Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира В берёзовой роще»
Урок окружающего мира по теме: "Березовая роща"
Педагогические цели урока:
- способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса;
– повторить и обобщить знания детей о березе, познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира березового леса;
- создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду
– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие;
– воспитывать ответственное отношение к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;
Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.
Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о связях между компонентами леса.
- Отгадав загадку вы узнаете о какой роще пойдет речь.
- … прочитай загадку.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
- Назовите тему урока. (Березовая роща)
- Зная тему урока, какие задачи можем перед собой поставить?
1. Что такое березняк?
2. Кто живёт в берёзовой роще?
3. Что растёт в берёзовой роще?
- Также узнаем, как живые существа приспособились к условиям жизни в березовой роще.
Открытие новых знаний.
Знакомство с текстом учебника стр.36-37. Выделение отличительных признаков березового леса.
- Начнем знакомство с березовой рощей, откройте учебник на стр.36-37. Сегодня наши друзья Маша и Петя с другом семьи – биологом Николаем Ивановичем отправляются в березовую рощу. Давайте послушаем рассказ Николая Ивановича. (1 ряд читает текст по абзацам)
- Какое дерево преобладает в березняке?
- Какие условия создает береза для других обитателей? (белые стволы отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу всегда светло и растут светолюбивые растения)
- Что означает слово светолюбивые? (любят свет)
- Прочитайте остальные слова на экране
- Что вы можете сказать об этих словах? (прилагательные, состоят из двух частей). Объясните значения слов:
светолюбивые
теневыносливые
влаголюбивые
засухоустойчивые
теплолюбивые
холодостойкие
- О каких растениях можно сказать теневыносливое? Влаголюбивое? Засухоустойчивое? …
- Какие из этих слов подходят для описания берёзы? (светолюбивое, холодостойкое)
Ознакомление с типичными растениями березового леса
- А теперь давайте отправимся в виртуальную экскурсию по березовой роще. Экскурсию проведут Диана, Ц.Катя, И.Катерина, Резеда и Айнур. Ребята расскажут нам о растениях березняка.
Сообщения учеников.
1)Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.
Иван-да-марья травянистое однолетнее растение с жёлтыми цветками и ярко-синими прицветниками, то есть верхними листьями растения. В России растет чаще всего по рощам и лугам, а также по лесным опушкам.
2) Род колокольчиковые насчитывает более 400 видов, в России встречается около 150 видов колокольчиков. Слово колокольчик уменьшительное от слова колокол, которое характеризует форму цветка. Цветок голубой или фиолетовый разных оттенков, порой лиловый, изредка белый.
Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.
3) Лю́тик — род травянистых растений семейства Лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. У большинства видов пять лепестков и множество тычинок и пестиков. Этот цветок чаще встречается желтого, реже белого, розового, красного, сиреневого и голубого оттенка. Этот красивый цветок предпочитает лесные и пойменные луга, негустые леса, берега ручьев и рек, окраины болот.
4) Орешник или лещина обыкновенная относится к семейству березовых. Дикорастущая лещина обыкновенная представляет собой ветвистый кустарник с большим количеством стволиков, 10-20 и более, высотой 3-4 м. В диком виде заросли лещины широко распространены на юге России, она встречается и в Башкортостане, Татарстане, Южном Урале. Плоды считаются ценным продуктом - содержат все необходимые для организма элементы питания: белки, жиры, углеводы, витамины группы А, В, С, Д, Е, Р, К.
Плоды созревают во второй половине августа – начале сентября. Они собраны в группу от 2 до 5 шт.
5) Крушина – род древесных растений семейства крушиновые.
Крушина растет в виде кустов или небольших деревьев, в перелесках, на опушках, на берегу рек и озер. Кора темная, листья глянцевые, овальной формы. Цветет растение обильно с середины мая по июнь невзрачными желтыми цветами, на месте которых позже появляются ягоды-костянки, вначале зеленые, позже красные, в середине августа они поспевают, и становятся черными. Ягоды крушины невкусные, ядовитые, но птицы, особенно дрозды, поедают плоды крушины, так семена разносятся по всему лесу.
- Спасибо, ребята. Сейчас возьмите в руки листы с заданиями, найдите задание №2. … прочитает его.
- Проверим себя. Кто согласен с …
- Оцените себя за работу с таблицей в листах самооценки.
- Здесь была ловушка. Ребята, какое слово здесь лишнее? (ель, т.к. не растёт в березовой роще)
Ознакомление с типичными животными березового леса
- Продолжим нашу виртуальную экскурсию по берёзовой роще игрой «Узнай по голосу».
- Экскурсию проведут Лиза, Алина, Адам, Яна, Салихова Вика и Рияз.
Рассказы детей.
Серая ворона. Чёрную и серую ворону рассматривают как подвиды одного вида.
Средняя длина — 50 сантиметров, размах крыльев — до 1 метра. В среднем несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый клюв. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост чёрные со слабым металлическим блеском. Голос — разные это разные варианты карканья, наиболее частый сигнал — хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». Воро́ны — всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; также растительной пищей — растениями и их семенами, а также пищевыми отбросами и падалью, что имеет большое значение для санитарии. Вороны отличаются сообразительностью.
Во́рон— вид птиц из рода вороновых. Длина тела достигает 60—70 см, размах крыльев 120—150 см. Другие характерные особенности: очень массивный, высокий и острый клюв, и удлинённые перья на горле, которые называются «борода».
Окраска всего тела однотонная, как у чёрной вороны и грача. Оперение взрослой особи чёрное с металлическим отливом — синеватым или фиолетовым сверху, и зеленоватым снизу.
Голос ворона — громкое, трубное, гортанное «крух» или отчётливое «ток», а также всем известное карканье.
- Рассмотрите фотографии вороны и ворона, какие различия во внешности вы заметили?
Сорока - птица семейства вороновых из рода сорок. Сорока — это оседлая птица, но в некоторых странах также и перелётная. Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и её легко узнать. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белы и концы крыльев. Длинный хвост и крылья — чёрного окраса.
Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Некоторые сороки имитируют голоса других видов птиц, подражают различным звуковым сигналам, стрёкоту саранчи и т.д..
Сорока – одна из самых умных птиц. Сорока — единственная птица способная узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает собственное отражение как другого попугая.
Обыкновенная кукушка – самый известный представитель из семейства кукушковых.
Размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Представители семейства обитают в лесу, но некоторые предпочитают более открытую местность. Большинство видов питаются насекомыми, в том числе мохнатыми гусеницами, которых избегают многие птицы. Многие виды кукушек являются гнездовыми паразитами. Они откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, в результате они обычно выкидывают яйца или птенцов их приёмных родителей, после чего хозяева гнезда выкармливают только птенцов кукушек.
Зяблик - певчая птица семейства вьюрковых. Зяблик размером с воробья, длина тела составляет около 14,5 см. Вес зяблика составляет 15—40 граммов. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. В дикой природе зяблик живёт в среднем 2 года, в неволе продолжительность жизни составляет до 12 лет. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.
Иволга обыкновенная - небольшая яркая птица, единственный представитель семейства иволговых, распространённый в умеренном климате северного полушария. Необщительна, встречается в одиночку либо парами. Питается гусеницами и другими насекомыми, а также ягодами. Размером немного крупнее обыкновенного скворца: длина 24—25 см, масса 50—90 г. Тело несколько удлинённое. Оперение самца золотисто-жёлтое с чёрными крыльями и чёрным хвостом. По краю хвоста, а также на крыльях видны небольшие жёлтые пятна. У самки зеленовато-жёлтый верх, крылья зеленовато-серые. Очень подвижная птица, быстро и бесшумно перепрыгивает с ветки на ветку в густой листве деревьев. Иногда издаёт резкий и неприятный крик, издалека слышен низкий мелодичный свист птицы, напоминающий звуки флейты.
Физкультминутка (под «Звуки леса») (слайд)
Мы с вами вместе входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они тихо садятся покажем –
Крылья сложили назад.
Поклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
– Продолжаем знакомство с обитателями березовой рощи.
- Отгадайте загадку. … прочитает.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
- В учебнике на стр.37 прочтем рассказ биолога Николая Ивановича об этом животном.
- Как крот приспособился к жизни под землей? (Передние лапы короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад)
- Возьмите листы с заданиями, … прочитает задание №3. Ответьте на этот вопрос письменно, вы можете пользоваться учебником, приступайте.
- Проверьте себя, … прочитает свой ответ. Кто согласен? Оцените свою работу.
Работа в парах:
- Продолжим работу, найдите задание №4. … прочитай задание. В 1 столике записано начало предложения, во 2 столбике конец.
- Сейчас мы будем работать в паре. Договоритесь, кто будет читать начало предложения, кто конец. Работайте дружно. Наш девиз…
Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов
Для насекомых Жилище и столовая
Для художника Объект для картины
Для мебельщика Место для постройки гнезда
Место, где откладывают личинки
– Проверим, что у вас получилось. (используется экран).
- От каких слов отходит наибольшее число стрелок? Почему?
- Для птиц и насекомых лес – родной дом. Они там рождаются, живут, выводят потомство, кормятся, прячутся от опасности. Это их среда обитания.
- Свой дом мы любим, бережем, охраняем, убираем. Как мы должны относиться к дому животных и растений?
Восстановление текста
– Продолжаем работу с заданиями. … прочтет задание №5. Эта работа самостоятельная. Можете приступать.
- А теперь поменяйтесь своими листочками с соседом по парте. Проверяем соседа. … прочтет, что у него получилось.
– Переверните листы, оцените соседа значком +, если все слова вставлены правильно. Верните листок соседу.
V. Итоги урока. Творческое домашнее задание.
– Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Удалось ли нам их решить?
- Что вы узнали о березовой роще? Какие растения есть в березовой роще? Животные?
- Это еще не все растения и животные, на самом деле мир березовой рощи горазда богаче того, что мы сегодня увидели.
- Где можно применить новые знания?
- Домашнее задание: стр.36-37 прочитать, вып. тв. задание № 7.
VI. Итог урока. Рефлексия : - Положите перед собой лист самооценки. Если вы справились со всеми заданиями, поставьте себе отметку 5. Если не справились с 1-2мя заданиями – 4.
-Кто оценил свою работу на 5? Объясните выбор отметки. (Я работал самостоятельно, все задания выполнил правильно) Кто оценил свою на 4? (Мне потребовалась помощь в … задании) Над чем еще нужно поработать?
- Ребята, все кто сегодня работал у доски и провел виртуальную экскурсию, получают отметку 5. Остальным выставлю отметки после проверки листа с заданиями. Передайте их вперед. (собрать листы)
- Теперь, пожалуйста, встаньте. Я благодарю вас за урок, вы работали хорошо, особенно мне понравилось, что вы старались быть внимательными и работали дружно парами.
- Теперь повернемся к нашим гостям, поблагодарим их кивком головы за внимание.
Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов
Для насекомых Жилище и столовая
Для художника Объект для картины
Для мебельщика Место для постройки гнезда
Место, где откладывают личинки
Вставьте в текст подходящие по смыслу слова:
Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _______________. Николай Иванович сказал: «Мы с вами пришли в ________________ ________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, ________________________.»
Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. «Это поет ________________» – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного. Гуляя по лесу, ребята заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ______________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.