Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С. И. Ожегова).
2) Назовите геометрические фигуры: (Слайд 13)
– Назовите предметы или части предметов, которые имеют такую геометрическую форму.
– Для чего нам нужно знать свойства геометрических фигур?
Вывод (делают дети): Чтобы сделать мебель или другие предметы мы должны знать свойства геометрических фигур.
– Какие две геометрические фигуры можно назвать одним словом? (фигуры 3 и 4 – прямоугольники)
– Докажите, что эти фигуры прямоугольники (У этих фигур все углы прямые).
3) Работа в парах.
Найдите среди геометрических фигур прямоугольники. (Слайд 14)
(Чертеж на слайде и у детей).
– Как проверили? (Использовали угольник, модель прямого угла).
4. Постановка проблемы.
Практическая работа.
– Вырежьте из бумаги в клетку любой прямоугольник.
– Как удобней вырезать? (По сторонам клеточек, т.к. у клеток углы прямые).
Какое свойство прямоугольника мы использовали для того, чтобы вырезать прямоугольник? (Все углы прямоугольника прямые)
А какие свойства есть еще у прямоугольника?
Какую же мы поставим перед собой цель? (Выяснить, какими свойствами обладает прямоугольник).
Итак, тема урока "Свойства сторон прямоугольника". (Слайд 15)
5. Изучение нового материала.
Посмотрите внимательно на прямоугольник, вглядитесь, может, вы еще что-то интересное заметите у прямоугольника?
Дополнительно: Обратите внимание на стороны прямоугольника.
(Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые).
А как можно назвать эти стороны, которые находятся напротив друг друга. (Эти стороны, находящиеся напротив друг друга, называются противоположными).
– Почему они так называются? (положены друг против друга)
А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? (Они равны по длине)
Практическая работа.
Найдем их и покажем синим и красным цветом противоположные стороны.
– А как проверить наше наблюдение, что противоположные стороны прямоугольника равны?
Измерить длину противоположных сторон и сравнить.
Можно проверить перегибанием (практическая работа).
Проанализируйте нашу работу и сделайте вывод. (Противоположные стороны прямоугольника равны)
Физкультминутка.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
6. Работа по учебнику.
Задание № 1 (с. 83).
- Как называется данная фигура?
- Назовите признаки прямоугольника.
- Измерьте длину каждой стороны прямоугольника.
- Какой вывод можно сделать? (В прямоугольнике длины противоположных сторон равны.)
АВ = СД = 3 см.
ВС = АД = 4 см.
Далее учащиеся читают определение в учебнике ( на с. 83).
Задание № 2 (с. 83).
- Рассмотрите данный чертеж.
- Назовите диагонали прямоугольника. ( Отрезки АС и ВД – диагонали.)
- Измерьте длину каждой диагонали прямоугольника.
- Какой вывод можно сделать? (Длины диагоналей прямоугольника равны.) АС = ВД.
Далее учащиеся читают правило в учебнике (на с. 83).
Задание № 4 (с. 84).
В результате выполнения этого задания учащиеся должны сделать следующие основные выводы:
1) у прямоугольника, не являющегося квадратом, диагональ не является осью симметрии, а у квадрата диагональ – ось симметрии;
2) у квадрата, так же как и у любого прямоугольника, диагонали равны.
- Любой ли квадрат является прямоугольником? (Да, любой, так как квадрат по определению – прямоугольник.)
- Любой ли прямоугольник является квадратом? (Нет, не любой прямоугольник является квадратом, а лишь тот, у которого все стороны имеют одну и ту же длину.)
Задание № 14 (с. 86).
- Прочитайте текст. Является ли он задачей?
- Что известно в задаче? Что требуется узнать?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Почему? (Потому что мы не знаем сколько весят 2 цыпленка.)