- Откройте ученик на стр. 72. Посмотрите на карту и найдите зону пустынь. - Кто может показать пустыни на большой карте? – Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена на юго-западе нашей страны, южнее зоны степей. Это небольшая по площади зона. Вы сейчас закроете глаза, послушаете стихотворение и попробуете представить себе пустыню. Солнечный, жаркий Желтый поток – Льется в пустыне На желтый песок. В воздухе желтом И плотном, как мед, Желтая птица Неслышно плывет… Расскажите, как вы представили себе пустыню. Как вы думаете, от какого слова происходит слово «пустыня»? Посмотрите на картинку, действительно на первый взгляд в пустыне пусто. Но так ли это? Как вы предполагаете? Выдвигаем гипотезу: в пустыне не пусто. А чтобы нашу гипотезу подтвердить или опровергнуть нам надо работать по плану и узнать о климате, растительном и животном мире пустыни. Вам интересно? Вы готовы? Отправляемся в увлекательное путешествие по пустыне. Что нам надо узнать сначала? И так зона степей постепенно переходит в полупустыни, а полупустыни в пустыни. Это песчаная пустыня. А холмы из песка называются барханами. Они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Каков же климат в пустыне? - Найдите в учебнике описание лета в пустыне. Стр. 119 Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок быстро остывает. Иногда песок, подгоняемый ветром, может разгуляться вовсю. Тогда приходят в движение барханы. Возникают песчаные бури. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. За все лето не бывает ни капли дождя. В таких трудных условиях могут ли расти растения?. На этот вопрос мы ответим перейдя к следующему пункту плана. Растительный мир пустыни. Очень трудно приходится растениям в этой зоне (зной, недостаток влаги, сильный ветер). Поэтому и растительность здесь бедная. И все же благодаря специальным приспособлениям растения ухитряются жить и в пустыне. Одно из известных растений пустыни – верблюжья колючка. Её корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Представить это поможет нам вот этот моток веревки длиной 20 метров. Благодаря таким длинным корням, верблюжья колючка даже в самый зной ярко-зеленая. Она действительно колючая, но ее с удовольствием едят верблюды. Растения колосняк и джузгун выполняют важную работу: корнями закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. У джузгуна роль листьев выполняют зеленые веточки. В пустынях встречаются и деревья: песчаная акация и саксаул. Саксаул очень интересное дерево . Раскидистые кроны даже в самый разгар лета напоминают наши лиственные деревья в зимнюю пору, они стоят голые, без листьев. Саксаул не дает тени и под ним нельзя укрыться от жары. Но есть в пустыне места, где вода поступает к поверхности и образует небольшие водоемы, около которых растений гораздо больше, люди даже живут около этих мест. Эти места называются оазисами. С какими растениями пустыни мы познакомились? Перечислите. Как приспособились растения к жизни в пустыне? - А сейчас мы немного отдохнем, прогуляемся по пустыне, где встретим некоторых ее обитателей. Повторяйте движения за мной. - Перейдем к третьему пункту плана. Животный мир пустыни. Сегодня на уроке у нас присутствуют зоологи. Они помогут нам и расскажут о некоторых животных пустыни. - Каждое животное пустынь по-своему интересно. Как называется это животное? (Тушканчик) - Обычными обитателями пустынь являются песчанки. Эти грызуны роют сложные норы и живут в них группами. - В пустыне встречаются ушастый еж и маленькая лисичка корсак. - Из более крупных животных замечательны сайгаки. - В пустыне не мало пресмыкающихся: черепахи, ящурка быстрая, ящерица-круглоголовка, песчаный удавчик, кобра. - Самое большое животное пустыни - верблюд. - Верблюд, пожалуй, единственный транспорт в пустыне. Его еще называют «кораблем пустыни». Как вы думаете, почему? - Приспособленность животных пустыни к условиям жизни проявляется в их маскирующей окраске песочного цвета, а также в поведении. Днем многие животные прячутся в норы, а по ночам выходят в поисках пищи. Животные, которые кормятся днем, держаться в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают из растений. Многие животные в самое жаркое время года впадают в спячку. О каких животных мы говорили? С помощью чего животные выживают в пустыне? Весь план мы выполнили? Вернемся к нашей гипотезе. Мы ее подтвердили? - Наше путешествие подходит к концу. Посмотрим еще раз на удивительный мир пустыни. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Вам понравилось наше путешествие? Вам было интересно? |