kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему "Зимняя дорога" по стихотворению А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

на уроке учитель старается воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной  дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт, совершенствовать навыки выразительного чтения и устного  словесного рисования; активизировать, и расширить  словарный запас учащихся;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Зимняя дорога" по стихотворению А.С. Пушкина»


Тема урока: А.С. Пушкин «Зимняя дорога»


Цели урока: 

Образовательные цели: воссоздать в воображении учащихся картину зимней, скучной дороги; раскрыть чувства, которые испытывает поэт, совершенствовать навыки выразительного чтения и устного словесного рисования; активизировать, и расширить словарный запас учащихся;

Развивающие цели: корректировать и развивать представление, воображение на основе упражнений в словесном рисовании;

воспитательные цели: воспитывать интерес к стихам А.С. Пушкина.

Вид урока: освоение новых знаний

Методы урока: беседа, сравнение, игровой, анализирование.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, иллюстрация к стихотворению.


Ход урока

I Организационный момент.

- Сядьте ровно. Положите руки на парту.


II Психологический настрой.

- Какое у вас сегодня настроение?

(Хорошее).

Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

Если урок начинается с улыбки, то можно надеется, что он пройдет удачно. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Будьте внимательны, не отвлекайтесь, сидите ровно, спинки держим ровно.

На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но правильно и грамотно говорить. Поэтому я хочу, чтобы вы прочитали четверостишье. Правильно и всем чтобы было понятно, вы прочтете мне стихотворение, которое было задано на дом.

III Проверка домашнего задания.

- С каким стихотворением вы познакомились на предыдущем уроке?

(Мы познакомились с стихотворением «И пусть бывает в жизни не легко… »)

- Кто автор этого стихотворения?

( Сергей Островой ).

- Что было задано вам на самоподготовку?

(Выучить стихотворение наизусть, рисунки о зиме).Рисунки повесили заранее.

Ученики поочередно читают стихотворение наизусть. Учитель оценивает их чтение.

Обобщение раздела. Мы закончили изучение раздела _______________

В этом разделе мы познакомились и еще больше узнали о наших великих предках___________________________________________________________ какие выводы мы можем сделать по этому разделу.

Каждый человек должен оставить после себя хорошее.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы подготовили рисунки о зиме. Самые лучшие рисунки заранее уже повесили. На своих рисунках вы изобразили, какое время года? Зиму. Да вот и наступила зима.

Ребята попробуйте отгадать загадку

На деревья на кусты. С неба падают цветы. Белые пушистые только не душистые. Снежинки.

В какое время года падают снежинки. Зимой. Что вы можете сказать об этом времени года.

Слова детей

Прекрасными словами это время года описывают и многие поэты. Попробуйте по картинке определить нашу тему урока.

СНЕЖИНКА на плакате. А.С. Пушкин. « Зимняя дорога». Пушкин его портрет. Что мы знаем о Пушкине. Сейчас нам об этом расскажет Мухаммаджон.

Пушкин родился в Москве. Он был сыном небогатого помещика. Пушкин горячо любил свою бабушку, Марью Алексеевну, которая заботилась за бойкого (шустрого ) малыша перед родителями. Была у них в доме и няня – Арина Родионовна. Она ухаживала за детьми, но особенно любила маленького Александра. Няня знала множество народных сказок, народных песен, рассказов и прекрасно умела рассказывать их. В одном из своих стихотворений он вспоминает о своей няне, о тех старинных сказках, которые она перед сном рассказывала ему. Саша очень любил сказки своей няни. Он слушал их в детстве, и став взрослым восклицал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма»

У каждого возраста свой Пушкин. Для вас Пушкин прежде всего поэт – сказочник. Его сказки стали любимы не только детям, но и взрослым. Давайте – кА вспомним его сказки. Я прочитаю отрывки из этих сказок, а вы должны угадать, что это за сказки.

Игра. Заранее подготовленные слова на бумаге. Задача - определить к какой сказке они относятся. СЛАЙД

На доске картинки. Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о Золотом петушке, сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» , сказка о попе и работнике его Балде.


Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,


Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;


«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;



“Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай варёную полбу”.


Творчество Александра Сергеевича богато не только сказками, но и романами поэмами, стихотворениями. Пушкин был основоположником русской литературы. Он оставил огромное литературное наследие.

Ребята скажите мне о ком мы так же можем сказать. Кто является основоположником узбекской литературы? Алишер Навои. Да это великие люди о них можно говорить много и долго. Мы будем говорить о них на кружках, внеклассных занятиях.

Сегодня на уроке мы откроем для себя еще одно удивительное стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога», научимся понимать настроение лирического героя и читать стихотворение выразительно.

Какие стихотворения Пушкина вы еще знаете?


Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворении с таким названием?

А может, мы у него самого это узнаем?

Да, к нам в гости пришел этот великий поэт! Заходит ученик.

Здравствуйте Александр Сергеевич.

Скажите, пожалуйста как к вам пришла идея написать это стихотворение?

Зимней, скучной дорогой ехал я из Петербурга в свое имение Михайловское. Эта дорога навела на меня тоску и одиночество. Я очень скучал по своему родному дому. По дороге ко мне пришла идея написать стихотворение «Зимняя дорога».


Садится за стол и начинает писать стих. За это время я читаю о стихотворении.

Александру Пушкину в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, настроение проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году.

В это время не было ни железных дорог, ни машин, ни автобусов.

- Как вы думаете, на чем тогда ездили люди?

(На лошадях).

- Верно. Люди ездили на лошадях в кибитках. Лошадьми управлял ямщик.

А.С. Пушкину приходилось много раз и не по своей воле переезжать с одного места на другое.

В своем стихотворении Пушкин и нарисовал картину зимней дороги.

Передает мне лист бумаги.

Ученик: Дети учитель прочитает вам моё стихотворение «Зимняя дорога», а я пойду дальше сочинять для вас еще много интересного. Ведь у меня появилось свободное время. До свидание, ребята!

Прощай Пушкин.

Все великие люди дорожили своим свободным временем. И вы в свою очередь должны правильно и с пользой проводить свое свободное время. О чем мы с вами часто говорим. Каждый человек должен приносить пользу.

Хорошо, сели ровненько, слушаем внимательно стихотворение.


А) Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога» учителем.

Учитель читает стихотворение.

Словарная работа

- В стихотворении, встречается выражение «версты полосаты». Вёрсты полосаты – это столбы, окрашенные в белый и черный цвет, стоящие вдоль дороги через каждую версту.

(Учитель показывает их на иллюстрации).

Верста – мера длины чуть больше километра. Раньше расстояние измерялось не километрами, а верстами.

Борзая – быстрая, резвая.


Б) Самостоятельное чтение стихотворения

- Теперь вы прочитайте это стихотворение про себя.

Жужжащее чтение


В) Лексическая работа

Перечислите слова, которые кажутся вам непонятными.

Разъяснение слов с помощью словаря и иллюстраций:

- Какие слова вам непонятны?

Мне непонятно слово «глушь»?

Глушь – глухое место, удаленное от людей. Какой синоним вы подобрали к этому слову?(тихое место)

Я не понимаю слово «утомительно»? (утомление, усталость)

Разгулье – веселье

Одне – одни. Это устаревшее слово. Иногда поэты меняют слова и ударение в словах, чтобы срифмовать стихотворение.

Что означает многоточие. Значит можем познакомится и с продолжением стих-я

Вопросы и задания.


1) Почему стихотворение называется «Зимняя дорога»?

(Потому что она описана в зимнее время).

2) В какое время суток описывается зимняя дорога?

(Ночью).

3) Как Пушкина описывает небо, луну? Прочитайте.

4) Как описана местность, по которой пролегает дорога? Прочитайте. Как вы понимаете выражение черная хата?

- В старину курная изба, которая топилась по-черному, т.е. без трубы. При отоплении дым заполнял всю избу и стены были закопченные, черные, поэтому и название «черная хата».

5) - Посмотрите на иллюстрацию. Опишите изображенную на ней местность.

