Просмотр содержимого документа
«Урок математики Тема Скорость Время Расстояние»
Сабақтын жоспары.
The plan of the lesson.
Күні/Date/Дата:23.09.16
Сынып/Class/Класс: 4 «Б»
Пән/Subject/Предмет: математика
Тақырыбы/Theme/Тема: скорость
Сабақтың түрі/Вид урока/ Kind of the lesson: традиционный.
Сабақтың үлгісі/The lesson`s type/Тип урока: урок изучения нового материала.
Мақсат/The lesson`s dim/Цель:
- развитие познавательной активности на основе поисковой деятельности учащихся при введении понятия скорости движения и установлении взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние.
Задачи урока:
- научить определять скорость движения тел,
- познакомить с единицами измерения скоростей,
- научить пользоваться правилом нахождения скорости движения.
- развивать логическое мышление, воображение, кругозор, память, математическую речь,познавательный интерес к предмету, навыки контроля и самоконтроля.
- воспитывать чувство коллективизма, любовь к предмету.
Расположите эти единицы величин в порядке убывания (Км, м, дм, см, мм) записать в тетрадь
4) Устный счет (9 мин)
Выполнив математические действия и получив ответ, учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
К Ь Т С О Р
3 4 5 6 7 8
24*10:40=6 490:70*1=7
510:10:17=3 480:8*10=6
210:30*1=7 1000:10:20=5
160:2:10=8 120:3:10=4
(Дети сообщают тему урока, ставят цели и задачи)
Какова цель нашего урока?
Чему мы должны сегодня научиться?
Правильно, цель нашего урока – познакомиться с тем, что называется скоростью движения, узнать в каких единицах она измеряется и научиться её определять.
Повторим с вами, что же такое расстояние, скорость, время.
1)Расстояние – это весь пройденный путь.
Единицы измерения - км, метры
S = v ∙ t
2)Время – время нахождения в пути, в дороге.
Единицы измерения - секунды, минуты, часы
t = S : v
3)Скорость – часть пути, пройденная за определенную единицу времени.
Единицы измерения - м/сек, м/мин, км/мин, км/сек, км/ч
v = S : t
Как же мы находим скорость?
II.Объяснение нового материала
1)Решение задач
Задача 1.Реши задачу и составь к ней обратную
Со станции одновременно в противоположных направлениях вышли две электрички. Скорость первой электрички 70км/ч скорость второй 90км/ч, какое расстояние будет между электричками через 5ч?
Что известно в задаче?
Что требуется узнать в задаче?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Значения, каких величин были даны в этой задаче?
70+90=160(км/ч)- скорость удаления
160*5=800(км)- расстояние
Обратная задача: Что называется обратной задачей?
Со станции одновременно в противоположных направлениях вышли две электрички. Скорость первой 70км/ч, скорость второй 90км/ч. За сколько часов они пройдут расстояние 800км?
70+90=160(км/ч)- скорость удаления
800:160=5(ч)- время
Ответ: через 4 часа теплоход и катер встретятся.
Как найти время?
Задача 2.
Скорость теплохода 18 км/ч а катера 16 км/ч. Через, сколько часов они встретятся, если расстояние между пристанями 136 км?
Решение.
1) 18 +16 = 34 км/ч - скорость сближения теплохода и катера
2)136 : 34= 4 часа - время
Как найти время?
Обратная задача №1.
От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отплыли катер и теплоход и встретились через 4 часа. Скорость теплохода 18 км/ч, а катера 16 км/ч. Найдите расстояние между пристанями.
1)18+16= 34 км/ч - скорость сближения
2) 34×4= 136 км - расстояние между пристанями
Ответ: 136 км.
Как найти расстояние?
Обратная задача №2.
От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отплыли катер и теплоход,которые встретились через 4 часа. Найдите скорость катера, если скорость теплохода 18 км/ч , а расстояние между пристанями 136 км.
1) 136:4= 34 км/ч - скорость сближения.
2) 34 -18= 16 км/ч - скорость катера
Ответ: 16 км/ч.
Как найти скорость?
Обратная задача №3.
От двух пристаней одновременно навстречу друг другу отплыли катер и теплоход, которые встретились через 4 часа. Найдите скорость теплохода, если скорость катера 16 км/ч, а расстояние между пристанями 136 км.
1) 136:4 = 34 км/ч - скорость сближения
2) 34-16= 18 км/ч - скорость теплохода
Ответ: 18 км/ч.
Итак, скорость движения – это расстояние, пройденное за единицу времени.
А чтобы найти скорость, что нужно сделать?(См формулы на доске)
Единицы скорости бывают различными.
