kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обучения грамоте по теме Звуки [й`э], [`э]. Буква Е е.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте по теме "Звуки  [й`э], [`э]. Буква Е е."

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обучения грамоте по теме Звуки [й`э], [`э]. Буква Е е.»



Технологическая карта урока обучения грамоте

в 1 Б классе

Дата и место проведения: 22.10.2016г., МОБУ «СОШ № 12», 1 класс «Б».

Тема. Звуки [й`э], [`э]. Буква Е е.

Цель урока: ознакомление учащихся со звуками [й`э], [`э], буквой Е е.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;

наблюдать над образованием звуков речи.


Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;

понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях
учебника, в справочном материале учебника — в памятках)
при работе с учебным материалом.

Познавательные УУД: преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

интерес к языковой и речевой деятельности


Оборудование: учебник, слайдовая презентация, раздаточный материал.

Ход урока

Структурные

компоненты урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся и формулировка заданий

Планируемые результаты

Способы проверки и критерии оценивания результатов

предметные

метапредметные

название

время


Организация начала урока

1 мин

Доброе утро, дорогие школьники, мальчишки и девчонки. присаживайтесь.




Мотивация к учебной деятельности

3 мин

Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).


- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)


- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)


- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).


- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).


- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).


- Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).


- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).


-Молодцы!


Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя.




Чтобы познакомиться с новым звуком мы отправимся в увлекательное путешествие.


В любом деле, даже в путешествии должен быть план. Что нужно сделать, чтобы найти и узнать новый звук и букву? (произносить, слушать, узнать новый звук и букву)


На доску фиксируются изображения – произносить, слушать, узнавать. На этот план вы будете опираться в течение всего нашего урока. Это будут три главных правила урока.


А чтобы наше путешествие было удачным мы возьмем с собой в дорогу наши знания и разомнем свой речевой аппарат.


Повторяйте вместе со мной хором:


Ме-ме-ме -светлячки видны во тьме.


Не-не-не -пляшут рыбки на волне.


Ре-ре-ре -носим воду мы в ведре.


Ле-ле-ле -стоит чашка на столе.


Ве-ве-ве -васильки растут в траве.


На какие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные)


Как мы можем определить гласный звук, по каким признакам? (те, которые произносим свободно, выдыхаемый воздух не встречает преграды)


Какие признаки есть у согласных звуков? (те, которые произносим с трудом, выдыхаемый воздух встречает преграды)


Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)


Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)


Различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить.



Преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя.


Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме.


Актуализация опорных знаний

5-7 мин

Повторение ранее изученных гласных.


Ребята, а куда мы с вами отправимся в путешествие, вам подскажет эта иллюстрация.

СЛАЙД На слайде изображение леса.

Как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не мусорить, не разжигать костер)

Ребята на ваших партах есть листочки, ваша задача в парах выбрать верную схему слова ЛЕС из трёх предложенных. Ту, которая подходит к нашему слову обведите кружком.

Проверка выполнения работы.

Какой новый звук услышали в слове «ЛЕС»? (звук «Э»)

Как будем определять, гласный он или согласный? (Будем произносить и слушать)

Задайте этому звуку вопрос? (Гласный звук или согласный?)

Произнесите протяжно слово Лес, прислушайтесь, какой звук даёт буква Е в слове лес. Леэээс.

Какой буквой мы обозначим звук «Э» в слове «ЛЕС»? (Буква «Э»)

Но тогда согласный мы будем произносить твердо - ЛЭС, а на схеме – звук «ль» - мягкий.

Буква Е в слове лес выполняет роль смягчения согласного звука ЛЬ, произнесите ЛЬЭС.

Посмотрите на ленту букв. Вспомните, с какими гласными, которые вы уже изучили, в слоге-слиянии согласные читаются мягко? (С гласной «и»)


Нам тоже нужна такая буква, с которой в слоге-слиянии согласный звук будет читаться мягко. Но этот звук должен быть очень похож на звук [э].


СЛАЙД Это гласная буква «Е» (открыть гласную на ленте букв) .

С какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке?


СЛАЙД А теперь посмотрите на слайд, и проверьте себя. Кто выбрал такую же схему, поставьте себе ПЛЮС, кто с заданием не справился, не расстраивайтесь, эта буква для вас новая, и нам ещё много работы предстоит, чтобы узнать все её тайны.







Устанавливать последовательность звуков в слове и их количество.




Наблюдать над образованием звуков речи.


Устанавливать последовательность звуков в слове и их количество.









Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме.

Фронтальный контроль учителя.



С письменными буквами мы познакомимся на уроке письма ,напечатайте заглавную печатную «Е» на ладошке соседа ,строчную «Е» правой ножкой на полу.



Фронтальный контроль учителя.

Открытие новых знаний.

5-8

мин

Давайте еще раз посмотрим на наше слово Лес и попробуем ответить на вопрос, какую роль выполняет звук [Й`э] в слове лес? Произнесите еще раз это слово, и прислушайтесь, что звук Ль – стал мягкий, благодаря какому звуку? (Е) Для чего же нужен гласный звук [Й`э] (показывать на мягкость предшествующего, то есть стоящего перед ним, согласного)

(вывешивается опорная схема на доску)

Но это не вся работа буквы «Е». Эту букву называют труженицей.

Что значит слово «труженица»? (Тот , кто много работает)

Верно, и мы с вами будем на уроке трудиться и узнаем еще много интересного о букве «Е» и звуке [й`э]. Отправляемся дальше.

Наблюдать над образованием звуков речи.

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме.

Фронтальный контроль учителя.




Для чего мы изучаем буквы ? Чтобы уметь читать и писать слова с этими буквами.

СЛАЙД На что похожа буква е?

Выслушиваются мнения детей. Читаю короткие стихотворения, а дети находят в них сравнения предметов с написанием новой буквы

.

СЛАЙД На дворе – такая жалость –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)


СЛАЙД Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)


СЛАЙД Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)


СЛАЙД Отлично! А теперь, посмотрите на иллюстрации и назовите только те предметы, в которых встречается наша новая буква и новый звук.










Преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя.


Фронтальный контроль учителя.



СЛАЙД. Мы прибыли с вами на опушку, где нас встречает лесная красавица. Отгадайте, кто это и доскажите словечко.


-Зелена я и свежа,


И похожа на ежа


И в жару, и в метель


СЛАЙД Называют меня… (ЕЛЬ)


А как сказать, если таких деревьев несколько? (ЕЛИ)(вывешиваю слово на доску)

А про что еще можно сказать – ЕЛИ (Ребята ели в столовой)


Поработайте в парах и составьте схему слова «Ели».


Я попрошу выйти две, три пары и показать свои схемы. Объясните, почему выполнили так?



Как же нам выяснить, какая схема правильная? (Произнести слово медленно)


Сколько слогов в слове?(два)


Какой слог ударный?(первый)


В каком слоге было затруднение?(в первом)


Произнесём его медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем. Сколько звуков услышали? Какие звуки слышите? ([й’] и [э].)


Если нам нужно написать это слово, какой вопрос мы звукам зададим? ( Как на письме обозначить эти звуки? Какой буквой?)


Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносим слово ЕЛИ.)


Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [э])? Ребята, вот и ещё одна тайна буквы Е. (Буква е, она может обозначать сразу два звука [й’] и [э].)

Давайте подумаем, в каких случаях это происходит? (Когда буква е стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’э] и [э]. (вывешивается опорная схема №2)


Звук й – согласный и всегда мягкий, поэтому каким цветом он обозначается на схеме? Зеленым. А звук Э – гласный – красным.

Интересный согласный звук Й. Он любит «играть в прятки» – «прятаться» за некоторые буквы.

Приведите свои примеры слов, который начинаются со звуков й и э( ерши, ежи.)


Опишите ели, какие они?(Ели зеленые, высокие, красивые, стройные)

СЛАЙД На слайде слова ВЫСОКИЕ КРАСИВЫЕ


Где стоит буква «е»? (в конце слова)


Сколько она дает звуков один или два? Проговорите эти слова, прислушайтесь.


Почему? (стоит после гласных)


Вот и еще одна работа буквы «Е» - дает два звука после гласных.(вывешивается опорная схема №3)

















Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить
ответ в устной форме.

Фронтальный контроль учителя.



Физминутка

1-2 мин

Если буква «Е» обозначает звук «Э» после мягкого согласного-1 раз подпрыгнуть,


Если буква «Е» обозначает два звука «й э»-хлопнуть в ладоши 2 раза


Слова: небо, поезд, ежи, белка, Петя , доел ,верные



Фронтальный контроль учителя.

Закрепление полученных знаний

10-15 мин

Упражнение в слушании звуков.


- Откройте "Азбуку" на с. 72. Эти странички приглашают нас в гости к сказке.


- Героя, какой сказки вы видите? (Емеля из сказки "По щучьему веленью").


- Рассмотрите иллюстрацию и назовите слова, в которых есть звук [йэ]. (снег, ели, лес, Емеля). Молодцы, вы очень внимательные!


А теперь, поработаем с пословицами.


Работа над пословицами.

- Емеля наш был ленив, но любил поесть, поэтому про него можно было сказать: "К работе "ох!", а ест за трех".

Чтение первых трех пословиц под иллюстрацией.

- Как вы понимаете смысл: "Сладкая еда не приходит лёжа". (Это только в сказке происходит чудо, чтобы вкусно поесть, надо потрудиться).


Понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях
учебника, в справочном материале учебника — в памятках)
при работе с учебным материалом.

Фронтальный контроль учителя.



Ребята, откройте Азбуку на стр.73 и прочитайте слова вверху.

Чтение столбиков слов с. 73


Итак, посмотрите внимательно на слова, кто прочитает слова, обозначающие предмет? (е-ли, со-с-ны)


А кто найдёт и прочитает слова, обозначающие признак? (е-ло-вы-е, со-с-но-вы-е)


А кто уже нашёл и прочитает слова, обозначающие действие? (ро-ет, во-ет,ла-ет, ку-са-ет)


Теперь девочки прочитают слова из 1 столбика, а мальчики из 2. Когда буква е обозначает 2 звука? (когда стоит в начале слова или после гласного)

А когда 1?(когда стоит после согласного)


Составьте предложения со словами роет, воет. Произнесите протяжно слово роет. Сколько звуков слышится в этом слове? (Пять)


А сколько в нем букв?(Четыре)

Почему так? Буква е обозначает два звука.

После какого звука следует е?(После гласного)

Сделайте вывод.

Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного.












Слушать собеседника и понимать речь других.




Фронтальный контроль учителя.

Оценочные суждения учителя.



Самооценка учеников.




. Знакомство со словами – антонимами с.74


Ребята, кто знает, как называются слова с противоположным значением? ( антонимы) СЛАЙД со значением слова Антонимы


1 слово нам дано, давайте хором прочитаем их.


Какое слово противоположно слову высокие?( низкие) Давайте хором скажем.

А какое слово противоположно слову толстые? ( худые) Давайте хором скажем.


А теперь в парах расскажите друг другу эти слова. Придумайте по паре слов антонимов, произнесите их.


Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах?(два) Почему? Потому что они стоят после гласной.


Понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях
учебника, в справочном материале учебника — в памятках)
при работе с учебным материалом.

Фронтальный контроль учителя.



Развитие речи.


Есть такое выражение: держать в ежовых рукавицах. Представляете, какие могут быть рукавицы из колючей шубки ежа? Не позавидуешь тому, кого в них держат! Как вы понимаете значение этого выражения?

Выражение означает: относится к кому-то очень строго. Если ребёнок очень капризничает и балуется, его маме приходится слышать такой совет: "Возьмите его в ежовые рукавицы!"



Фронтальный контроль учителя.




СЛАЙД Ребята и вот мы с вами пришли к лесному пруду. И лесовичок, который обитает возле этого пруда, предлагает нам с вами проверить наши знания, что мы уже узнали о труженице букве Е. Сейчас на экране будут появляться слова. Ваша задача определить, где буква Е даёт 2 звука - Й и Э, и где буква Е даёт 1 звук – Э и поместить в нужную колонку. Объяснить свой выбор.

Выходите к доске по одному, остальные ребята оценивают.


Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста).


Фронтальный контроль учителя.



Творческая работа.

Ребята, и мы с вами попали на лесную опушку «Творец»

Давайте представим, что мы с вами настоящие волшебники. И мы будем превращать нашу букву Е в какого-нибудь персонажа, или это будет какой то предмет. Да что угодно. Дома я тоже превратила эту букву в _____________.



Фронтальный контроль учителя.

Подведение итогов урока

2 мин

Почему букву «Е» называют труженицей?

В каких случаях буква Е даёт два звука, когда один?

Какая информация показалась вам необычной?

Что вас удивило? А что вы уже знали?



Фронтальный контроль учителя.

Рефлексия

1 мин







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Урок обучения грамоте по теме Звуки [й`э], [`э]. Буква Е е.

Автор: Светлана Щербук

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526865

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект  урока обучения грамоте.  Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt"
    ["file_id"] => string(6) "250912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447161119"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока обучения грамоте. Тема: "Звук и буква Тт"."
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-i-bukva-tt-1"
    ["file_id"] => string(6) "250929"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447163044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок обучения грамоте. Тема «Звук [ж]. Буквы Ж ж» "
    ["seo_title"] => string(52) "urok-obuchieniia-ghramotie-tiema-zvuk-zh-bukvy-zh-zh"
    ["file_id"] => string(6) "116764"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607611"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока обучения грамоте. Тема урока:  «Гласные звуки и буквы» (УМК « Система Л.В.Занкова») "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-tiema-uroka-glasnyie-zvuki-i-bukvy-umk-sistiema-l-v-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "172882"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423895300"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок по обучению грамоте Тема: Звук I П I , буквы Пп "
    ["seo_title"] => string(64) "otkrytyi-urok-po-obuchieniiu-ghramotie-tiema-zvuk-i-p-i-bukvy-pp"
    ["file_id"] => string(6) "179257"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424965418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства