Народный художественный промысел Промысел – это добывание чего-либо, добыча, охота или мелкое ремесленное производство. Виды народного искусства распространены в определенных районах, потому что народная культура всегда связана с условиями местности: в районах с выходами глины развивалось гончарное дело, в районах выращивания льна – ткачество (рис. 1).
Гончарное дело
Ткачество
Рис. 1. Гончарное дело (Источник)
Рис. 2. Ткачество (Источник)
Умения, знания, секреты мастерства передавались из поколения в поколение в пределах одного рода. Постепенно какой-то из промыслов становился преобладающим на территории поселения или района. Например, в начале XIX века роспись по дереву не была известна за пределами Архангельской губернии, а в начале ХХ века основным центром этого промысла стал городок Городец, находящийся неподалеку от Нижнего Новгорода. Несмотря на то что один и тот же вид народного искусства мог быть распространен на разных территориях, каждый регион характеризовался индивидуальными особенностями. Например, гончарным делом занимаются повсеместно, но материалы, техника лепки и роспись существенно отличаются в зависимости от района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок : Народные промыслы твоего края»
Народный художественный промысел
Промысел – это добывание чего-либо, добыча, охота или мелкое ремесленное производство. Виды народного искусства распространены в определенных районах, потому что народная культура всегда связана с условиями местности: в районах с выходами глины развивалось гончарное дело, в районах выращивания льна – ткачество (рис. 1).
Гончарное дело
Ткачество
Рис. 1. Гончарное дело (Источник)
Рис. 2. Ткачество (Источник)
Умения, знания, секреты мастерства передавались из поколения в поколение в пределах одного рода. Постепенно какой-то из промыслов становился преобладающим на территории поселения или района. Например, в начале XIX века роспись по дереву не была известна за пределами Архангельской губернии, а в начале ХХ века основным центром этого промысла стал городок Городец, находящийся неподалеку от Нижнего Новгорода. Несмотря на то что один и тот же вид народного искусства мог быть распространен на разных территориях, каждый регион характеризовался индивидуальными особенностями. Например, гончарным делом занимаются повсеместно, но материалы, техника лепки и роспись существенно отличаются в зависимости от района.
Наука, которая изучает материальную и духовную культуру народов, в том числе и народные промыслы, называется этнографией.
Гжель
Самый известный крупный народный художественный керамический промысел – подмосковная гжель (рис. 3).
Гжель
Рис. 3. Гжель (Источник)
Этот район из 30 сел и деревень в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими глинами и гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость. Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, затем – во всех духовных грамотах великих князей, а Иван Грозный обозначил ее как «государеву дворцовую волость», то есть собственность двора. В XVII в. крестьяне гжельских деревень и сел изготовляли посуду и игрушки. О гжельских глинах было известно и в Москве. В 1663 царь Алексей Михайлович издал указ: «...во Гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины, которая глина годится к аптекарских сосудам». В 1710 г. Гжельская волость была приписана к Аптекарскому приказу «для дела алхимической посуды». В 1744 г. попытались проверить пригодность гжельских глин для производства фарфора. В 1770-е годы, наряду с кустарными мастерскими, которых было бесчисленное множество, в Гжели существовали и гончарные заводы, их было около 25. Гжельская посуда с синей кобальтовой росписью по белому фону завоевала большую популярность.
Матрешки
Есть много видов кукол, и все они примечательны и удивительны, но есть особенные русские куклы – матрешки (рис. 4).
Матрешки
Рис. 4. Матрешки (Источник)
Они известны всему миру, это самый распространенный сувенир для побывавшего в России.
Фигурки такой формы существовали на Руси давно. И разъемная деревянная игрушка бытовала издревле. А вот матрешки еще сто лет назад не было.
У мастеров зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859–1937). Его матрешка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках черного петуха. Первая русская матрешка, выточенная по эскизам С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звездочкиным, была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Имя игрушки было простонародное – Матрена. Успех к девочке Матрене пришел в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже.
Жостовские подносы
На Руси любили чаевничать, с баранками, сладостями, вареньем. А поднос при чаепитии – незаменимая вещь. На него удобно поставить и горячий самовар, и вазочки с вареньем, пряниками или баранками, чашки. На поднос должен быть не только удобным, но и красивым. Жостовские подносы завоевали популярность и славу далеко за пределами Руси, это металлические подносы, покрытые декоративной художественной росписью (рис. 5).
Жостовские подносы
Рис. 5. Жостовские подносы (Источник)
Истоки этого промысла зародились и набрали силы в XIX веке в Троицкой волости Мытищинского района, там впервые была открыта мастерская по изготовлению лакированных изделий из папье-маше с росписью, позже начали изготавливать металлические подносы и расписывать их масляными красками, покрывая сверху лаком. Позже было организовано широкое производство подносов с декоративной росписью цветочным орнаментом, изображением бытовых сценок, пейзажей. Форма и размер подносов могут быть различными: побольше и поменьше; круглые, овальные, квадратные, прямоугольные.
