Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тундра"
Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тундра"
Цель: Формировать представления учащихся о природной зоне - тундре, ее расположением на географической карте; сформировать представление о климате, животном и растительном мире тундры.
Технологии: игровых методов обучения, коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии развития критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Природная зона тундра"»
Конспект урока в 4 классе по теме: "Природная зона тундра"
Вид: урок изучения нового материала. Урок-экспедиция.
Тип урока: комбинированный.
УМК: «Школа России»
Цель: Формировать представления учащихся о природной зоне - тундре, ее расположением на географической карте; сформировать представление о климате, животном и растительном мире тундры.
Задачи:
-образовательные: познакомить учащихся с природой животными тундры. С их особенностями; показать взаимосвязь живой и неживой природы тундры.
-развивающие: развивать внимание, память, мышление, монологическую и диалогическую речь.
-воспитательные: воспитывать у детей самостоятельность, экологическую культуру, воспитывать чувство любви и заботы к окружающему миру.
Тип урока: комбинированный.
Методы: словесные, наглядные, метод создание проблемно- поисковой ситуации, метод словесного поощрения, метод предъявления педагогических требований. Приемы: прием работы с тестовыми заданиями. Прием работы с кроссвордом, прием работы с иллюстрациями, приемы работы с книгой (выборочное чтение, ответы на вопросы), прием работы с картой.
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук; УМК Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» учебник для 4 класса начальной школы, рабочая тетрадь к учебнику; физическая карта мира; карточки с заданиями для групповой работы.
Технологии: игровых методов обучения, коммуникативные, здоровьесберегающие, технологии развития критического мышления.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Я очень рада нашей встрече,
Прошу внимания, друзья!
Тихо сели, спинки прямо...
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
А чтобы урок пошел всем нам впрок,
Давай-ка в работу включайся, дружок!
- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в незнакомую вам еще природную зону.
Чтобы название новой природной зоны нам узнать,
Кроссворд вам предлагаю разгадать!
Технология игровых методов обучения
- Молодцы, вы хорошо справились с разгадыванием кроссворда.
- Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (Тундра)
-Сегодня мы проводим необычный урок, урок – экспедицию. Весь класс будет работать по группам. В каждой группе (экипаже) вы выберете командира экипажа, который будет руководить вашей работой. Остальные ребята - члены экипажа. В экипаже нужно работать дружно, помогать друг другу.
- Как вы думаете, какую природную зону будет исследовать наша экспедиция?
- Правильно, тема нашего урока «Природная зона тундра».
Новая природная зона приглашает нас,
И в экспедицию отправляется класс.
- Как вы думаете, о чем мы можем узнать в экспедиции?
- Наша экспедиция будет исследовать тундру.
2. Открытие новых знаний.
Групповая исследовательская работа
Организация поиска новых знаний по учебнику по группам.
Коммуникативные технологии
- У всех на партах лежат карточки с заданиями.
- Читая все пункты по порядку, вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу. Географы расскажут о климате, об экологии. Ботаники о растениях. Зоологи о животных.
- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!
- Приступаем.
(Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).
Карточка – 1 группа географы.
1. Прочитайте с.112-117 учебника и ответьте на вопросы.
2. Где расположена тундра? (На севере России)
3. Что характерно для зимы в тундре? /Зима долгая, холодная, а температура достигает минут 50°./
4. Что представляет собой поверхность тундры? (Снег, мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров).
5. Какие водоемы преобладают на территории зоны тундры и почему?
Карточка – 2 группа ботаники.
1. Прочитайте с.112-117 учебника и ответьте на вопросы.
3. Почему растения в тундре низкорослые? (Так они приспособились к жизни в тундре. У поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов и ветров).
Карточка – 3 группа зоологи.
1. Прочитайте с.112-117 учебника и ответьте на вопросы.
2. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?
А) насекомые
Б) птицы
В) животные
3. Музыкальная физкультминутка под песню «Увезу тебя я в тундру»
Здоровьесберегающие технологии
4. Выступление групп.
5. Составление кластера на доске (учащиеся выбираются по желанию).
Технологии развития критического мышления
Вопросы появляются на экране. Учащиеся дополняют кластер.
Тундра протянулась … (географическое положение)
Слой почвы, который не оттаивает даже летом, называется … (вечная мерзлота)
Зима в тундре … (суровая и длинная)
Лето в тундре …(холодное и короткое)
В тундре много различных мхов и … (лишайников)
Кроме того здесь растут …, …, …, … (морошка, голубика, брусника, карликовые берёзы и ивы)
В тундре летом много перелётных птиц …, …, …
А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная … (белая куропатка и полярная сова)
Самым главным животным тундры является северный … (олень)
Учащиеся, работавшие у доски, получают отметки.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Какую природную зону исследовали на уроке?
- Что нового узнали о тундре?
- Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?
- Оцените свои достижения на уроке.
- Кто доволен своей работой, всё ли было понятно?
6. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике стр. 112-118. Приготовить сообщение об одном из животных.