В математике и в физике скорость обозначается латинской буквой υ
расстояние и время обозначаются латинскими буквами Sи t с этими понятиями вы, познакомитесь на следующих уроках.
2)Физминутка на внимание(сказать о внимательности)
3)Рекорды скорости животного мира
Ребята, сейчас я вам расскажу интересные факты о животных, которые имеют самое прямое отношение к нашей теме урока, а вот что это за животные вы сможете узнать, когда отгадаете загадку и решите ребус.
Этот зверь быстрее ветра
И могу заверить вас,
Что сто двадцать километров
Развивает скорость в час!
Избежать, пытаясь плена,
Он почти неуловим
И коварен, как гиена.
Очень плохи шутки с ним.
У него прямые ноги,
Словно у борзого пса,
Но причислен он в итоге
Всё же к кошкам. Чудеса!
Этот зверь немногочислен,
В книгу Красную зачислен.
Очень схож с ним леопард.
А зовут его …
(Гепард)
Очень редкий, исчезающий зверь. Занесен в Красную книгу. Описано 8 подвидов гепарда, из них в Казахстане обитает лишь один - Закаспийский гепард. Максимальная скорость гепарда-110 км\ч.
Черепаха (Демонстрация ребуса на доске)
Скорость передвижения в воде - 35 км/ч. Скорость передвижения по суше не больше 15 км/ч.
Степная среднеазиатская черепаха. Широко распространенный вид: Иран, Афганистан, северо-восточная Индия, северный Пакистан. Из Республик Средней Азии обитает в - Узбекистане, Киргизстане, Туркменистане, а также у нас в Казахстане. Из республик Средней Азии наибольшие ресурсы черепахи сосредоточены именно в нашей республике.
3)Закрепление пройденного материала
а) Самостоятельная работа
Сейчас вы поработаете самостоятельно над задачами, условие задачи у вас на столах, читаете внимательно и решение записываете в тетрадь.
Задача 1.Реши задачу
(на слайде критерии оценки, образец выполнения в конце)
О человеке, который медленно идёт, обычно говорят: «Ползёт, как черепаха». Самая крупная из современных черепах – кожистая черепаха (длина тела до 2 м, масса до 600 кг) живёт в тропических морях. В воде она способна развить скорость до 35 км/ч. Сколько километров проплывёт черепаха за 12 минут? Сразу обращаю ваше внимание нато, что12 минут – это пятая часть часа, чтобы вы не допустили ошибок при решении.
Составим пропорцию:
35 км черепаха проплывает за час, час это 60 минут, значит
35км - 60 мин
х км - 12 минут
35 * 12 =7
60
Ответ: 7 км проплывёт черепаха за 12 минут
Задача 2.Реши задачу
Из зоопарка убежал гепард. Он является чемпионом по бегу среди животных. Гепарда поймали через 3 часа на расстоянии от зоопарка 336 км. С какой скоростью бежал гепард?
336: 3=112 км/час - скорость гепарда.
Ответ: 112 км/ час.
(Взаимопроверка)
б) Решение примеров.
10 см² = 1000 мм²
4580 м= 458000 см
25036 см = 250360 мм
4 580 м = км м
1 м² = 10000 см² = 1000000мм²
2500 см = 250дм =25000 мм
25 км 500 м= 25000 м= 250050 дм
25036 см = 250 м= 3 дм= 6 см
Открываете, сборник задач на странице 22 выполняете №80 (1-ый столбик)
IVПодведение итогов (5 мин)
Как вы считаете, как прошел наш сегодняшний урок?
Все ли цели, которые мы с вами поставили, были достигнуты?
1)Рефлексия «Да-нет»
Ребята, мы на уроке повторили понятия скорость, расстояние, время, а также их формулы и величины измерения. Сейчас ваша задача заключается в следующем: Я зачитываю вам убеждение, если вы считаете, что оно верное вы хлопаете, если же вы думаете что оно неверное, вы топаете и после этого называете правильный ответ. И по вашим ответам мы посмотрим, кто внимательно слушал и хорошо усвоил тему.
Скорость измеряется в км,м,дм…(км/ч, м/c, м/мин)
Чтобы найти скорость, надо расстояние увеличить на время (разделить)
Чтобы найти время, надо расстояние умножить на скорость(разделить)
Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время (умножить)
Пешеход за 4 часа прошел 16 км. С какой скоростью двигался пешеход? 4 км\ч (4 км/ч)
Скорость поезда 60 км/ч. Какое расстояние поезд проедет за 4 часа? Ответ задачи – 240 км\ч (км/ч 15 км/ч)