создала лучшую в мире науку, культуру и искусство.
Государственные символы России (Слайд 7)
Учитель: Ребята, какой город является столицей нашей Родины?
(Столица нашей Родины – Москва. Это самый большой город в стране и один из самых красивейших в мире.)
– А кто возглавляет нашу страну?
(Главой нашего государства является президент Владимир Владимирович Путин)
Учитель: Каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. Об этом записано в Конституции – основном законе страны. Там же написано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам. (Слайд 8)
– Знаете ли вы, что является символами государственности России? (Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.)
Учитель: Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах. Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности, будь то международный форум, спортивные соревнования или военный парад.
Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине.
Герб (Слайд 9)
Учитель: Герб России – самый древний государственный символ. Он представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, красный щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Двуглавый орёл – древний символ царских династий. В России впервые появился при Иване ΙΙΙ. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Две главы – единство церкви и государства. Святой Георгий – победа добра над злом.
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Флаг
Учитель: – А сейчас угадайте следующий символ государственной власти:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России честь и знак –
Бело-сине-красный …(флаг). (Слайд 10)
– Кто знает, когда поднимают флаг?
(Государственные флаги поднимают над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают улицы. Флаг поднимают, когда наши спортсмены одерживают победу в международных соревнованиях.)
2 ученика рассказывают о флаге:
1. Цвет флага никогда не выбирается случайно. Это связано с традициями народа, его любимым цветом.
2. Государственный флаг России – прямоугольное полотнище с тремя равными по величине горизонтальными полосами: белой, синей, красной. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. Считается, что белый цвет выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный – готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг Российской Федерации был принят в 1991 году.
Учитель: Меняется внешний вид гербов, окрас государственного флага. Но одно осталось неизменным: флаг и герб – это не только символы нашей страны, но и гордость, величие, могущество нашего государства. Флаг и герб России овеян славой сынов Отчизны. С Флагом шли в бой, умирали, заслоняя грудью.
Гимн (Слайд 11)
Учитель: – А теперь поговорим ещё об одном государственном символе – гимне. Что это такое – гимн?
Выступает 1 ученик.
Гимн в переводе с греческого означает «торжественная песня». Это особое музыкальное произведение, отличающееся образностью литературного языка, торжественной, запоминающейся мелодией, маршевым ритмом.
1 января 2001 года, государственным гимном стало произведение с современным текстом С. В. Михалкова на музыку А. В. Александрова. Текст гимна утверждён Государственной думой и Президентом.
Гимн слушают и исполняют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Когда исполняют гимн, мужчины снимают головные уборы.
Звучит 2 куплета гимна, затем звук убрать (Слайды 12 –28)
Учитель: Наш народ очень любит Родину и сочинил о ней много пословиц, стихотворений, музыкальных произведений.
Игра «Собери пословицу» (работа в группах) (Приложение 2)
На столе у обучающихся конверт со словами пословиц:
Всякому мила родная сторона.
Человек без Родины, что слово без песни.
Родной куст и зайцу дорог.
С родной земли умри – не сходи.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Дома и стены помогают.
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
IV. Открытие новых знаний
Учитель: Все мы гордимся своей Родиной, одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А вот великий поэт А.С. Пушкин написал в свое поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
– Как вы понимаете выражение «Русский дух»? Подберите к слову дух однокоренные слова (Ответы – духовный, душевный)
Учитель: Наш мир, ребята, делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный).
– Что же такое духовный мир?
Работа по учебнику.
– Обратимся к учебнику (стр.4). (Обучающиеся читают в учебнике определение духовного мира).
– Запишите словосочетание в словарик.
Подбор слов – антонимов (работа в парах) (Приложение 3)
Высокое –
Светлое –
Красивое –
Доброе –
Любовь –
Честь –
Правда –
– Подберите к этим словам антонимы (Дети подбирают слова)
– Действительно, слова первого столбика являются вечными ценностями.
– Кто может дать объяснение этому словосочетанию?
– Давайте запишем это словосочетание в наш словарик.
Вечные ценности – это то, что особо значимо для каждого человека и для общества в целом. (Слайд 29)
– Как вы думаете, какие бывают ценности? (Ученик: ценности бывают материальные и духовные) (Слайд 30 – 31)
– У каждого народа – своя культура и свои традиции. Как вы понимаете, что такое традиции? Давайте обратимся к толковому словарю.
(Слайд 32)
Традиция – передача образцов и норм духовной жизни, священных текстов, ритуалов и нравственности из поколения в поколение.
– Запишите данное слово в свой словарик.
(Слайды 33-35)
– Какие бывают традиции?
(Ответы детей: духовные традиции, национальные (в том числе русские традиции), семейные традиции и другие)
Учитель: все традиции объединяют Россию.
Работа по учебнику.
– Обратимся к учебнику (стр.5). (Обучающиеся читают в учебнике понятие культурные традиции).
V. Закрепление
Задания из рабочей тетради. (Приложение 4)
VI. Рефлексия
(Приложение 5)
Групповая работа: закончить предложения. (Каждая группа получает карточку)
Моя Родина – это …
На уроках я хочу узнать больше о своей Родине, …
Когда я вырасту, я хочу …
Чтобы счастливо жить, надо …
После выполнения задания, каждая группа зачитывает свои предложения.
Моя Родина – это моя страна, моё отечество, Российская Федерация.
Моя Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
История России очень интересна, и её ещё долго можно изучать.
Чтобы счастливо жить, надо друг друга любить и всегда помогать.
Когда я вырасту, я хочу сделать все, чтобы жизнь у себя на Родине была лучше и достойнее.
Учитель читает слова Патриарха Кирилла (Слайд 36)
Учитель: Ребята, вы подготовили рисунки «Моя Родина – это…»(Слайд 37 – 38)
(Каждый ученик к своему рисунку читает строчки стихотворения)
У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень.
Для меня Россия – белые берёзы,
Для меня Россия – утренние росы,
Для меня Россия – ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
Ты, моя Россия, песни петь умеешь.
Ты, моя Россия, неразлучна с нами.
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!
VII. Итог урока
(Слайд 39)
Учитель: Молодцы!
Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, традиции, гордились своей страной. Вы, дети России, надежда и будущее нашей страны.
Родина моя, моя Россия! Как сказать тебе, Что я тебя люблю. Это море, это небо синее, Эту жизнь в родном моём краю. Этот дождь и эти вьюги злые, Эти клёны, эти тополя. Родина моя, моя Россия! Как сказать, что я люблю тебя!
VIII. Домашнее задание
Стр. 5 (учебник). Вопросы и задания
– Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье. – Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.
– Оформите страницу вашего словарика своими рисунками или иллюстрациями.
Используемая литература
Учебник А. В. Кураев «Основы православной культуры», 4 – 5, 2012 год
Интернет – материалы
Методические рекомендации для учителей курса «Основы религиозных культур и светской этики»