kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок окружающего мира по теме "Хвойные деревья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с ФГОС.  Использован практическо - деятельностный метод обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира по теме "Хвойные деревья"»

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе 14.12. 2018 г. Учитель: Обыденнова Т.И.


Тема урока: Деревья, кустарники, травы. Хвойные деревья

Тип урока: Предметный

Цель урока:

формирование понятия о хвойных деревьях, их отличительных признаках.


Задачи уро

ка:

Образовательные: дать информацию о хвойных деревьях - по каким существенным признакам объединили хвойные деревья в одну группу, чем они отличаются от лиственных деревьев; какими бывают хвоинки у хвойных деревьев, где созревают их семена, создать условия для развития личностно-смыслового отношения к изучаемому предмету.


Развивающие: содействовать развитию наблюдательности, внимания, экологического мышления, речи, умений делать выводы, формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;   

учить работать в паре.


Воспитательные: способствовать воспитанию эмоционального и эстетического восприятия природы, бережного отношения к ней, подчеркнуть необходимость охраны природы.


УУД

Предметные

проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; различать изученные объекты природы (растения); сравнивать растения, относить их к определённым группам; описывать по плану дерево); соблюдать правила поведения в природе.

Личностные

положительное отношение к школе и учебной деятельности; эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира; этические чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с другими людьми и с природой, доброжелательное отношение к сверстникам, стремление прислушиваться к мнению одноклассников*;

потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий.

Мета

предмет

ные

Коммуни

кативные

включаться в диалог с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),

строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.

Регулятив

ные

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные знания и умения;

планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.

Познава

тельные

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;

понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;

строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык, математика, изобразительное искусство, музыка

Ресурсы урока

Учебник, ТПО, конспект урока, презентация, аудиозапись для физминутки, иллюстративный материал (сосна, ель, берёза, дуб, белка) , семафор, веер с цифрами – средства обратной связи, предметный раздаточный материал (веточки и шишки сосны и ели), образцы гербария (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта), раскраски с тестом, наглядность для рефлексии (ёлка и игрушки).


Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная


УМК

Гармония


Ход урока

Этап урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

1

Организацион

ный этап.

1 мин.


Организует обучающихся на работу.


Организуют рабочее место.

Слушают стихотворение.

Настраиваются на работу.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать вашу наблюдательность,

А поможет в этом нам ваша любознательность.


2

Актуализация ранее приобретённых знаний.

4 мин.


Проводит актуализацию

ранее приобретённых знаний в форме загадок с использованием наглядности и игры «Назови лишнее».






























Прием « Кластер»

Прикрепляет карточку со словом «деревья» к доске.

Хором говорят слова – отгадки; указанный учителем ученик прикрепляет картинку с изображением к доске.



























-Белка - животное.

- Ромашка -

травянистое растение.

- Деревья.


Исследуя, многое можно узнать,
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока сегодня указать,
Нужно будет загадки разгадать.


1) Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся …(ромашки)


2) Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму в нём проводит…(белка) 

 

3)  Дерево колючее,
Зелёное, пахучее.
Прилетела к нам метель,
Стала белой наша... (ель)


4) И красива. и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая…(берёзка)


5) Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она,
С иголками ... (сосна)


  1. 6) Он самый серьёзный из русских деревьев,
    Так просто не дастся на сруб.
    Раскидиста крона, крепки его ветви.
    А люди зовут его… (дуб)

  2. –Предлагаю вам игру «Назови лишнее».





  1. –Как вы назовёте оставшиеся растения?




3

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3 мин.


Приём «Верные и неверные высказывания»


Правильный сигнал демонстрирую для проверки сама или одобряю словом, если у всех верно, кроме последних 3-х.

Сигнализируют семафором своё согласие – несогласие с высказыванием учителя.


- Проверить ваши знания о деревьях я предлагаю в игре «Верю- не верю»

Правила игры: 

Если согласны с тем, что я говорю-зажигаете зелёный сигнал семафора, не согласны - красный.
Вопросы:

1. У всех деревьев есть стебель. (з.)
2. У всех деревьев есть листья. (з.)
3. Все деревья осенью меняют окраску. (к.)
4. У всех деревьев есть плоды с семенами.(з.)
5. Если растение большое, это – дерево. (к.)
6. Деревья растут только в лесу. (к.)
7. Деревья – это живая природа. (з.)
8. На сосне есть плоды. (з.)
9. Шишки можно есть. (к.)
10. Пихта - это дерево. (з.)


4

Сообщение темы. Постановка задач урока.

2 мин.


«хвойные» Помогает обучающимся сформулиро

вать тему

урока и целеполагание

Указывает тему на доске

Хвойные деревья

-Мы ещё не всё знаем о деревьях.

Вместе с учителем определяют тему урока, ставят задачи на урок.

- По каким вопросам ваше мнение не совпало? Почему?

- О каких деревьях мало знаете?

- Ребята, давай – те вместе сформулируем тему урока.

- Тема урока «Хвойные деревья» сл.1

- Какие задачи ставите на урок?

Узнать: - Почему деревья называют хвойными?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

Учиться быть наблюдательными, внимательными, доброжелательными друг к другу.

5

Открытие нового знания.

13 мин.



Организует работу по изучению нового материала.




















Сл.1,2,3

Организует практическую работу.

Демонстрирует презентацию.

Данные наблюдений заносятся в таблицу на доске условными знаками на магнитах.













Аудиозапись с песней для физминутки.

Прекряпляет к доске рисунок ёлки, который пригодится для проведения рефлексии.




Демонстрируетобразцы гербария.




















Веточка лиственницы.


Работают по заданиям учебника.

Участвуют в беседе.
















.




Работа в парах.

На каждой парте ветки сосны, ели.

Вывод: у ели хвоинки короткие, а у сосны длинные. У елочки из почки растет по одной хвоинке, а сосны по две. Шишки у елочки удлинённые, а у сосны покруглее.
















Подготовленный ученик пересказывает текст.

Слушают, участвуют в беседе.

Рассматривают образцы гербария.


1.-Знакомство с хвойными деревьями начнём с работы по учебнику на с.86.

- Прочтите тему в книге – Зимой и летом одним цветом. Про что так говорят? Почему? сл.2

- Наблюдаем, размышляем, на вопросы отвечаем! (усл. знак солнца)

- Какие деревья представлены на фотографиях? (ель и сосна)

-Чем они отличаются осенью от лиственных деревьев? (не изменяется окраска листьев )

-На что похожи листья ели и сосны? (на иголки)

-Какие они по окраске, форме, на ощупь? (зелёные, длинные и тонкие, жёсткие и колкие).

-Как называют листья ели и сосны? ( Чтение 1-го предложения.) сл.3


Хвоя – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не дает им пересохнуть. Они и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. Эти листья живут несколько лет. Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется зелёная листва. Поэтому хвойные иногда называют “вечнозеленые”

- Почему ель и сосну относят к хвойным деревьям? (листья-хвоинки)

- Чем ещё схожи хвойные деревья? (шишки)

- А что в шишках? ( Чтение 2-го предложения текста с.86.)

- Какой частью растения являются шишки?


2. Практическая работа.

- Сходства хвойных деревьев указали: листья – хвоя, плоды – шишки. А различия между ними существуют?

--Продолжим свои наблюдения по слайдам презентации и природному материалу, который находится на ваших партах.

--По кронам мы можем распознать ель и сосну? (да) сл.4

У этих хвойных деревьев отличия не только во внешнем виде. Давайте сравним их ветки, хвоинки и шишки.

Наблюдение 1. “Ветки”. сл.7

-По сколько крепятся хвоинки к ветке ели, сосны?

Дети рассматривают ветки ели и сосны и определяют , что и на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка.

Наблюдение 2. “Хвоинки”.

- Сравните длину хвоинок ели и сосны.

Сравнивая хвоинки обоих деревьев, ученики замечают, что длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие.

Наблюдение 3. “Шишки”.

- Шишки – это плоды хвойных деревьев.

Дети рассматривают шишки и обращают внимание на то, что шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длинные, вытянутой формы.

Итог наблюдения ель можно отличить от сосны по кроне, длине и расположению хвоинок на ветке и по размеру и форме шишек.


Физминутка под аудиозапись песни «Где – то ёлка на опушке…»


3.Дополнительные сведения о хвойных деревьях.

-- Где –то ёлка на опушке одинокая росла… Мне кажется, что ей очень грустно?…

Давайте поищем родственников ёлочки.

Ель. Гербарий

Ель – пушистая красавица наших лесов достигает в высоту 40 м. Крона в виде конуса образуется распростертыми ветвями. Длина хвоинок от 1 до 2,5 см. Продолжительность жизни каждой хвоинки – 6 и более лет. Живёт дерево до 300лет. В еловых лесах всегда темно и влажно.

Ель – служит сырьём для изготовления бумаги, искусственного шёлка и шерсти, спирта, глицерина, пластмассы.. Еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем лимон. Можно из неё делать настой и принимать ванны. А блестящая белая древесина ели идёт на изготовление музыкальных инструментов.


Сосна.

Сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли, они тянутся к солнцу. Сосна – очень высокое дерево – до75м. живёт до 500 лет.

Сосна – удивительное дерево. Всё в нём полезно. Из хвои, почек, смолы изготавливают много ценных лекарственных препаратов. Его выделения убивают микробов, поэтому воздух в сосновом лесу полезен для здоровья. Сосна – источник хорошего строительного материала. Доски, дома, даже корабельные мачты делают из её древесины.


- Ребята, в моём хвойном букете есть одна особая веточка. Это тоже веточка хвойного растения. Вы со мной согласны? Почему?

- Про это дерево можно загадать такую загадку:

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

-с.87 учебника - как выглядит лиственница осенью.

- В период листопада она сбрасывает свои листочки – хвоинки и зиму проводит с голой кроной, как лиственные деревья.

-Интересно название растения. Почему лиственницу назвали лиственницей?

- Почему её относят к хвойным растениям?

Лиственница.

Деревья лиственницы - настоящие лесные великаны высотой 30-40 м. и долгожители, дерево живёт до 400-600 лет. Ветки у лиственницы редкие. Листья - мягкие плоские хвоинки, сидят пучками. Держатся они всего год. Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголки, словно берёза или осина - листья. Лиственница поэтому так и называется. А весной у неё вырастает новая хвоя, не колючая, а мягкая, приятная на ощупь.

Лиственницу называют королевой сибирских лесов.

Древесина этого дерева не знает износа и может прослужить 500 – 700 лет Брёвна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему их используются для различных подводных сооружений (свай мостов, причалов, плотин). Её применяют при постройке кораблей.


- Шишка какого дерева у меня в руке?

- Сосна кедровая или кедр. Чем ценны кедровые шишки?

Кедр.

Хвоинки сосны кедровой длиннее, чем сосны обыкновенной и собраны в пучки по 5 штук. Её семена - вкусные и питательные орешки. Кедр называют кормильцем тайги или деревом – маткой. То есть матерью. Много зверей и птиц жируют на его вкусных орешках. И для человека – это ценный продукт питания.


- В школьном гербарии присутствует ещё один образец хвойного дерева наших лесов – пихты.

Пихта.

Издали пихта похожа на ель, но на этом сходства заканчиваются. Хвоя у пихты мягкая и плоская, а шишки растут не вниз ,как у ели, а вверх. Пихтовую смолу называют пихтовым бальзамом, он очень ценен. Им склеивают стёкла микроскопов, телескопов, биноклей.


- Достаточно большая семья родственников обнаружилась у нашей ёлочки.

-Давайте их перечислим.

- Какие они все важные и полезные!

-А вообще в мире около 600 видов хвойных растений. Так удивителен и разнообразен растительный мир нашей планеты.

6

Закрепление учебного материала.

7 мин.


Организует работу по закреплению изученного материала.






Проверяет знания обучающихся по теме урока.

Работа в ТПО.

Взаимопроверка.








Слушают учителя, лентой цифр показывают верный ответ.


1)ТПО с.27з.14

-Назовите лиственные деревья, хвойные.

2)- В чём главное отличие лиственных деревьев от хвойных?

- Проверим свои выводы по учебнику с.88. Найдите условный знак «Копилка знаний» .

3) -ТПО с.27 з.15

- Посчитайте сколько слов, сколько рисунков. Для 2-х рисунков слов нет. Для каких, выясним.

Взаимопроверка.

4) Тест.

Задания теста:

  1. К какой группе растений относится ель? (травы, деревья, кустарники)

  2. Как правильно назвать лист хвойного дерева? (колючка, иголка, хвоинка)

  3. Как называют плод хвойного дерева? (ягода, цветок, шишка)

  4. Как называется еловый лес? (ельник, сосняк, пихтарник)


7




Обобщение и систематизация знаний.

3мин


Задаёт вопросы, корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.









Ученик читает наизусть.

Подведём итог урока.

1. Какие хвойные деревья вы знаете? (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр) 
2.  Почему эти деревья называются хвойными? (листья называются хвоинками, поэтому и деревья - хвойными) 
3.Чем различаются хвойные деревья? (кроной, расположением хвоинок, шишками. У сосны иголки длинные в паре, шишки маленькие, у ели – иголки маленькие и по одной, шишки длинные, у лиственницы – мягкие иголки желтеют и опадают, шишки маленькие и круглые).


Даже ёлку мы вначале от сосны не отличали.

Раз торчат иголочки – значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели мы получше посмотрели,

Оказалось, что она не такая как сосна.


8

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

3 мин.




























Подводит итоги учебной деятельности обучающихся на уроке.


Организовывает рефлексию по поводу психоэмоционального состояния обучающего





















Участвуют в беседе.














Показывают своё психо-эмоциональное состояние в конце урока цветом выбранного ёлочного украшения.










- Скоро наступит любимый и детьми, и взрослыми праздник … А он как-то связан с сегодняшним нашим уроком?

- Одним из символов Новогоднего праздника является ёлка.

«И вот она нарядная на праздник к нам пришла….»

Но если сосны и ели все придут к нам на праздник, то назад в лес уже не вернуться. Как же быть, чтобы ёлочки и сосны пришли к нам на праздник, но и в лесу не остались одни пеньки?

- Можно дома украшать не живую ёлку, а искусственную, её можно использовать много лет. А живые ёлки попросите родителей о приобретать на ёлочных базарах, куда их привозят из питомников, где специально выращивают к Новогодним праздникам. Взамен срубленным - весной посадят новые. И не будет нанесён урон природе. Но ни в коем случае нельзя рубить ёлки в лесу или лесополосе.


- Предлагаю украсить нашу ёлочку.

У вас на партах лежат ёлочные украшения - флажки. Оцените свою работу на уроке и выберите ёлочное украшение соответствующего цвета.

Зелёный – многое узнал, многому научился.

Жёлтый – не всё понятно.

Красный – есть проблема, нужна помощь.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок окружающего мира по теме "Хвойные деревья"

Автор: Обыденнова Татьяна Ивановна

Дата: 17.03.2019

Номер свидетельства: 503402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "проектная работа на уроке окружающего мира "Почему хвойные деревья остаются зелеными?" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_rabota_na_urokie_okruzhaiushchiegho_mira_pochiemu_khvoinyie_dieriev_"
    ["file_id"] => string(6) "360488"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479579614"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-raznoobraziie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "222824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436867308"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока окружающего мира на тему: "Разнообразие растений на Земле" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-raznoobraziie-rastienii-na-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "234990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443555123"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация для урока окружающего мира по теме "Что такое хвоинки?" УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-chto-takoie-khvoinki-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "124207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414661530"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока с презентацией "Хвойные деревья". Окружающий мир 1 класс.  УМК "Гармония". "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-priezientatsiiei-khvoinyie-dieriev-ia-okruzhaiushchii-mir-1-klass-umk-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "102800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402553140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства