Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 1 классе «Куда текут реки?»»
МКОУ « Новобатуринская СОШ»
Урок окружающего мира
в 1 классе
«КУДА ТЕКУТ РЕКИ?»
Разработала:
Пудова Н.В.
Планируемые результаты:
Предметные:
Прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море.
Сравнивать реку и море.
Различать пресную и морскую воду.
Рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды.
Метапредметные:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке.
Работать в парах.
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений.
Личностные:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Освоить роли ученика; формирование интереса к учению.
Оборудование:физическая карта полушарий, глобус, учебник (Плешаков «Мир вокруг нас»), тетрадь к учебнику, ИКТ, диск. На каждого ученика два стакана с водой , ложечка, соль.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все - и млад, и стар,
Что она большущий шар.
Дети: Земля.
Учитель: А вот вторая загадка:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус.
Учитель: Земля имеет форму шара, это видели космонавты. Можно совершить кругосветное путешествие вокруг Земли. Глобус – это модель Земли.
Учитель: Третья загадка:
Меня пьют, меня льют
Всем нужна я.
Кто я такая?
Дети: Вода.
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Сегодня мы будем говорить о воде, о бережном отношении к ней.
Мой вопрос: «Куда текут реки?». Реки впадают в моря и океаны.
Учитель: Я хочу прочитать вам рассказ А.А. Плешакова «Вода – путешественница».
Я вам буду читать, а вы следите как течет река по рисунку на стр. 42-43 учебника.
Работа по учебнику:
Учитель: плывем по реке Осетр. Куда впадает эта река?
Дети: в реку Оку.
Учитель: плывем по реке Оке. Проплываем под мостом. Посмотрите какая еще река несет свои воды в Оку.
Дети: река Москва.
Учитель: куда впадает река Ока?
Дети: в Волгу.
Учитель: Волга могучая и широкая русская река. Куда впадает Волга?
Дети: в Каспийское море?
Там где есть жизнь - всегда есть вода.
Вода - важное для организма вещество.
Тело человека состоит на 60-70% из воды. У человека потеря 10% воды вызывает целый ряд расстройств, а потеря 20% - смерть. Общий объем воды, необходимый человеку в сутки - 2-2,5 л.
.
Учитель: Чем различаются река и море?
Дети: У реки видны два берега, а у моря другого берега не видно, так оно очень большое.
Учитель: Вы слыхали о воде? Говорят она везде.
Первая капелька. В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька. Ледником в горах зовется
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька. На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капелька: Без меня вам не умыться,
Не наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Посмотрите на глобус. Если быстро вращать глобус, то какого цвета он кажется?
Дети: Голубого.
Учитель: А все потому, что этой краски на нем больше всего: больше чем белой, зеленой, коричневой. Голубым цветом изображены моря, океаны, реки нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суш.
Практическая работа.
Отгадайте загадку:
Кругом вода,
А с питьем – беда.
-Хотите узнать, когда так бывает?
Учитель: Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами. Как вы думаете какую работу мы будем сейчас выполнять? (практическую работу).
Кем мы будем? (исследователями).
Работать будем в парах. Повторим правила работы в парах.
1. Приготовьте морскую воду (дети насыпают в стакан с пресной водой пищевую соль, размешивают и пробуют на вкус .
2.На столе два стакана. Определите: в каком стакане речная вода, а в каком морская .
Дети пробуют воду на вкус (первый стакан – питьевая вода, второй – подсоленная пищевой солью).
Учитель: Мы с вами использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке. Как вы думаете, морская соль полезна? С помощью морской соли можно приготовить ванночки для ног, они очень полезны для закаливания организма.
Вывод:
Учитель: Какая вода в реке? (несоленая). Такую воду пьют? (да). А в море, океане какая вода? (соленая). Соленую воду пьют?
Учитель: - Может ли человек использовать эту воду? (нет)
- Почему? Какая вода нам нужна? (пресная)
. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных, огромных ледников Антарктиды.
- Где находится пресная вода? (в реках, озерах).
Масштабированный опыт «Сколько воды на Земле?»
Продемонстрируйте детям трехлитровую банку с водой. Скажите, что в банке - вся вода, имеющаяся на Земле, - и пресная, и соленая. Попросите детей перечислить все водные объекты нашей планеты, содержащие как пресную, так и соленую воду. Отлейте часть воды в стакан объемом 200 мл, продемонстрируйте его и скажите, что в стакане - вся пресная вода, которая имеется на Земле (лед, снег, подземные воды, воды рек, озер, болот и т.д.) Отберите воду из стакана пипеткой, капните 2-3 капли и скажите, что вы пролили всю воду, находящуюся в реках, озерах всего мира.
О чем могла бы попросить нас вода, если бы умела говорить?
Вывод: Не расходуйте воду напрасно, берегите ее.
Воду попусту не лей, дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан
ВЫПОЛЕНИЕ ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЫ С ОЦЕНИВАНИЕМ ПО ЭТАЛОНУ.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Что нового и интересного вы узнали на уроке?
-О чём должен помнить каждый житель нашей планеты?
-Почему воду нужно беречь и охранять?
-Оцените свою работу на уроке с помощью пиктограммы.
Используемая литература:
А.А. Плешаков «Мир вокруг нас», 5-е издание. Москва, Просвещение 2007.
Г.Н. Шевченко «Поурочные разработки». Изд-во «Учитель». Волгоград, 2008.