Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 1 классе "Число и цифра 5"»
Конспект урока математики в 1 классе
Тема урока: «Число и Цифра 5»
УМК: «Школа России».
Педагогические цели: создать условия для формирования умения соотносить числа с соответствующими цифрами; ознакомления с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5; проведения пропедевтической работы по теме «Задача»; развития внимания, наблюдательности; научить писать цифру 5.
Планируемые результаты (предметные): знать образование числа 5 и его графическую запись – цифру 5; уметь писать цифру 5.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметьорганизовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметьчитать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: уметь выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.
Личностные:проявляют основы самоорганизации – организация исследовательского пространства.
Сценарий урока
1. Организационный момент:
-Вот звенит для нас звонок –
начинается урок, ровно встали,
подтянулись и друг другу улыбнулись.
Тихо сели, а сейчас математика для вас.
2.Психологический настрой:
-Ребята, посмотрите, на доске появились два смайлика: грустный и весёлый.
-Поднимите руку, кому из вас нравится грустный смайлик? А кому весёлый смайлик?
-Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех было
радостное настроение.
3.Актуализация знаний:
1. Разминка
-Кто пришёл репку тянуть после Жучки?
-Назови пятый день недели.
-Сколько букв, в слове «книга»?
-Сколько шей у пяти журавлей?
4.Работа с числовой полоской. (устный счет).
(Детям даны числовые полоски, где они выполняют задания)
-Закрась синим цветом число, которое больше 3 на 1. (4)
-Закрась коричневым цветом число, соседи которого 6 и 8. (7)
-Закрась зелёным цветом число, которое получится, если к 2+1. (3)
-Подчеркни одной чертой число, которое следует за числом 8. (9)
-Обведи в круг число, которое получится, если из 4 вычесть 2. (2)
-Обведи в квадрат число, которое стоит перед числом 7. (6)
-На сколько, 4 больше, чем 3? Закрась жёлтым цветом. (1)
-Закрась красным цветом число, которое следует за числом 4. (5)
5.Введение в тему:
- Назови число, следующее за числом 4;
- Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Про всё это рассказать
Нам поможет цифра …(пять).
Кто назовёт нам тему сегодняшнего урока?
Как определили?
Сформулируйте цель урока (опираясь на слова на экране).
1. Познакомиться с …
2. Узнать о …
3. Научиться …
6.Образование числа 5.
Работа по учебнику с 34.
-Рассмотрите верхний рисунок на левой странице. С.34
-Какие фрукты собирали дети? (яблоки).
-Сколько ребят идёт с яблоками? ( 4 человека).
-Сколько у них корзинок? (4 корзинки).
-Сколько человек идёт с яблоками? (4)
-Сколько всего ребят? ( 5 человек).
-Найдите цифру 5 на странице. Рассмотрите схему с кружочками.
(4 красных кружочка и 1 синий кружочек, 4 и 1 – это 5).
-Как можно образовать число 5?
-Как это можно записать? Найдите пример в учебнике и прочитайте его (4+1=5).
-Сколько на картинке мальчиков? (3)
-Сколько девочек? (2)
-Сколько всего ребят? (5)
-Рассмотрите схему с треугольниками. (3 зелёных и 2 красных . 3 да 2 – это 5)
-Как еще можно образовать число 5?
-Найдите пример и прочитайте его.
-А если я попрошу записать вас эти примеры, вы сможете это сделать? (Нет, у нас проблема: мы не знаем, как пишется цифра 5).
-Ну что же, решаем проблему.
7. Изучение нового материала.
На доске изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
– Что вы знаете об этом числе? (Число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)
– Число 5 записывается с помощью цифры 5.
Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.
8. Анализ образца, письмо цифры 5.
Письмо цифры 5.
-Но прежде, чем работать в тетрадях, сделаем
пальчиковую гимнастику:
-Ребята, сколько у вас рук?
-А как они называются? (правая рука и левая)
Поднимите правую руку, теперь левую.
-А вы знаете, что каждый пальчик имеет своё название? Перечислите их.
– Посмотрите на рисунок 2. Что на нём изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)
– Сколько кругов? (Пять.) Сколько треугольников? (Пять.)
– Как получили 5 кругов? (К четырём прибавили один.)
– Как получили 5 треугольников? (К трём прибавили два.)
Далее можно познакомить с монетой – 5 рублей, а затем поупражнять учащихся в наборе различных сумм разными монетами.
– Матрёшка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрёшку? Как это сделать разными способами?
Учитель записывает на доске все варианты:
1 + 1 + 1 + 1 + 1;
2 + 1 + 1 + 1;
2 + 2 + 1;
5.
– Перчатки стоят три рубля. Какими монетами можно заплатить за них?
– Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
– Сколько сдачи должен будет дать продавец?
Для того чтобы посчитать сдачу, учащиеся могут использовать счётный материал наборного полотна или рисунок в учебнике.
IV. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам в задании 2 (с. 35 учебника) и задании 1 (с. 13 тетради) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.
И в тетради, и в учебнике есть «лишние» выражения, дети должны не только догадаться, какое из выражений является «лишним», но и обосновать своё мнение. К оставшимся выражениям ученики могут придумать свои рассказы.
V. Итог урока.
- Чему учились?
- Что нового узнали на уроке?
- Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?
-Как получить число 5?
-Где бы вы могли применить в жизни знания, полученные сегодня на уроке?
11.Рефлексия.
Работа со смайликами, представленными в начале урока.