Организаци-онно-мотивацион- ный | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Слушайте внимательно, работайте старательно! - Ребята, я вам всем желаю, чтобы вышли с урока с новыми знаниями, вспомнили всё, что мы уже знаем и умеем. А для того, чтобы всё получилось, вам нужно постараться как и всегда. | Приветствуют учителя. | | 1 мин |
Актуализа- ция знаний | А начнём мы с вами с того, что вспомним какие эпохи человечества вы уже знаете. - Кто подскажет какие эпохи мы уже знаем? Давайте продолжим составлять кластер. (ПРИЛОЖЕНИЕ А) Первобытная история А теперь мы с вами пройдём блиц-опрос. -На какие эпохи делят учёные историю человечества? -Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества? -Что было величайшим помощником человека? -Как жили первобытные люди? -Как назывались эти первобытные коллективы? -Назовите основные занятия первобытных людей. -Из чего были сделаны первые орудия труда? -Как называлась живопись, появившаяся в это время? -Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней? | Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее временя. Эпохи истории человечества Древний мир Новейшее время Новое время История Древнего мира Средние века - Древний мир, Средние века, Новое время и Новейшее временя. -Первобытная. -Огонь. -Сообща. -Человеческое стадо. -Охота, собирательство. -Камень. -Наскальная. -Молоток. | «Кла- стер» «Блиц-опрос» | 5 мин |
Целеполагание, постановка задач | Скажите, пожалуйста, вы любите ребусы? Я предлагаю вам разгадать ребусы, которые вы видите на доске. (СЛАЙД 2) -Как вы думаете, в какую эпоху мы сегодня с вами отправимся? (СЛАЙД 3) Если мы отправимся в эпоху Древнего мира, какая у нас будет тема урока? (СЛАЙД 4) -Какую цель мы поставим на уроке? - Поставим задачи к уроку. (СЛАЙД 5) | Египет, Рим, Греция. -В эпоху Древнего мира. - «Мир древности: далёкий и близкий». - «Почему мир древности такой близкий?» Узнаем какой был мир в древности. Подумаем почему мир древности близкий. Сравним государства Древнего мира. | | 3 мин |
Изучение материала и первичное закрепление | Чтоб нам ответить на сегодняшний вопрос, я вас разделила на команды. Для этого нужны капитаны. (У каждой команды лежит памятка работы в группе, т.к. это уже в системе 4 класса (СЛАЙД 6, ПРИЛОЖЕНИЕ Б)). У каждой команды лежит лист с вопросами, на которые необходимо ответить. Посмотрите, отметьте, что вам уже известно о данном государстве. (ПРИЛОЖЕНИЕ В) Как только отметили, приступайте к работе. Помните, что на работу отводится всего лишь 10 мин. Ваша задача — ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Вам разрешается работать с карточками, дополнительной литературой и с учебниками. Когда вы будете готовы, капитаны дадут сигнал. | Распределяются на группы. У детей карточки, которые они маркируют: «V» - уже знал «+» - новое «-» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы Карточка для работы 1 1. Когда и где появилось Египетское царство? Почему была возможна жизнь на берегах Нила? 2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов. Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота? 3. Как писали египтяне? 4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне? Карточка для работы 2 1. Где находится Греция? Какое название имела в древности? Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом? 2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали? 3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь? Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона? 4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия? Как древние греки изменили письменность? Карточка для работы 3 1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим? 2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей? 3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон? | Сы-щики Ин- серт | 3 мин |
Первичное закрепление. Включение в систему знаний | (СЛАЙД 7, ПРИЛОЖЕНИЕ Г,Д) - Спасибо за интересный рассказ. ВЫВОД: цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое. -Что же расскажет нам капитан команды из 2 группы? (СЛАЙД 8) ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы. И завершаем мы сообщением от представителя 3 команды. (СЛАЙД 9) Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. | Египет. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов.. Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон - бог воздуха и ветра, урожая , творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила. Богом мудрости , письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Не все египтяне умели читать и писать. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид. Заполняем кластер по Египту. Греция Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп. На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид. Афины — и сейчас столица Греции. Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми. Самыми важными были игры в городе Олимпия. Именно здесь и зародились Олимпийские игры. Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность. Заполняем кластер по Греции. Рим Мы познакомим вас с историей Древнего Рима. Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Заполняем кластер. | | |
Обогаще- ние и система-тизация | А сейчас вы разделитесь на группы по цвету (у детей кружочки разного цвета, так, чтоб в группе были дети из прошлых 3 групп, для разгадывания кроссворда). Распределите обязанности в группе, определите капитана. Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное. (СЛАЙД 10, ПРИЛОЖЕНИЕ Е) -Прочитайте, что получилось? (СЛАЙД 11) Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году , когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи. (СЛАЙД 12) Везу́вий — действующий вулкан на юге Италии. За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало. (СЛАЙД 13) Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось, что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. | Вопросы к кроссворду: 1. Царь Египта. 2. Материал для письма в Древнем Египте. 3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство. 4. Особые знаки для письма. 5. Гробница фараона в Древнем Египте. 6. Столица Греции. 7. Высокая гора на севере Греции. 8. Греческий бог моря. 9. Главный греческий бог. 10. Знаменитый храм Акрополя. 11. Сердце Афин. 12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев. 13. Столица Италии. 14. Храм всех богов в Древнем Риме. 1 5. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте. - «Последний день Помпеи». | | |
Рефлексия | Ответим на вопрос, который мы задали в начале урока: «Почему мир древности может быть близким?» - Какое изобретение дошло до наших дней? - Не только молоток подарил нам мир Древности, а ещё театр, олимпийские игры и многое другое. (СЛАЙД 14) - Достигли мы цели урока? - Вам было интересно? - Какие знания мы открыли? - Многие слова к нам пришли из Древней Греции. Например, имя Ксения от греческого переводится «гостья» или «чужестранка». Оцените по баллам, насколько вы были активны, насколько было интересно и понятно и новыми ли были полученные знания. (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж) | - Многие строения и знания древности дошли до наших дней. - Молоток. - ответы детей. - Мы узнали про новых богов. - Узнали, что письменность пришла из Древней Греции. | "Ми-шень" | 6 мин |