Урок музыки на тему "Азбука, азбука каждому нужна". 1 класс.
Урок музыки на тему "Азбука, азбука каждому нужна". 1 класс.
Цели урока музыки формировать знания о нотной азбуке; учиться исполнять и слушатьмузыку; развивать умение осмысленно отвечать на поставленные вопросы, учить работать в группе, в паре.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
в) умения сотрудничать в группе при решении учебных задач.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Дети входят в класс под песню «Азбука» А.Заруба Б.Заходер
- Ребята, скажите, о чем была песенка?
- А зачем нам нужна азбука?
- Кто может мне ответить, сколько в русском алфавите букв?
Интересно было бы узнать, а для чего нужны 33 буквы, что можно с ними делать?
Как вы, ребята, думаете можно ли написать музыку буквами или цифрами?
Как вы думаете, что еще можно назвать азбукой?
- Азбукой, ребята, называют не только буквы. Основу чего-либо, важную и необходимую, тоже называют азбукой. Например, азбука поведения, азбука вежливости. А есть ли азбука у музыки? А хотели бы вы это узнать?
2. Постановка проблемы.
- Сегодня мы с вами поговорим о том, что составляет основу для музыки.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Азбука нам нужна, чтобы уметь составлять слова и предложения.
С помощью букв мы читаем и пишем слоги, слова и предложения.
- Как вы думаете, с помощью чего записывается азбука музыки?
Для чего может потребоваться азбука музыки?
- А какие задачи мы сегодня поставим на урок?
Узнать азбуку музыки.
Учиться исполнять и слушатьмузыку. (Выделенные слова написаны заранее учителем на доске, дети должны их дополнить)
3. Работа над раскрытием темы.
Как вы думаете, что является азбукой музыки? С помощью чего она записывается?
Что вы узнали про ноты?
Сколько их всего? Назовите их? Для чего они нужны? В какой последовательности ноты расположены?
Посмотрите на картинку, что вы видите? В какие цвета она раскрашена?
Давайте и мы попробуем создать хоровод из ноток, в такой же последовательности цветов, какую вы видите на радуге. Поработаем в группах.
Ваша задача на листок бумаги приклеить ноты от первой до последней по порядку цветов радуги и подписать ноту.
А)Игра «Нота заблудилась».
Давайте вспомним сколько в азбуке букв? С помощью 33 букв пишут замечательные сказки, стихи, рассказы, словари и многое другое (показать на примере).
А нот ребята сколько? Для чего они нужны? В какой последовательности они расположены?
Всего 7 нот. Ноты нужны, чтобы сочинять музыку. До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Всего 7 нот, ноты нужны, чтобы композитор мог сочинять музыку.
Б) Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
“День за днём, за годом год
Водят ноты хоровод,
И давно известно всем –
Их на свете ровно семь”
Чтобы вы хорошо запомнили названия нот, я предлагаю вам разучить песню, которая так и называется “Звуки музыки”. Музыку написал композитор Р. Роджерс, а стихи поэтесса М.Цейтлина. С помощью наших семи нот композитор написал замечательную песню.
Первичное прослушивание песни.
Грустно или весело звучала эта песня? Кто ее исполнял? О чем в ней шла речь?
В этой замечательной песенке к каждой ноте придумали предложение, в одном из слов которого, есть название ноты.
Сейчас мы выучим эту песенку, которая поможет нам разобраться, как наши ноты звучат.
Слушание песни «Звуки музыки». С каким настроением исполняется песня?
Ребята, теперь мы с вами знаем, что каждая нота имеет своё название.
А теперь давайте разобьемся на пары и попробуем исполнить еще раз эту песенку.
После исполнения оцениваю работу пар с помощью нот с проговариванием.
В) Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
А теперь мы послушаем знакомое всем вам произведение, вспомните, как оно называется и возможно кто-то вспомнит фамилию композитора.
Слушание: “Вальс снежных хлопьев” музыка П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.
Как звучала музыка? Кто написал эту музыку?
А как назвал композитор Пётр Ильич Чайковский эту музыку?
А что такое ВАЛЬС?
ВАЛЬС – это такой танец, который танцуют парами.
Дети показывают свои придуманные движения, изображают падающие снежинки (в парах).
Понадобилось всего 7 нот.
До,Ре,Ми,Фа,Соль,Ля,Си
Мы учились слушать и исполнять музыкальные произведения.
3. Рефлексивно – оценочный этап.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Давайте вспомним, сколько букв в алфавите? Что делают с помощью букв? А сколько нот в музыке? Для чего они нам нужны?
Давайте вспомним песенку, в которой поется о том, чему учат в школе.
Ребята, исполним всем нам знакомую песню «Учат в школе». О чем поется в этой песенке?
Как мы должны исполнить песню?
(Показ ролика про школу и одновременное пение)
Рефлексия деятельности
Выскажитесь по одному предложению.
Всё ли вам удавалось легко?
В чем вы испытали трудности?
Дети дают оценку своей работе. Учащиеся делятся своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.
Опорные слова:
Я узнал... Я научился..... Я смогу..... Мне понравилось....
Как мальчик познакомился с нотками
Вечером мальчик долго не мог заснуть. Уже давно спало солнышко, и спала вся Земля. Не спали только звезды. Они звенели в вышине. Мальчику очень хотелось поймать песенку звезд, но звезды были слишком высоко.
— Музыка, помоги мне поймать песню звезд, — попросил мальчик.
Звёзды запели громче, и с небес спустилась фея. В ее бездонных глазах сверкали звезды. Ее солнечные локоны блестели, как песня солнышка. Ее платье, сотканное из хрустальных капель воды, журчало голосом ручьев и рек. При взмахе ее радужных воздушных крыльев звучала песня радуги.
— Я фея Музыки, малыш. Я подарила тебе чудесный дар — слышать Музыку. — Люди очень редко получают от меня этот небесный дар. Но вижу, тебе этого мало.
— Мне жаль, что другие люди не получили от тебя такого подарка. Если я поймаю твои песенки, все смогут услышать их.
— Это достойная цель, — засмеялась фея Музыки. — На самом деле все просто. Что делают люди, чтобы сохранить свои слова?
— Они их записывают, — ответил мальчик.
— Правильно, нужно научиться записывать музыку. Тебе помогут в этом деле семь моих дочек ноток и нотная тетрадь.
Фея Музыки взмахнула одним радужным крылом, и перед мальчиком появилась тетрадка, в которой все страницы были разлинованы пятью линеечками.
— Это нотная тетрадь, а пять линеечек — это дом для ноток, нотный стан, — объяснила фея Музыки и взмахнула другим крылом.
Оттуда вылетели семь ноток. Они кружились в воздухе, превращаясь то в золотые искорки, то в хрустальные капельки. Потом нотки превратились в овальчики, прыгнули в нотную тетрадь и уселись на линеечках.
— Меня зовут нотка До, — пропела самая нижняя нотка. — Я люблю дирижировать.
— Позвольте представиться, нотка Ре, — запела более тонким голосом нотка, сидящая повыше. — Я обожаю петь романсы.
— Ми — милая минорная нотка, — пропела следующая нотка еще более высоким голосом и умолкла, удобнее устраиваясь на своей линеечке. Чем выше на линеечках сидели нотки, тем тоньше звучали их голоса.
— Нотка Фа, люблю фантазировать.
— Нотка Соль, я хочу быть солисткой.
— Нотка Ля, я очень ласковая и люблю летать.
— Нотка Си, мечтаю сыграть симфонию.
Нотки сидели на нотных линеечках, словно маленькие птички. Они звучали, вертелись, сверкали и вздрагивали.
— С помощью ноток ты сможешь записать любую мелодию, — сказала фея Музыки
— А вдруг нотки улетят от меня? — испуганно спросил мальчик.
— Да, мои дочки нотки любят летать, поэтому лучше запирай их на ключ.
Фея выдернула из своего золотистого локона один волосок, причудливо изогнула его и протянула мальчику:
— Дарю тебе этот волшебный ключ. Маэстро Скрипичный ключ будет следить за нотками и расскажет им о законах музыкальной гармонии. Скрипичный ключ тут же важно расположился в самом начале нотного стана.
— Мне пора. Я должна облететь Землю и спеть все свои песни, — фея Музыки взмахнула своими радужными крыльями и исчезла в вышине.
— Записывай мои мелодии с помощью ноток, малыш. Тогда ты сможешь подарить их людям и станешь великим композитором, — прозвучал в вышине звонкий голос Музыки.
Счастливый мальчик положил под подушку нотную тетрадь и крепко уснул.