Павлопосадовский платок
Платки с набивным рисунком в Павловском Посаде (Московская область) стали изготавливать в конце XIX века (рис. 6).
Павловопосадский платок
Рис. 6. Павловопосадский платок (Источник)
В 1795 году Иван Лобзин открыл фабрику по производству набивных платков. Платок печатался ручным способом с 30–40 манерок (так называли деревянную доску для набивки рисунка). Для платков Павловского Посада характерны яркость красок, сложный декоративный узор, составленный из букетов и гирлянд роз, мелких цветов и бутонов, на черных, вишневых, белых, реже зеленых фонах. По краям изделия обязательно пришивается бахрома. Качество работы мастера в старину проверялось следующим образом: рисунок павловского платка должен был быть виден с другого берега реки.
Хохлома
Про хохломскую роспись знают все (рис. 7).
Хохлома
Рис. 7. Хохлома (Источник)
А вот время и место возникновения хохломской росписи не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII в., на левом берегу Волги. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время у хохломской росписи два центра – город Семенов и село Ковернино. В Семенове находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семеновская роспись», а в Семино – объединение «Хохломской художник».
Из дерева вырезают изделие нужной формы,сушат, грунтуют жидкой очищенной глиной, снова сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Далее производят «лужение», т. е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные из них – красная и черная, киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие – коричневая, светлого тона зелень, желтый тон.
Все изделия расписываются вручную, причем роспись нигде не повторяется. Расписанные изделия несколько раз покрывают специальным лаком и закаливают в печи до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Палехская миниатюра
Поселок городского типа Палех(Ивановская область) – один из центров русской миниатюрной живописи на папье-маше (рис. 8).
Палехская миниатюра
Рис. 8. Палехская миниатюра (Источник)
Истоком палехской миниатюры является иконопись. Гонения большевиков на церковь привели к падению спроса на иконы, палехские иконописцы остались без работы и основали «Художественно-декоративную артель» (с 1932 года – Палехское товарищество художников), начав осваивать секреты миниатюрной светской живописи. 1923 год считается датой рождения палехской миниатюры. Палехские художники перенесли в миниатюрную живопись художественные приемы и принципы иконописного мастерства, а также развили в себе новые качества: умение связывать живопись и орнамент с объемной формой предмета, создавать композиции в круге, овале, писать темперными красками по масляному лаковому грунту. Все это позволило создать новый промысел, удивительно яркий и самобытный.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка – один из самых старинных русских промыслов (рис. 9).
Дымковская игрушка
Рис. 9. Дымковская игрушка (Источник)
Название игрушки происходит от слободы Дымково (ныне район города Кирова). Появление дымковской игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящен солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, чтобы им перекидываться с другими людьми. Свистульки имели формы различных животных: медведь, козел, баран и т. д.
В XIX веке дымковская игрушка утратила свое магическое значение. Появляются новые сюжеты, отражающие историю и реальность: дамы-модницы, горожане, скоморохи, крестьянки, купцы и купчихи. Игрушки характеризуются плавностью линий. Используется яркая палитра красок и символический орнамент. Промысел дымковской игрушки до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре, по-своему уникальная и неповторимая.
Тульский самовар
В 1760-х годах оружейник Федор Иванович Лисицын и его сыновья, Иван и Назар Лисицыны, создали в Туле свое предприятие по производству самоваров. Они получили большую популярность. И поныне самовары, сделанные руками тульских мастеров, – это подлинные произведения искусства и непременный атрибут чаепития в России (рис. 10).
Тульский самовар
Рис. 10. Тульский самовар (Источник)
Самовар состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда, через который вертикально проходит труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Все тепло, поднимающееся по трубе, отдается окружающей его воде. Большая поверхность трубы быстро доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток теплого воздуха вверх создает хорошую тягу в топке. При закипании воды на конфорку устанавливается заварочный чайник, керамический или фарфоровый. Тяга замедляется, и самовар медленно доводит воду до кипения, качественно заваривая чай. Самовары использовались как для приготовления чая, так и для приготовления супа, каши, сбитня. В таких самоварах сосуды разделялись на два или три отсека и блюда готовились одновременно.
Городецкая роспись по дереву
Городецкая роспись по дереву – русский народный художественный промысел, который существует с середины XIX века в районе города Городец (рис. 11).
Городецкая роспись по дереву
Рис. 11. Городецкая роспись по дереву (Источник)
Яркая, лаконичная городецкая роспись (праздничные сцены крестьянского, купеческого и городского быта в сочетании с цветочными мотивами), выполненная клеевыми красками свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно (рис. 12).
Городецкое прялочное донце
Рис. 12. Городецкое прялочное донце (Источник)
На следующем уроке мы узнаем, почему важно сохранять биологическое разнообразие на нашей планете и какие заповедники существуют в России, поговорим о заповедных местах нашего края.
Список литературы
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. – М.: Баллас.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. – М.: ИД «Федоров».
Плешаков А.А. Окружающий мир 3. – М.: Просвещение.