kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира В берёзовой роще

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "В берёзовой роще". Планета знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира В берёзовой роще»

Урок окружающего мира по теме: "Березовая роща"

Педагогические цели урока:

- способствовать ознакомлению детей с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере берёзового леса;

– повторить и обобщить знания детей о березе, познакомить учащихся с типичными представителями растительного и животного мира березового леса;

- создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду

– развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру, показать его разнообразие;

– воспитывать ответственное отношение к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: понимают, что такое окружающая среда, приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе;

Личностные: внимательно и бережно относятся к природе родного края;

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: понимают своё продвижение в овладении содержанием курса 2 класса, корректируют выполнение задания.

Познавательные: понимают информацию, представленную на страницах учебника, осуществляют описание объектов природы.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представление о связях между компонентами леса.

Развивающие: развивать внимание, память, мышление, познавательную активность учащихся.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Тип урока: Урок нового знания

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Давайте сделаем приятное нашим гостям:

- Повернемся,

- Улыбнемся,

- Поздороваемся! Теперь повернитесь ко мне.


Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет все узнать наша любознательность. Можно тихо сесть.


  1. Актуализация знаний.

  1. - С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

- Давайте проверим наши знания с помощью теста.

- Перед вами листы с заданиями, … прочтет тему теста.

- В тесте 3 задания, выберите и обведите правильный вариант ответа, приступаем.

Тест по теме “Бабочки и жуки”

  1. Чем покрыто тело бабочки?

а) Красивой кожей;

б) мельчайшими чешуйками;

в) перьями

2. Сколько крыльев у бабочки?

а) два;

б) четыре;

в) у всех по-разному

3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?

а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет;

б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие;

в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие

- Проверим себя.

- … прочитает вопросы и свой вариант ответа.

- Оцените себя за работу с тестом значком + если все ответы верны, - если была ошибка.


2. Разгадывание кроссворда

– Перед вами кроссворд, разгадав его мы подойдём к теме урока.

- Правильно, лес. Об этом сегодня будем говорить.

- Что такое лес? (Сообщество животных и растений.)

- Какие бывают леса? (Хвойные, лиственные, смешанные.)

Работа с картой.

- Перед вами карта Башкортостана, покажите стороны горизонта на карте.

- Какая часть нашей республики наиболее богата лесами? (восточная, здесь растут широколиственные и светлохвойные леса из сосны)

- Какие леса расположены на севере республики? (широколиственные и темнохвойные)

- На западе республики, в нашей местности какие встречаются леса? (березовые и осиновые, а также широколиственные из липы, клена и дуба)

- Можем ли мы обойтись без лесов? (Нет, лес – производитель кислорода, лес – это «лёгкие нашей планеты»)

- Кто знает, что такое роща? (Небольшой лес.)

- Какие бывают рощи? (Дубовые, осиновые, берёзовые.)

  1. Постановка темы и учебной задачи:

- Отгадав загадку вы узнаете о какой роще пойдет речь.

- … прочитай загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)


- Назовите тему урока. (Березовая роща)

- Зная тему урока, какие задачи можем перед собой поставить?

1. Что такое березняк?

2. Кто живёт в берёзовой роще?

3. Что растёт в берёзовой роще?

- Также узнаем, как живые существа приспособились к условиям жизни в березовой роще.

  1. Открытие новых знаний.

  1. Знакомство с текстом учебника стр.36-37. Выделение отличительных признаков березового леса.

- Начнем знакомство с березовой рощей, откройте учебник на стр.36-37. Сегодня наши друзья Маша и Петя с другом семьи – биологом Николаем Ивановичем отправляются в березовую рощу. Давайте послушаем рассказ Николая Ивановича. (1 ряд читает текст по абзацам)

- Какое дерево преобладает в березняке?

- Какие условия создает береза для других обитателей? (белые стволы отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу всегда светло и растут светолюбивые растения)

- Что означает слово светолюбивые? (любят свет)

- Прочитайте остальные слова на экране

- Что вы можете сказать об этих словах? (прилагательные, состоят из двух частей). Объясните значения слов:

светолюбивые

теневыносливые

влаголюбивые

засухоустойчивые

теплолюбивые

холодостойкие

- О каких растениях можно сказать теневыносливое? Влаголюбивое? Засухоустойчивое? …

- Какие из этих слов подходят для описания берёзы? (светолюбивое, холодостойкое)

  1. Ознакомление с типичными растениями березового леса

- А теперь давайте отправимся в виртуальную экскурсию по березовой роще. Экскурсию проведут Диана, Ц.Катя, И.Катерина, Резеда и Айнур. Ребята расскажут нам о растениях березняка.

Сообщения учеников.

1)Если верить легенде, то название цветка Иван - да – Марья возникло так: судьба разлучила в детстве брата Ваню и сестру Машу. Когда они встретились, то полюбили друг друга и поженились. Но узнав о своем родстве, они, чтобы не разлучаться, превратились в цветок с двойной окраской.

Иван-да-марья травянистое однолетнее растение с жёлтыми цветками и ярко-синими прицветниками, то есть верхними листьями растения. В России растет чаще всего по рощам и лугам, а также по лесным опушкам.

2) Род колокольчиковые насчитывает более 400 видов, в России встречается около 150 видов колокольчиков. Слово колокольчик уменьшительное от слова колокол, которое характеризует форму цветка. Цветок голубой или фиолетовый разных оттенков, порой лиловый, изредка белый.

Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.

3) Лю́тик — род травянистых растений семейства Лютиковые. Водные или наземные травы с едким, а иногда и ядовитым соком. У большинства видов пять лепестков и множество тычинок и пестиков. Этот цветок чаще встречается желтого, реже белого, розового, красного, сиреневого и голубого оттенка. Этот красивый цветок предпочитает лесные и пойменные луга, негустые леса, берега ручьев и рек, окраины болот.

4) Орешник или лещина обыкновенная относится к семейству березовых. Дикорастущая лещина обыкновенная представляет собой ветвистый кустарник с большим количеством стволиков, 10-20 и более, высотой 3-4 м. В диком виде заросли лещины широко распространены на юге России, она встречается и в Башкортостане, Татарстане, Южном Урале. Плоды считаются ценным продуктом - содержат все необходимые для организма элементы питания: белки, жиры, углеводы, витамины группы А, В, С, Д, Е, Р, К.


Плоды созревают во второй половине августа – начале сентября. Они собраны в группу от 2 до 5 шт. 

5) Крушина – род древесных растений семейства крушиновые.

Крушина растет в виде кустов или небольших деревьев, в перелесках, на опушках, на берегу рек и озер. Кора темная, листья глянцевые, овальной формы. Цветет растение обильно с середины мая по июнь невзрачными желтыми цветами, на месте которых позже появляются ягоды-костянки, вначале зеленые, позже красные, в середине августа они поспевают, и становятся черными. Ягоды крушины невкусные, ядовитые, но птицы, особенно дрозды, поедают плоды крушины, так семена разносятся по всему лесу.

- Спасибо, ребята. Сейчас возьмите в руки листы с заданиями, найдите задание №2. … прочитает его.

- Проверим себя. Кто согласен с …

- Оцените себя за работу с таблицей в листах самооценки.

- Здесь была ловушка. Ребята, какое слово здесь лишнее? (ель, т.к. не растёт в березовой роще)

  1. Ознакомление с типичными животными березового леса

- Продолжим нашу виртуальную экскурсию по берёзовой роще игрой «Узнай по голосу».

- Экскурсию проведут Лиза, Алина, Адам, Яна, Салихова Вика и Рияз.

Рассказы детей.

  1. Серая ворона. Чёрную и серую ворону рассматривают как подвиды одного вида.

Средняя длина — 50 сантиметров, размах крыльев — до 1 метра. В среднем несколько крупнее грача, плотнее сложена, имеет более высокий и крепкий, изогнутый клюв. Туловище серое, голова, «манишка», крылья, хвост чёрные со слабым металлическим блеском. Голос — разные это разные варианты карканья, наиболее частый сигнал — хриплое «карр» с закрытым звуком в конце. По земле передвигается широкими шагами, в случае опасности начинает «скакать». Воро́ны — всеядные птицы, питаются насекомыми, птенцами и яйцами, грызунами и ящерицами, лягушками, рыбой; также растительной пищей — растениями и их семенами, а также пищевыми отбросами и падалью, что имеет большое значение для санитарии. Вороны отличаются сообразительностью.

  1. Во́рон— вид птиц из рода вороновых. Длина тела достигает 60—70 см, размах крыльев 120—150 см. Другие характерные особенности: очень массивный, высокий и острый клюв, и удлинённые перья на горле, которые называются «борода».

Окраска всего тела однотонная, как у чёрной вороны и грача. Оперение взрослой особи чёрное с металлическим отливом — синеватым или фиолетовым сверху, и зеленоватым снизу.

Голос ворона — громкое, трубное, гортанное «крух» или отчётливое «ток», а также всем известное карканье.

- Рассмотрите фотографии вороны и ворона, какие различия во внешности вы заметили?

  1. Сорока - птица семейства вороновых из рода сорок. Сорока — это оседлая птица, но в некоторых странах также и перелётная. Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и её легко узнать. Голова, шея, грудь и спина чёрные с фиолетовым или синевато-зелёным металлическим отливом, живот и плечи белые. Также часто белы и концы крыльев. Длинный хвост и крылья — чёрного окраса.

Сорока часто подаёт голос, издавая характерные громкие стрекочущие звуки — переговариваясь друг с другом или заметив опасность. Некоторые сороки имитируют голоса других видов птиц, подражают различным звуковым сигналам, стрёкоту саранчи и т.д..

Сорока – одна из самых умных птиц. Сорока — единственная птица способная узнать себя в зеркале, в отличие, например, от попугая, который воспринимает собственное отражение как другого попугая.

  1. Обыкновенная кукушка – самый известный представитель из семейства кукушковых.

Размер у разных видов кукушек разный, но у всех у них тонкое туловище, длинный хвост и сильные лапки. Представители семейства обитают в лесу, но некоторые предпочитают более открытую местность. Большинство видов питаются насекомыми, в том числе мохнатыми гусеницами, которых избегают многие птицы. Многие виды кукушек являются гнездовыми паразитами. Они откладывают свои яйца в гнёзда других птиц. Птенцы кукушки вылупляются раньше, более развитыми и растут быстрее, в результате они обычно выкидывают яйца или птенцов их приёмных родителей, после чего хозяева гнезда выкармливают только птенцов кукушек.

  1. Зяблик - певчая птица семейства вьюрковых. Зяблик размером с воробья, длина тела составляет около 14,5 см. Вес зяблика составляет 15—40 граммов. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной): голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна; окраска самки более тусклая. В дикой природе зяблик живёт в среднем 2 года, в неволе продолжительность жизни составляет до 12 лет. Обитает в лесах и парках всех типов, часто у самого жилья человека. Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.

  2. Иволга обыкновенная - небольшая яркая птица, единственный представитель семейства иволговых, распространённый в умеренном климате северного полушария. Необщительна, встречается в одиночку либо парами. Питается гусеницами и другими насекомыми, а также ягодами. Размером немного крупнее обыкновенного скворца: длина 24—25 см, масса 50—90 г. Тело несколько удлинённое. Оперение самца золотисто-жёлтое с чёрными крыльями и чёрным хвостом. По краю хвоста, а также на крыльях видны небольшие жёлтые пятна. У самки зеленовато-жёлтый верх, крылья зеленовато-серые. Очень подвижная птица, быстро и бесшумно перепрыгивает с ветки на ветку в густой листве деревьев. Иногда издаёт резкий и неприятный крик, издалека слышен низкий мелодичный свист птицы, напоминающий звуки флейты.

  1. Физкультминутка (под «Звуки леса») (слайд)

Мы с вами вместе входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят,

Как они тихо садятся покажем –

Крылья сложили назад.

Поклонились и присели,

Заниматься тихо сели.


  1. – Продолжаем знакомство с обитателями березовой рощи.

  2. - Отгадайте загадку. … прочитает.

  3. В одежде богатой,

  4. Да сам слеповатый,

  5. Живет без оконца,

  6. Не видывал солнца.

  7. - В учебнике на стр.37 прочтем рассказ биолога Николая Ивановича об этом животном.

  8. - Как крот приспособился к жизни под землей? (Передние лапы короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад)

  9. - Возьмите листы с заданиями, … прочитает задание №3. Ответьте на этот вопрос письменно, вы можете пользоваться учебником, приступайте.

  10. - Проверьте себя, … прочитает свой ответ. Кто согласен? Оцените свою работу.

  1. Работа в парах:

  1. - Продолжим работу, найдите задание №4. … прочитай задание. В 1 столике записано начало предложения, во 2 столбике конец.

  2. - Сейчас мы будем работать в паре. Договоритесь, кто будет читать начало предложения, кто конец. Работайте дружно. Наш девиз…

  3. Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов

  4. Для насекомых Жилище и столовая

  5. Для художника Объект для картины

  6. Для мебельщика Место для постройки гнезда

  7. Место, где откладывают личинки

  8. – Проверим, что у вас получилось. (используется экран).

  9. - От каких слов отходит наибольшее число стрелок? Почему?

  10. - Для птиц и насекомых лес – родной дом. Они там рождаются, живут, выводят потомство, кормятся, прячутся от опасности. Это их среда обитания.

  11. - Свой дом мы любим, бережем, охраняем, убираем. Как мы должны относиться к дому животных и растений?

  1. Восстановление текста

  1. – Продолжаем работу с заданиями. … прочтет задание №5. Эта работа самостоятельная. Можете приступать.

  2. - А теперь поменяйтесь своими листочками с соседом по парте. Проверяем соседа. … прочтет, что у него получилось.

  3. – Переверните листы, оцените соседа значком +, если все слова вставлены правильно. Верните листок соседу.

  4. V. Итоги урока. Творческое домашнее задание.

  5. – Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

  6. - Удалось ли нам их решить?

  7. - Что вы узнали о березовой роще? Какие растения есть в березовой роще? Животные?

  8. - Это еще не все растения и животные, на самом деле мир березовой рощи горазда богаче того, что мы сегодня увидели.

  9. - Где можно применить новые знания?

  10. - Домашнее задание: стр.36-37 прочитать, вып. тв. задание № 7.

  11. VI. Итог урока. Рефлексия :
    - Положите перед собой лист самооценки. Если вы справились со всеми заданиями, поставьте себе отметку 5. Если не справились с 1-2мя заданиями – 4.

  12. -Кто оценил свою работу на 5? Объясните выбор отметки. (Я работал самостоятельно, все задания выполнил правильно) Кто оценил свою на 4? (Мне потребовалась помощь в … задании) Над чем еще нужно поработать?

  13. - Ребята, все кто сегодня работал у доски и провел виртуальную экскурсию, получают отметку 5. Остальным выставлю отметки после проверки листа с заданиями. Передайте их вперед. (собрать листы)

  14. - Теперь, пожалуйста, встаньте. Я благодарю вас за урок, вы работали хорошо, особенно мне понравилось, что вы старались быть внимательными и работали дружно парами.

  15. - Теперь повернемся к нашим гостям, поблагодарим их кивком головы за внимание.

  16. ФИ____________________________________________________________________________

  1. Тест по теме “Бабочки и жуки”

  1. 1. Чем покрыто тело бабочки?

  2. а) красивой кожей;

  3. б) мельчайшими чешуйками;

  4. в) перьями

  5. 2. Сколько крыльев у бабочки?

  6. а) два;

  7. б) четыре;

  8. в) у всех по-разному

  9. 3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?

  10. а) у бабочек красивые крылья, а у жуков нет;

  11. б) у бабочек большие крылья, а у жуков маленькие;

  12. в) у жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жёсткие, а 2 мягкие

  1. Заполни таблицу, распределив названия растений в 3 столбика:

  1. колокольчик, берёза, орешник, иван-да-марья, ель, лютик, крушина.

    1. деревья

    1. кустарники

    1. травы

  1. Как крот приспособлен к жизни в земле? ____________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________________

  1. Соедини стрелочками начало и конец предложения:

  1. Для птиц Древесина, из которой можно делать много предметов

  2. Для насекомых Жилище и столовая

  3. Для художника Объект для картины

  4. Для мебельщика Место для постройки гнезда

  5. Место, где откладывают личинки

  1. Вставьте в текст подходящие по смыслу слова:

  1. Летом на дачу к Маше и Пете приехал друг семьи – биолог Николай Иванович. Однажды утром он предложил детям пойти на прогулку. Вскоре они подошли к лесу. Дети очень удивились тому, что вокруг стояли одни белоствольные деревья. Дети их узнали, ведь это – _______________. Николай Иванович сказал: «Мы с вами пришли в ________________ ________________. В берёзовом лесу очень светло. Здесь хорошо растут светолюбивые растения ______________, _________________, ________________________.»

  2. Вдруг в лесу раздался резкий крик, а потом запела какая-то птица. Её песня напоминала звук флейты. «Это поет ________________» – объяснил Николай Иванович и рассказал Маше и Пете много интересного. Гуляя по лесу, ребята заметили между берёзками небольшие кучки рыхлой земли. Это работа ______________. Погуляв ещё по лесу, юные путешественники вскоре вышли на дорогу, ведущую к дому.

  3. Лист самооценки

    1. Виды заданий:

    1. Как справился с заданием (+, -)

    1. Тест «Бабочки и жуки»

    1. Таблица «Деревья, кустарники, травы»

    1. Письменный ответ на вопрос

    1. Работа со схемой «Найди начало и конец»

    1. Восстановление текста

    1. Итоговая отметка:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира В берёзовой роще

Автор: Ульянова Галина Александровна

Дата: 30.09.2017

Номер свидетельства: 430302

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Окружающий мир в берёзовой роще "
    ["seo_title"] => string(42) "okruzhaiushchii-mir-v-bieriozovoi-roshchie"
    ["file_id"] => string(6) "157452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421594047"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Открытый урок окружающего мира во 2 классе ."
    ["seo_title"] => string(50) "otkrytyi_urok_okruzhaiushchiegho_mira_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "405588"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490993132"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Леса России" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-liesa-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "115723"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412093078"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Урок окружающего мира по теме:"Природные зоны России: тайга, смешанные леса""
    ["seo_title"] => string(87) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-rossii-taigha-smieshannyie-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "301414"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918266"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока 2 класс "В берёзовой роще""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_2_klass_v_bieriozovoi_roshchie"
    ["file_id"] => string(6) "447542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514869220"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства