Урок математики в 3 классе по теме "Площадь геометрической фигуры"
Урок математики в 3 классе по теме "Площадь геометрической фигуры"
Открытый урок по математике с самоанализом. Урок практической направленности. Учащиеся работая в парах и группах исследуют способы нахождения площади геометрических фигур.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 3 классе по теме "Площадь геометрической фигуры"»
Математика
Дата__________
Тема: Площадь геометрической фигуры. Единицы измерения площади. Палетка.
Цель урока: учащиеся получат представление о площади фигур; в ходе практической работы познакомятся с различными способами сравнения площадей фигур: «на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади; закрепят умение решать задачи; будут развивать навыки устного счета и логическое мышление; воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах, аккуратность при выполнении работы; работать над культурой речи учащихся, учить четко и правильно выражать свои мысли.
Оборудование: учебник, геометрические фигуры различного размера у каждого учащегося ( прямоугольник, квадраты, круги, треугольник); карточки с заданиями для работы; презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Ход урока: 1. Орг момент
Психологический настрой
Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к новым открытиям. Наш девиз: НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД.
Минутка чистописания: 678
- Что это за число. Разложите число на сумму разрядных слагаемых. Сколько в числе десятков, сотен?
2. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке у нас новая тема. Для того, чтобы узнать новую тему нам нужно справиться с несколькими заданиями.
Первое задание, гимнастика для ума – устный счет.
Найди частное чисел 81 и 9. (9)
Уменьши 45 в 9 раз. (5)
В школьном хоре 24 девочки, а мальчиков в 3 раза меньше. Сколько мальчиков в школьном хоре? (8)
Какое число надо разделить на 5, чтобы получилось 8? (40)
Какое число больше 9 в 6 раз? (54)
Увеличь 12 на 48. (60)
В магазине 42 будильника, а напольных часов в 7 раз меньше. Сколько напольных часов в магазине? (6)
-Продолжаем работать устно. Вспомним соотношение единиц измерения
125 см = м дм см 40 см = мм
7м 1дм = дм 1км = м
1м = мм 4 мин = сек
И последнее задание для устного счета.
Найти периметр квадрата со стороной 3 см (12 см)
Работа в парах
За 3 минуты написать полученные результаты.
Тренажер проверки знаний табличного умножения у каждого ученика.
2
3
4
5
6
7
8
9
3
4
5
6
7
8
9
4
5
6
7
8
9
5
6
7
8
9
9
8
7
6
5
4
3
2
9
8
7
6
5
4
3
9
8
7
6
5
4
9
8
7
6
5
3. Работа по учебнику
№ 4 Стр 4
Выполним решение примеров.
1000 – (642 + 128) = 1000 – 770 = 230
286 + (500 - 43) = 286 + 457 = 743
900 – (800- 645) = 900 – 155 = 745
129 + 871 – 400 = 1000 – 400 = 600
503 – (360 - 281) = 503 – 79 = 424
(600 - 45) + 186 = 555 + 186 = 741
№ 5 Решение задачи
В буфет привезли 10 ящиков яблок по 9 кг в каждом. До обеда продали 54 кг. Сколько кг яблок осталось?
Для украшения ёлки собрали 3 гирлянды цветных лампочек по 9 штук в каждой и 2 гирлянды простых лампочек по 9 штук в каждой. Сколько всего лампочек было в этих гирляндах?
Было – 10 ящ по 9 кг
Продали – 54 кг
Осталось - ?
10 * 9 = 90 (кг)
90 – 54= 36 (кг)
Цветных – 3 г по 9 ш
Простых – 2 г по 9 ш
Всего - ?
3*9 = 27 (ш)
2 * 9 = 18 (ш)
27 + 18 = 45 (ш)
4. Работа по теме урока
-Итак мы узнали тему нашего урока.
-Значит, что мы будем сегодня исследовать, изучать?
Какие цели перед собой поставим:
- выяснить, что такое площадь
- научиться сравнивать площади фигур несколькими способами
Физминутка
Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас. От него исходит добро.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
- Итак, первое, что мы должны узнать, что же такое площадь.
- Как вы понимаете слово «площадь»?
- Где в жизни вы встречались со словом «Площадь»?
Площадь – это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.
- Для чего нам нужно изучать тему: «Площадь»?
Также площадь нужно считать при ремонте квартиры, чтобы узнать, сколько плитки нужно купить, чтобы выложить стены ванной или кухни, сколько линолеума купить и т. д.
- Слово «площадь» произошло от слова «плоский» -Когда мы сравниваем площади фигур, мы выясняем большее или меньшее место занимает данная фигура на плоскости. - Вторая цель, которую мы поставили перед собой – это научиться сравнивать площади фигур несколькими способами.
Посмотрите например на доску на стене. Что можете сказать о их площадях? Как вы сравнивали площади (на глаз)
Сравните картину на стене (Площадь картины меньше площади стены, так как картина занимает меньшее место, чем стена ) Сравните площадь ковра и пола. (Ковёр лежит на полу и полностью его закрывает. Значит, площадь ковра равна площади пола)
Значит первый способ сравнения площади –на глаз. На доске – СРАВНЕНИЕ НА ГЛАЗ - Как можно сравнить, например, площадь рабочей тетради и учебника? Можем ли мы сравнить их на глаз? Почему? Тогда ищем другой способ
- Сделайте вывод об их площадях.
- Итак, второй способ – способ наложения. На доске – СПОСОБ НАЛОЖЕНИЯ
а) Возьмите желтый и синий круги. Сравните их площади.
в) Возьмите квадрат и треугольник так, чтобы треугольник располагался полностью в квадрате. Можем сравнить эти фигуры наложением одной на другую?
Что можно сказать о площади треугольника? ( Площадь треугольника меньше площади квадрата, так как он целиком помещается внутри квадрата.)
Сравните синий прямоугольник и красный прямоугольник . Сравните эти фигуры. Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата « на глаз» или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур « на глаз» и наложением. ( « На глаз» или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме, ни одна из этих фигур полностью не помещается внутри другой.)
- Есть еще 3 способ сравнения площадей. (Для этого вспомним, как сравнить 2 отрезка (начерчены на доске))
- А как вы думаете, могут ли быть мерки для измерения площадей? Какие?
3 способ – измерение с помощью мерки На доске – ИЗМЕРЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ.
В математике существует единая единица измерения площади – кв см
-Чтобы измерить площадь, нужно узнать сколько кв сантиметров она в себя вмещает?
-Измерим фигуры на рисунке в учебнике Стр 95 № 2 Достаточно просто посчитать кв см внутри фигуры.
-Чему равна площадь первой фигуры? Второй фигуры?
Для приблизительного определения площади фигуры используется палетка.
Палетка – прозрачная пленка, разделенная на одинаковые квадраты: это могут быть квадратные дециметры, квадратные сантиметры, квадратные миллиметры.
Работа в группах
Для того, чтобы измерить площадь с помощью палетки нам нужно:
Стр 96 № 3
-Посчитать количество полных квадратов: 6
Посчитать количество неполных квадратов: 10. Количество неполных квадратов разделить на 2. 10:2 = 5
Полученные результаты сложить 6+5 = 11
Работа в паре: чему равна площадь красного четырехугольника.
5. Рефлексия.
- Заполните оценочный лист
Оцените свои знания и умения, приобретенные на уроке.
Первое – я имею представление о том, что такое площадь
Второе – я умею сравнивать площади способом « на глаз»
Третье – я умею сравнивать площади способом «наложения»
Четвертое – я умею сравнивать площади с помощью мерки
- А теперь сосчитайте, сколько плюсов вы набрали в первой колонке и напишите внизу.
- Есть у кого - то плюсы во второй
Урок закончен. Спасибо за урок.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Учитель: Максимова Алена Геннадьевна
Дата: 17.11.2016 г Класс: 3 «Б»
Предмет: математика
Тема: Площадь геометрической фигуры. Единицы измерения площади. Палетка.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Девизом нашего урока стали слова: НАБЛЮДАЮ - ЗАМЕЧАЮ - РАЗМЫШЛЯЮ - ДЕЛАЮ ВЫВОД.
Ключевым моментом урока является характер познавательной деятельности учащихся. Поэтому ставятся следующая цель урока:
-учащиеся получат представление о площади фигур;
-в ходе практической работы познакомятся с различными способами сравнения площадей фигур: «на глаз», путем наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади;
-закрепят умение решать задачи; будут развивать навыки устного счета и логическое мышление;
-воспитывать потребность в знаниях, умение работать в коллективе, в парах.
Тема урока не была сообщена учащимся, а поставлен проблемная ситуация: справитесь с заданиями узнаете тему урока. В ходе подготовки к новой теме совершенствовались умения решать текстовые задачи и отрабатывались вычислительные навыки. Был использован тренажер проверки знаний табличного умножения и деления. Работа предлагалась в парах, что позволило опираться на помощь «друга» и способствовало созданию ситуации успеха для каждого учащегося. Самоконтроль за выполнением заданий осуществлялся на протяжении всего урока при помощи листа самооценивания.
После определения темы урока целеполагание было определено учащимися в результате диалога с классом.
Последующая деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная. Был использован жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Через метод учебного диалога, обучающиеся выходили на понимание замысла учителя – где мы в жизни встречаемся со словом «Площадь» и где в дальнейшем это нам пригодиться.
Были рассмотрены три способа сравнения площади: на глаз, наложением и с помощью мерки.
Все выводы учащиеся делали сами, так как усвоение нового материала происходило при помощи практической работы. Способ «сравнение наложением» был рассмотрен при работе в парах. Ребята самостоятельно сделали вывод, что он не совершенен, так как не всегда фигуры можно сравнить наложением.
Работая в группах, опираясь на материал учебника, ребята смогли вывести алгоритм нахождения площади с помощью палетки.
Закрепление изученного материала происходило в качестве самостоятельной работы по нахождении площади фигур и работе в парах.
Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик - учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде).
Смена деятельности на уроке способствовала снятию физической, эмоциональной и интеллектуальной напряженности. С этой же целью была проведена физминутка с упражнениями
В соответствии с требованиями к современному уроку я применила следующие модули: учёт возрастных особенностей (подбор заданий), обучение КМ( Мозговой штурм, работа в группах и парах), использование ИКТ (презентация, физ.минутка), новые подходы в преподавании и др. В ходе урока использовала ОдО (самооценивание). Рефлексия учащихся дала осмысление своих действий и самооценку.