(Однообразная снежная равнина, пустынная, безлюдная, глухая, не видно ни одной хаты, только одни полосатые версты).

- Пушкин несколькими словами нарисовал картину: широкие, занесенные снегом равнины. Среди них пролегает столбовая дорога. Луна выглядывает из-за облаков, и её печальный свет струится на дорогу. Не видно ни хаты, ни огонька. Глухо, пустынно, безлюдно.

И вот тишина нарушается.

- Кого вы видите на этой иллюстрации?

(Трех белых запряженных коней).

(Тройка).

6) - Что сказано в стихотворении о тройке?

(«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит»).

- Как гремит колокольчик? Прочитайте.

Учитель объясняет слова:

однозвучный – издающий один и тот же, монотонный звук;

- Что за песни поет ямщик? Прочитайте.


- Как Пушкин говорит об этих песнях? Прочитайте.

(«Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика»).

- Почему в них слышится что-то «родное»?

Родное – это русское.

- Пушкин любил русский народ, его песни и сказки.

8) - Какой же представляется поэту вся эта картина дороги?

(Унылой, скучной, грустной, печальной).

9) - Какие слова и выражения помогают вам представить однообразие и скуку зимней дороги? Найдите их в тексте стихотворения, прочитайте.

(Луна льет печально свет, печальные поляны, колокольчик однозвучный утомительно гремит, глушь и снег).

10) - Какие чувства испытывает поэт?

(Чувства печали, грусти, усталости, одиночества).

11) - Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

(Грустное, печальное).

- Видите, как замечательно Пушкин подобрал слова и выражения: картина зимней, скучной дороги встает перед нашими глазами, когда мы читаем стихотворение, и настроение поэта, его чувства передаются нам.

Какой вывод можно сделать? В чем идея смысл этого стихотворения?

Пушкин описывает свою тоску и печаль, природа навевает на поэта мрачные воспоминания и поэт хочет как можно скорее очутиться дома. Каждый человек нуждается в поддержке близкого человека.

6. Физ минутка

Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.

7. Закрепление

IX Тренировка учащихся в выразительном чтении стихотворения.

Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы проставьте простым карандашом логическое ударение. В учебниках работаем аккуратно …

Приводится работа над чтением каждой строфы, обосновывается интонация, логические ударения, паузы, темп, тон голоса.

Прочитывают несколько учеников.

Выполнили работу правильно. А теперь давайте закрепим пройденную тему


Игра. К картинкам подобрать соответствующие высказывания.

На печальные поляны По дороге зимней скучной

Льет печально свет она. Тройка борзая бежит.


Что – то слышится родное Только версты полосаты

В долгих песнях ямщика Попадаются одне…

XI Итог урока.

Ребята, в учебнике не даны вопросы, а давайте вы сами попробуете подобрать вопросы к стихотворению

- С каким стихотворением А.С. Пушкина вы сегодня познакомились?

- Вам понравилось это стихотворение?

X Задание на самоподготовку.

Выучите стихотворение наизусть.


Учитель оценивает чтение и работу учащихся на уроке.


Урок окончен.

 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок на тему "Зимняя дорога" по стихотворению А.С. Пушкина

Автор: Юлдашева Наргиза Мамитбаевна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529131

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Урок литературного чтения по теме: "Зимняя дорога" А.С.Пушкин "
    ["seo_title"] => string(69) "urok-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-zimniaia-dorogha-a-s-pushkin"
    ["file_id"] => string(6) "150613"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420536461"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему "Чувства добрые" в лирике А.С. Пушкина. "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chuvstva-dobryie-v-lirikie-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "235484"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443717312"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Презентация к уроку литературного чтения по теме "Анализ стихотворения Пушкина "Зимняя дорога""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_litieraturnogho_chtieniia_po_tiemie_analiz_stikhotvorien"
    ["file_id"] => string(6) "438211"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1510383724"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "А. С. Пушкин 3 класс "
    ["seo_title"] => string(19) "a-s-pushkin-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "200265"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428761955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства