Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3 классе "Экономика и экология"»
Тема: Экономика и экология.
Цель: познакомить с двумя сторонами экономики, влиянием экономики на окружающую среду.
Задачи: повторить с обучающимися главные задачи экономики и экологии;
учить обучающихся выполнять задания в группах;
развивать речь детей, учить делать выводы;
воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью.
Оборудование: презентация, тесты.
Ход урока
Оргмомент.
Улыбнитесь друг другу. Хлопните в ладоши те, у кого хорошее, солнечное настроение. У всех (у большинства) настроение солнечное. Хорошее настроение поможет в овладении новыми знаниями.
- Ребята, послушайте внимательно слова великого педагога Василия Андреевича Сухомлинского.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню, кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – услышал их и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни».
- Итак, какие мысли у вас возникли?
(Человек без природы не может существовать.)
IV.Формирование темы и цели урока.
- Что такое экология?
- Что такое экономика?
- Как вы думаете связаны ли эти понятия друг с другом?
- Сегодня на уроке мы и поговорим об этих связях.
V. Работа по теме урока.
1) Беседа.
- Что такое экология?
- Какие 5 признаков жизни вы знаете?
- Что позволяет понять экономика?
- А что значит экономить?
- Что такое потребности?
-А есть ли различия в потребностях животных и людей? (Потребность в образовании.)
- А что нам помогает приобрести образование? (Школы, книги, театры.)
- А теперь решим задачу.
2) Решение задач на слайде.
а) Одно большое дерево выделяет кислорода столько,
сколько его необходимо для одного человека. В
городе из-за избытка выхлопных газов, выделение
кислорода снижается в 5 раз. Сколько должно быть
деревьев вокруг школы, если в ней учится 200 че-
ловек?
Без растений невозможна жизнь на планете. Растения насыщают воздух кислородом, очищают от пыли и вредных примесей. Их называют «лёгкими планеты».
Ежедневно требуется 15000 литров чистого воздуха, тогда как только один автомобиль, проехавший 100 км, потребляет годовую норму воздуха для одного человека.
б)Фея Экология попросила гнома Эконома помыть посуду. На кухне у гнома глаза разбежались. На мойке в разноцветных упаковках стояли средства, позволяющие хорошо помыть посуду: мыло, сода, стиральный порошок. Что же взять гному Эконому для мытья посуды?
3) Вред хозяйственной деятельности. (Слайды)
- Какой вред наносит хозяйственная деятельность воздуху?
- Как сберечь чистоту воздуха?
- Какое значение имеет вода для людей?
- Как сберечь воду?
- Что такое почва?
- Какое значение имеет почва для жизни на Земле?
- Какой вред человек наносит почве?
- Как нужно охранять почву?
VI. Физминутка.
VII. Продолжение работы по теме.
4) Экологические катастрофы.
- Прочитайте с.79-80.
- Какие ещё экологические катастрофы вы знаете?
- Кто виноват в этих катастрофах? (Человек.)
5) Экологические прогнозы. Работа по группам.
- Мы хорошо знаем, что такое прогноз погоды, но существует еще и экологический прогноз. Это тоже предсказание. Ученые - экологи, используя свои знания, предсказывают, к каким последствиям может привести то или иное вмешательство человека в природу.
Мы попробуем составить свои экологические прогнозы.
I группа.
- Что произойдет с местностью, если произойдет авария на АЭС?
II группа.
- Недалеко от реки построили завод. В его отходах содержится ртуть.
Что произойдёт, если отходы попадут в реку?
6) Вывод.
- Как уменьшить вред, которая наносит экономика? (Слайд)
Необходимо изучать, предвидеть вероятность возникновения экологической катастрофы, использовать экологические прогнозы.
7) Экологическая игра.
- Я предлагаю вам различные ситуации. Если герой ситуации не должен так поступать, вы поднимаетесь, если действия не вредят природе – вы сидите.
1 ситуация.
Валера встал утром поздно. Чтобы не опоздать в школу, побежал не по обычному маршруту по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. А побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабые росточки. Когда он прибежал в класс. Прозвенел звонок.
-Не опоздал! – радостно подумал Валера.
2 ситуация.
Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор, быстро добежал до библиотеки и услышал, как где-то течёт вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл воду в умывальнике, брызги летели в разные стороны. Алёша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось. Алёша вошёл в библиотеку и рассказал об этом библиотекарю.
VIII. Итог урока
IX. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Над чем данный урок заставил вас задуматься?
(Гибнет природа, ее нужно сохранить).
Любите родную природу – (Слайд)
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
- Хлопните в ладоши, если у вас к концу урока сохранилось хорошее настроение.