Конспект урока в 4 классе по окружающему нас миру
Тема: «Мир древности: далёкий и близкий»
Цели: 1. Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом.
Развивать устную речь.
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
– Сейчас мы узнаем, куда поведёт нас дорога истории. Для этого надо разгадать кроссворд.
Вопросы:
Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.
Люди научились ……… глиняную посуду.
Этим занимались женщины и дети.
Как по-другому назвать древнейшего человека.
Освещение первобытных художников.
Основное занятие древнейшего человека.
З е м л е д е л и е
И з г о т о в л я т ь
С о б и р а т е л ь с т в о
П е р в о б ы т н ы й
Ф а к е л
О х о т а
- Речь сегодня пойдёт о мире древности: о др.Египте, о др.Греции и о др.Риме.
3. Новая тема.
- Египет – одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.
- Египтяне писали особыми знаками – иероглифами.
- Иероглиф – древний рисуночный знак египетского письма.
- Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки храмы и пирамиды.
- Много позже возникли др.Греция и др.Рим. Греция – горная страна на Балканском полуострове.
4. Рассказ учителя.
- На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. На ней др. греки поселили своих богов. Главным среди греческих богов считается Зевс – громовержец. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Бросились греки к источнику – а вода-то морская, солёная. Тут Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами.
- Название Рима связано с именем его основателя – Ромула. Легенда рассказывает об этом так. Молодую женщину казнили, а близнецов бросили в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился войти в воду , и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица – она выкормила их. Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом и стал его первым царём.
Репродукция картины К.П.Брюллова «Последний день Помпеи»
- Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н.э., когда в результате извержения вулкана Везувий погиб город Помпеи. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противосто -ящего ей высокого человеческого духа. В правой части картины мы видим сына, угова - ривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним, рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.
- Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Домашнее задание: подготовьте сообщение об интересных фактах, об одном из государств Древнего мира.
Проверка изученного.
ТЕСТ
1. На берегах какой реки возникло Египетское государство?
а) Тибр
б) Нил
в) Амазонка
2. Что такое иероглиф?
а) Гласный звук
б) Знак препинания
в) Особый знак для письма
3. Какие грандиозные постройки умели возводить Египтяне?
а) Храмы и пирамиды
б) Церкви и соборы
в) Древнеримские статуи
4. Назовите столицу Греции?
а) Аттика
б) Пирей
в) Афины
5. Столицей какого государства является город Рим?
а) Египет
б) Италия
в) Греция
6. Назовите самый знаменитый храм Акрополя?
а) Пантеон
б) Форум
в) Парфенон
7. Какой город был погребён под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?
а) Помпеи
б) Афины
в) Рим
6. Итог урока:
- О чём сегодня на уроке мы говорили?
- Было ли вам интересно? Почему?
- Что понравилось, что не понравилось?