Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира в 3-м классе Тема «Охрана растений»»
Урок окружающего мира в 3-м классе
Тема «Охрана растений»
Учитель МБОУ «УСШ» Ушакова С.Н.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цель: помочь учащимся понять, что нужно делать для сохранения удивительного мира природы.
Задачи:
обучающий аспект
показать значимость растений в жизни человека, сформулировать правила поведения в природе;
обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала;
развивающий аспект
развивать познавательную активность детей, интерес;
развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;
развивать память и внимание учащихся;
воспитывающий аспект
воспитывать бережное отношение к растениям, любовь к природе;
воспитывать коммуникабельность, культуру сотрудничества.
Оборудование урока: мультимедиапроектор; компьютер; презентация
Этапы урока:
подготовка к активной учебно-познавательной деятельности,
применение знаний,
рефлексивно-оценочный этап.
1 этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
Задачи этапа:
Мотивировать детей на учебную деятельность.
Уметь формулировать учебную задачу.
Воспитывать культуру слушания.
Организационный момент.
Создание эмоционального настроя
Слайд 1 Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»
- Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок.
Постановка проблемы и ее решение
Слайд 2
- Ребята, сегодня на лесной опушке с утра стоит шум. Отгадайте загадки и узнаете, кто же это там шумит?
Слайд 3
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане. (береза)
Слайд 4
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет
А в иголках круглый год. (ель, сосна)
Слайд 5
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончиках ветвей
Много – много желудей. (дуб)
- Кто же это поднял шум? Растения.
-Закройте глаза и посчитайте до 5, а теперь откройте глаза (появился горшочек с цветущим растением), снова закройте глаза и посчитайте до 5 (появляется горшок с засохшим растением). Что изменилось?
В одном горшочке красивое, цветущее растение. Оно радует нас своими цветами. В другом - погибшее растение. Оно уже не зацветет и радовать своей красотой не будет.
- Как вы думаете, что шепчут нам растения, о чем они хотят нас попросить? Растения гибнут, некоторые из них просто исчезают. Растения просят о помощи.
На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты, Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты.
- Чему учит нас это стихотворение? Нужно беречь растения.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Охрана растений.Слайд 6
-Что мы хотим узнать сегодня на уроке по этой теме?
Слайд 7Почему растения погибают? Что мы можем сделать, чтобы сохранить растения? Вот на эти вопросы мы постараемся ответить.
2 этап. Применение знаний.
Задачи этапа:
Уметь применять информацию об охране растений в стандартных и нестандартных учебных ситуациях.
Развивать навыки управления собственной деятельностью: планировать, контролировать, оценивать.
Воспитывать культуру сотрудничества.
Как хорошо, что на Земле есть растения! Без растений не было бы жизни на Земле!
- Какое значение имеют растения для людей?
Слайд 8-9
- Растения выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ.
- Для животных растения – это и дом и пища.
- Люди питаются растениями и продуктами, полученными из них.
- Многие растения лекарственные.
- Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей.
- Не могут люди обойтись и без древесины.
Несомненно, жизнь животных, человека полностью зависят от растений.
Слайд 10
Выявление причин исчезновения растений.
Работа в парах.Учебник с.84-85
- Подумайте, ребята, как или чем наносит вред растениям человек?
Карточка-задание
1.Хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса ______________ .
2.Очень многие растения становятся редкими из-за того, то люди __________________________.
3.Бывает, что люди, даже не срывая растений, губят их. Причина этого-_________________________. Под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остается мало ___________________________ и растения погибают.
Слайд 11-13Проверка.
К сожалению, деятельность человека изменила условия жизни растений. Тысячи гектаров леса сгорают в России по вине человека. Причиной тому не потушенный костер. Выпиливая леса, люди оставляют после себя опустошённые голые пространства с грудами обрубленных веток. На месте леса люди строят заводы или роют карьер. Много растений при этом погибает.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас!
Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Некоторые виды лекарственных растений из–за неумеренного сбора уже стали редкими. Эти растения совсем не надо собирать. Лучше всего заготавливать: пижму, подорожник, пастушью сумку, тысячелистник, калган.
Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого - вытаптывание. Идёт человек по лесу и не замечает, как у него под ногами ломаются, втаптываются в землю хрупкие травы. К тому же под ногами людей уплотняется почва. В такой почве остаётся мало воздуха, воды, и растения на ней жить не могут, они погибают.
На доске:
Человек наносит вред растениям:
- хозяйственной деятельностью;
- сбором букетов;
- вытаптыванием;
- неумеренным сбором лекарственных растений.
– Как вы думаете, что ожидает растения в дальнейшем?
Слайд 14-17
Беседа о лекарственных растениях.
Отгадай загадку.
Растет лекарство под ногами
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь –дорогу.
Ведь их у нас так много!
Подорожник – многолетнее растение. Встречается вдоль дорог (отсюда его название). Листья подорожника прикладывают к ране для обеззараживания и скорейшего заживления.
Держит девочка в руке облачко на стебельке.
С древних времен одуванчик используют в лечебных целях и называют «элексиром жизни» не зря: все части этого полезного растения – и корни, и листья, и цветки- имеют целебные свойства.
Погляди на зверобой
Он на лугу повсюду.
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
Наши предки считали зверобой растением с чудодейственными свойствами, помогающим от всевозможных болезней. Так, он убивает микробы, затягивает раны, останавливает нагноения.
Белая корзина, золотое донце.
Растение, которое мы зовем ромашкой, иначе называют нивяник, он занесен в Красную книгу.
Растение поможет нам при простуде.
Правила друзей природы.
- Выясните с помощью текста учебника, как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? [с.86]
1. Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.
2. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим в природе.
3. В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
Учитель на доске вывешивает экологические знаки.
Слайд 18 Физкультминутка.
Слайд 19 Викторина «Лесная аптека»
Слайд 20-23 1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? Приложить лист подорожника. 2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол. 3. Какая ягода заменяет лимон? Клюква, содержит лимонную кислоту. 4. Плоды каких кустарников богаты витамином С? Черная смородина, шиповник.
В любой ситуации надо помнить о правилах поведения в природе и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому человеку.
Знакомство с Красной книгой.
Слайд 24-27
Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу. Показ книги.
- Красная книга! Почему она Красная? Красный цвет - это сигнал опасности. Остановитесь, люди! Ещё один неосторожный шаг, и может быть поздно.
Охраняется Красной книгой Столько разных животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы. Красная книга, Красная! Значит природа в опасности!
Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир.
Многие растения, например подснежники, водяной орех, венерин башмачок внесены в Красную книгу России. Гораздо реже, чем раньше, попадаются на глаза кувшинка, купальница. Возле больших городов осталось мало ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в охране.
Слайд 28-31 Под особой защитой редкие растения находятся в заповедниках, национальных парках. На территории нашей Архангельской области находятся: Пинежский и Ненецкий заповедники, Кенозерский и Водлозерский национальные парки.
Подведение итогов.
- Мы проделали большую работу на уроке. К какому выводу мы пришли? Каждый человек должен бережно относиться к растениям.
Слайд 32
Человек! Ты царь природы! О тебе веду я речь. Можешь ты помочь живому, Иль на гибель всех обречь. Помоги траве родиться, Белкам жить, а речкам течь. Ты на свете самый главный. Значит должен всех беречь!
3 этап. Рефлексивно-оценочный этап.
Оценка урока обучающимися:
- Кто считает, что узнал много полезного и важного – прикрепит оранжевый цветок.
- Если урок был интересный – розовый цветок.
- Если урок понравился, но показался трудным синий цветок.
Звучит песня «Не рвите цветы»
У нас получилась цветущая поляна! Благодарю за работу!