kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира "Среда обитания- что это такое"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся. Все этапы выдержаны, прослеживается плавный переход от этапа к этапу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Среда обитания- что это такое"»

Урок окружающего мира (УМК «Начальная школа 21 века, 2 класс)

Тема: Среда обитания – что это такое?

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели: создать условия для формирования понятия «природное сообщество», в котором живая и неживая природа взаимосвязаны, и понятия «цепь питания».

Планируемые результаты:

Предметные: содействовать формированию представлений учащихся о признаках природных сообществ и их разнообразии; приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества, моделировать «цепь питания», характерную для данного сообщества, анализировать экологические ситуации и оценивать их последствия.


Метапредметные:


- познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; расширяют знания о природных сообществах;

- регулятивные: определять тему урока с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

- коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других приходить к общему решению при работе в группе и парах;

Личностные: содействовать формированию положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.



Ресурсы: «Окружающий мир 2класс» (2 часть) Н.Ф. Виноградова. УМК «Начальная школа XXI века»; презентация, задания для работы в группах, индивидуальные карточки.

Ход урока:

  1. Орг.момент.

Урок мы свой начнем о том,

Что вся Земля — наш общий дом.

Наш добрый дом- просторный дом

Мы все с рождения в нем живём.



(Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку).

  1. Актуализация знаний.

-Что мы называем природой?

(Все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения — это природа).

-На какие две группы делятся объекты природы?

( живая и неживая природа)

-Назовите признаки живых существ.

( дышат, питаются, передвигаются, размножаются, умирают)

- Назовите царства живой природы.

(бактерии, грибы, растения, человек и животные)

- Как связаны между собой живая и неживая природа?

(Все объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так,например, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению).



  1. Мотивация к учебной деятельности.

1. Самооценка учащимися своих достижений ( Приложение 1.)

-Оцените уровень своих знаний о живой и неживой природе.


2. Знакомство с новым разделом учебника.

- Мы продолжаем изучение мира природы. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела учебника. Откройте учебники на странице 37. Прочитайте название раздела. Прочитайте, что мы узнаем о природе из этого раздела, на какие вопросы ответим.

- Переверните страницу. Прочитаем задание в учебнике.

- Согласны ли вы с высказыванием, приведенным в учебнике?

(Каждое живое существо на Земле привыкает к определённому месту обитания ( к природной среде).

- Почему живые существа могут обитать только в определенных местах обитания?

- Прочитайте текст под рисунком в учебнике. На какие вопросы обращают наше внимание авторы учебника?


- Постарайтесь определить тему и задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Узнаем что такое среда обитания.

  2. Что такое местообитание.

  3. Что называют природным сообществом.

  4. Что такое «пищевая цепь».

  5. Научимся составлять пищевые цепи.





  1. Открытие новых знаний.



1. Организация работы в группах. ( Приложение 2.)

- Мы пришли к выводу, что каждое живое существо привыкает к определенному месту обитания. Теперь нам нужно понять, какие объекты, к какому месту обитания относятся, и правда ли, что они могут жить только там.

- В начале урока на рисунке мы рассматривали животных, которые обитают в воде. А где еще могут обитать живые организмы?

(в лесу, в водоёмах, на лугу, в саду, в поле)

- Итак, вы назвали много мест обитания. Животных много. Как же нам успеть поработать со всеми? Какая форма работы нам в этом помогает? ( работа в группах)

- Поработаем в группах. Вам предстоит обсудить информацию и рассказать другим группам, какие объекты живой природы к каким условиям обитания относятся, и почему они могут обитать только в этих условиях. Давайте вспомним правила работы в группе.



2.Выступление групп. Заполнение индивидуальных карточек по итогам выступлений.

- После выступления каждой группы мы будем заполнять карточки по каждому месту обитания.



Физкультминутка:

Мы шагаем друг за другом,

Лесом и весенним лугом,

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Покружились, полетели,

На цветы тихонько сели.



3. Создать условия для формулирования понятия «природное сообщество».

- Чем является местообитание для каждого живого существа?

-Прочитаем, что говорится о местообитании в учебнике.

(Местообитание – это адрес живого существа: здесь оно рождается, растёт, развивается, даёт потомство).

- Итак, с какими необходимыми условиями жизни связано местообитание каждого существа?

(температура воздуха, наличие влаги, питания, место, где можно вырастить потомство)

- Что называют природным сообществом?

- Прочитайте задание и подсказку в учебнике. (Как ты понимаешь слово «сообщество»?)

( Природное сообщество – это такое сообщество живых существ, которые обитают в одной среде обитания, связаны между собой и очень нуждаются друг в друге).

- Ребята, вы сказали, что в сообществе обитают животные, связанные друг с другом. Каким образом они могут быть связаны?

- Верно. Рассмотрим водное сообщество. Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем, какие животные?

- Теперь рассмотрим обитателей леса. Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем, какие животные?

- Посмотрите на следующий слайд. Какое сообщество представлено здесь? Кто его представители?

- Теперь рассмотрим сообщество поле. Кто его обитатели?

4 Введение понятия «цепь питания». (Работа в парах) ( Приложение 3.)

- Хорошо. Вернемся к учебнику. На странице 39 внизу страницы изображена пищевая цепь. Обсудите и попробуйте сформулировать, что такое пищевая цепь.

- Подумайте, можно ли считать пищевую цепь условием жизни животных в природном сообществе? Почему?

(Обсуждают в паре смысл понятия «цепь питания», формулируют вывод: пищевая цепь – связь между организмами, при которой одни из них являются пищей для других).



  1. Применение нового знания.

Организация работы в парах и индивидуальной работы. ( Приложение 4-5.)

-Составьте пищевые цепи и определите, к какому сообществу они относятся.

(В паре составляют цепи питания).

- 3 человека выполнят индивидуальное задание на карточках.

(индивидуально читают текст сказки «Старик и сова» и составляют по тексту цепь питания).

  • Сделаем вывод по итогам этого этапа работы.

(По итогам работы групп и индивидуальной работы делают вывод: в природе все взаимосвязано).



  1. Итоги урока.

- Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? - Что такое среда обитания живого существа?

- Какие особенности неживой природы важны для живых существ?

- Что такое «природное сообщество»?

- Какие природные сообщества вы запомнили?

- Приведите примеры цепей питания.


  1. Рефлексия.

Самооценка учащимися своих достижений (таблица).

- Закончите предложения:

На уроке мне было интересно…

На уроке я узнал…

Мне понравилось…

Я благодарю одноклассников за…


Домашнее задание: составьте цепи питания тех природных сообществ, которые анализировала ваша группа.































Приложение 1.

Таблица для самооценки знаний учащимися.



Знаешь ли ты …?


«Самооценка» знаний

учащимися

Условные обозначения

Начало урока

Конец урока

1.

Знаю различия между живой и неживой природой.










Я знаю « + »


Я не знаю

« – »


Хотелось бы узнать больше

« V »


Сомневаюсь в своих знаниях

« ? »

2.

Знаю царства живой природы.



3.

Знаю, что такое среда обитания.



4.

Знаю, какие необходимые условия жизни дает живым существам среда обитания.



5.

Знаю, что такое «природное сообщество».



6.

Понимаю, что такое «цепь питания»



7.

Умею составлять цепи питания.



8.

Понимаю, что в природе все взаимосвязано.



9.

Умею работать индивидуально, в паре и в группе.



10.

Умею оценивать свою деятельность




Приложение 2.

Карточки для работы в группе.

Группа 1: Место обитания – лес.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: береза, ель, пшеница, папоротник, ландыш

  • Грибы: подберезовик, сыроежка

  • Животные: лось, белка, цапля, дятел, сова.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 2: Место обитания –луг.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: клевер луговой, ель, папоротник, василек, ромашка

  • Животные: бабочка-крапивница, пчелы, кузнечики.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 3: Место обитания – поле.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: пшеница, рожь, лен, сосна, рис, хлопчатник

  • Животные: мышь-полевка, суслик, заяц, лисица, карась, дятел.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?

Группа 4: Место обитания – водоем.

Подготовьте ответы на вопросы:

- Выберите те объекты живой природы, которые можно встретить в лесу.

  • Растения: кувшинка белая, кубышка желтая, ряска, водокрас, ромашка

  • Животные: утка, цапля, стрекоза, лиса, лягушка, сом, карась.

- Как вы думаете, почему именно здесь обитают эти природные объекты?


Приложение 3.


Индивидуальные карточки:

Название среды обитания: _____________________________________________

Живые существа, обитающие в данной среде обитания: __________________________________________________________________

Приложение 4.



Карточки для создания цепи питания:

1 ряд: шишки – белка - ястреб.

2 ряд: водоросли – улитка – рак.

3 ряд: трава – кузнечик- ящерица


Приложение 5.


Текст сказки «Старик и сова» для индивидуальной работы:

- Прочитай сказку и составь цепь питания.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьет — молоком белит.

Летит сова.

— Здорово, — говорит, — друг!

А Старик ей:

— Ты, Сова, — отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, — какой я тебе друг?

Рассердилась Сова.

— Ладно же, — говорит, — старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, — сам лови.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

— Не видать Совы, не слыхать Совы. Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали.

Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.

Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, пыльцу с цветка на цветок не носят.

По лугу ветер гуляет, пыльцу с клевера наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок, — не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу, что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит. Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять: пойло лижет, а молоко все жиже да жиже.

Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клевера тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.

Нечем стало Старику чай белить, — пошел Старик Сове кланяться:

— Уж ты, Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.

А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп. — То-то, — говорит, — старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей? Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей ловить. Мыши со страху попрятались в норы.

Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. Клевер красный стал на лугу наливаться. Корова пошла на луг клевер жевать. Молока у Коровы много.

Стал Старик молоком чай белить, чай белить — Сову хвалить, к себе в гости звать,






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира "Среда обитания- что это такое"

Автор: Казакова Наталья Александровна

Дата: 23.02.2018

Номер свидетельства: 459204

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "презентация к уроку окружающего мира во 2 классе по теме:"Среда обитания - что это такое?" УМК «Начальная школа XXI века» "
    ["seo_title"] => string(136) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-srieda-obitaniia-chto-eto-takoie-umk-nachal-naia-shkola-xxi-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "185230"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426161213"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок окружающего мира "Птичьи новости" "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-ptich-i-novosti"
    ["file_id"] => string(6) "104690"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750990"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Разработка урока по окружающему миру "Сохраним природу земли вместе" "
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-sokhranim-prirodu-ziemli-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "148201"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419609974"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Проект по окружающему миру  " Кто такие пингвины" "
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt-po-okruzhaiushchiemu-miru-kto-takiie-pinghviny"
    ["file_id"] => string(6) "185543"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426193283"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Открытый урок по окружающему миру в 1 классе «Про кошек  и собак» "
    ["seo_title"] => string(71) "otkrytyi-urok-po-okruzhaiushchiemu-miru-v-1-klassie-pro-koshiek-i-sobak"
    ["file_id"] => string(6) "146009"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419061117"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства