Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Зимняя дорога" по стихотворению А.С. Пушкина»
Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Цели урока:
Образовательные цели: воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт, совершенствовать навыки выразительного чтения и устного словесного рисования; активизировать, и расширить словарный запас учащихся;
Развивающие цели: корректировать и развивать представление, воображение на основе упражнений в словесном рисовании;
воспитательные цели: воспитывать интерес к стихам А.С. Пушкина.
Вид урока: освоение новых знаний
Методы урока: беседа, сравнение, игровой, анализирование.
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, иллюстрация к стихотворению.
Ход урока
I Организационный момент.
- Сядьте ровно. Положите руки на парту.
II Психологический настрой.
- Какое у вас сегодня настроение?
(Хорошее).
Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.
Если урок начинается с улыбки, то можно надеется, что он пройдет удачно. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, сидите ровно, спинки держим ровно.
На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Поэтому я хочу, чтобы вы прочитали четверостишье. Правильно и всем чтобы было понятно, вы прочтете мне стихотворение, которое было задано на дом.
III Проверка домашнего задания.
- С каким стихотворением вы познакомились на предыдущем уроке?
(Мы познакомились с стихотворением «И пусть бывает в жизни не легко… »)
- Кто автор этого стихотворения?
( Сергей Островой ).
- Что было задано вам на самоподготовку?
(Выучить стихотворение наизусть, рисунки о зиме).Рисунки повесили заранее.
Ученики поочередно читают стихотворение наизусть. Учитель оценивает их чтение.
Обобщение раздела. Мы закончили изучение раздела _______________
В этом разделе мы познакомились и еще больше узнали о наших великих предках___________________________________________________________ какие выводы мы можем сделать по этому разделу.
Каждый человек должен оставить после себя хорошее.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы подготовили рисунки о зиме. Самые лучшие рисунки заранее уже повесили. На своих рисунках вы изобразили, какое время года? Зиму. Да вот и наступила зима.
Ребята попробуйте отгадать загадку
На деревья на кусты. С неба падают цветы. Белые пушистые только не душистые. Снежинки.
В какое время года падают снежинки. Зимой. Что вы можете сказать об этом времени года.
Слова детей
Прекрасными словами это время года описывают и многие поэты. Попробуйте по картинке определить нашу тему урока.
СНЕЖИНКА на плакате. А.С. Пушкин. « Зимняя дорога». Пушкин его портрет. Что мы знаем о Пушкине. Сейчас нам об этом расскажет Мухаммаджон.
Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась за бойкого (шустрого ) малыша перед родителями. Была у них в доме и няня – Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. В одном из своих стихотворений он вспоминает о своей няне, о тех старинных сказках, которые она перед сном рассказывала ему. Саша очень любил сказки своей няни. Он слушал их в детстве, и став взрослым восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»
У каждого возраста свой Пушкин. Для вас Пушкин прежде всего поэт – сказочник. Его сказки стали любимы не только детям, но и взрослым. Давайте – кА вспомним его сказки. Я прочитаю отрывки из этих сказок, а вы должны угадать, что это за сказки.
Игра. Заранее подготовленные слова на бумаге. Задача - определить к какой сказке они относятся. СЛАЙД
На доске картинки. Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о Золотом петушке, сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» , сказка о попе и работнике его Балде.
Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые,
Жил старик со своею старухой У самого синего моря;
«Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи:
Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело;
“Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай варёную полбу”.
Творчество Александра Сергеевича богато не только сказками, но и романами поэмами, стихотворениями. Пушкин был основоположником русской литературы. Он оставил огромное литературное наследие.
Ребята скажите мне о ком мы так же можем сказать. Кто является основоположником узбекской литературы? Алишер Навои. Да это великие люди о них можно говорить много и долго. Мы будем говорить о них на кружках, внеклассных занятиях.
Сегодня на уроке мы откроем для себя еще одно удивительное стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога», научимся понимать настроение лирического героя и читать стихотворение выразительно.
Какие стихотворения Пушкина вы еще знаете?
Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворении с таким названием?
А может, мы у него самого это узнаем?
Да, к нам в гости пришел этот великий поэт! Заходит ученик.
Здравствуйте Александр Сергеевич.
Скажите, пожалуйста как к вам пришла идея написать это стихотворение?
Зимней, скучной дорогой ехал я из Петербурга в свое имение Михайловское. Эта дорога навела на меня тоску и одиночество. Я очень скучал по своему родному дому. По дороге ко мне пришла идея написать стихотворение «Зимняя дорога».
Садится за стол и начинает писать стих. За это время я читаю о стихотворении.
Александру Пушкину в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, настроение проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году.
В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.
- Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?
(На лошадях).
- Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.
А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с одного места на другое.
В своем стихотворении Пушкин и нарисовал картину зимней дороги.
Передает мне лист бумаги.
Ученик: Дети учитель прочитает вам моё стихотворение «Зимняя дорога», а я пойду дальше сочинять для вас еще много интересного. Ведь у меня появилось свободное время. До свидание, ребята!
Прощай Пушкин.
Все великие люди дорожили своим свободным временем. И вы в свою очередь должны правильно и с пользой проводить свое свободное время. О чем мы с вами часто говорим. Каждый человек должен приносить пользу.
- В стихотворении, встречается выражение «версты полосаты». Вёрсты полосаты – это столбы, окрашенные в белый и черный цвет, стоящие вдоль дороги через каждую версту.
(Учитель показывает их на иллюстрации).
Верста – мера длины чуть больше километра. Раньше расстояние измерялось не километрами, а верстами.
Борзая – быстрая, резвая.
Б) Самостоятельное чтение стихотворения
- Теперь вы прочитайте это стихотворение про себя.
Жужжащее чтение
В) Лексическая работа
Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.
Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:
- Какие слова вам непонятны?
- Мне непонятно слово «глушь»?
- Глушь – глухое место, удаленное от людей. Какой синоним вы подобрали к этому слову?(тихое место)
- Я не понимаю слово «утомительно»? (утомление, усталость)
Разгулье – веселье
Одне – одни. Это устаревшее слово. Иногда поэты меняют слова и ударение в словах, чтобы срифмовать стихотворение.
Что означает многоточие. Значит можем познакомится и с продолжением стих-я
Вопросы и задания.
1) Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?
(Потому что она описана в зимнее время).
2) В какое время суток описывается зимняя дорога?
(Ночью).
3) Как Пушкина описывает небо, луну? Прочитайте.
4) Как описана местность, по которой пролегает дорога? Прочитайте. Как вы понимаете выражение черная хата?
- В старину курная изба, которая топилась по-черному, т.е. без трубы. При отоплении дым заполнял всю избу и стены были закопченные, черные, поэтому и название «черная хата».
5) - Посмотрите на иллюстрацию. Опишите изображенную на ней местность.
(Однообразная снежная равнина, пустынная, безлюдная, глухая, не видно ни одной хаты, только одни полосатые версты).
- Пушкин несколькими словами нарисовал картину: широкие, занесенные снегом равнины. Среди них пролегает столбовая дорога. Луна выглядывает из-за облаков, и её печальный свет струится на дорогу. Не видно ни хаты, ни огонька. Глухо, пустынно, безлюдно.
И вот тишина нарушается.
- Кого вы видите на этой иллюстрации?
(Трех белых запряженных коней).
(Тройка).
6) - Что сказано в стихотворении о тройке?
(«По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит»).
- Как гремит колокольчик? Прочитайте.
Учитель объясняет слова:
однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук;
- Что за песни поет ямщик? Прочитайте.
- Как Пушкин говорит об этих песнях? Прочитайте.
(«Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика»).
- Почему в них слышится что-то «родное»?
Родное – это русское.
- Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.
8) - Какой же представляется поэту вся эта картина дороги?
(Унылой, скучной, грустной, печальной).
9) - Какие слова и выражения помогают вам представить однообразие и скуку зимней дороги? Найдите их в тексте стихотворения, прочитайте.
11) - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?
(Грустное, печальное).
- Видите, как замечательно Пушкин подобрал слова и выражения: картина зимней, скучной дороги встает перед нашими глазами, когда мы читаем стихотворение, и настроение поэта, его чувства передаются нам.
Какой вывод можно сделать? В чем идея смысл этого стихотворения?
Пушкин описывает свою тоску и печаль, природа навевает на поэта мрачные воспоминания и поэт хочет как можно скорее очутиться дома. Каждый человек нуждается в поддержке близкого человека.
6. Физ минутка
Так проворны наши руки Нет им времени для скуки. Руки вверх, вперёд, назад. С ними можно полетать. Мы на пояс их поставим И наклоны делать станем. Ими можно помахать. А, прижав, тихонько спать. Руки вверх поднимем выше И легко-легко подышим.
7. Закрепление
IX Тренировка учащихся в выразительном чтении стихотворения.
Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы проставьте простым карандашом логическое ударение. В учебниках работаем аккуратно …
Приводится работа над чтением каждой строфы, обосновывается интонация, логические ударения, паузы, темп, тон голоса.
Прочитывают несколько учеников.
Выполнили работу правильно. А теперь давайте закрепим пройденную тему
Игра. К картинкам подобрать соответствующие высказывания.
На печальные поляны По дороге зимней скучной
Льет печально свет она. Тройка борзая бежит.
Что – то слышится родное Только версты полосаты
В долгих песнях ямщика Попадаются одне…
XI Итог урока.
Ребята, в учебнике не даны вопросы, а давайте вы сами попробуете подобрать вопросы к стихотворению
- С каким стихотворением А.С. Пушкина вы сегодня познакомились?
- Вам понравилось это стихотворение?
X Задание на самоподготовку.
Выучите стихотворение наизусть.
Учитель оценивает чтение и работу учащихся на уроке.