познавательную цель всего урока и отдельного задания;
- прогнозирование – предвосхищение результата;
- развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих
возможностей;
- осуществление пошагового продвижения от наблюдений к
обобщению;
- умение анализировать и исправлять ошибки;
- осуществление контроля по результату.
Коммуникативные УУД
-сотрудничество с учителем и сверстниками – определение
способов взаимодействия;
- формирование собственного мнения;
- использование речи для регуляции своего действия;
- умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
- владение монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- способность к самооценке;
- наличие учебно-познавательной мотивации;
- ориентация на бережное отношение к окружающему миру;
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поприветствуем всех.
Всем, всем добрый день!
- Повернитесь к доске
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели И на доску поглядели. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас
П. Психологический настрой.
Посмотрите на доску. Вы видите два облачка – весёлое и грустное.
- Поднимите руки, кому больше нравится веселое. Теперь поднимите руки, кому нравится грустное.
- Давайте будем хорошо и активно работать на уроке, чтобы у нас у всех было радостное настроение.
Ш. Актуализация и проверка опорных знаний.
Откройте тетради и напишите дату и классная работа.
- Сегодня мы проведём урок в необычной форме. Мы будем путешествовать! А куда? Вы узнаете, открыв учебник на с. 53
Посмотрите на поля. Догадались, чья это избушка? Куда мы отправимся? ( В русские народные сказки, в гости к Бабе-Яге.)
Несмотря на то, что она кажется страшной, она очень мудрая, так как много прожила на свете. И сегодня на уроке Баба-Яга нам поможет лучше познать тайны математики. Но, чтобы попасть в сказку, нужно подобрать код к сказочному замку. Для этого нам избушка предлагает набрать число 10 разными способами.
Ну вот, сказочная страна открыла нам свои двери.
Давайте подготовим свои тетради:
«Я тетрадь свою открою и с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».
И перед собой вы видите числовую дорожку: 7 10 17. Пропишите эти числа один раз.
Первое задание «Третий лишний».
Какое число здесь лишнее? (7- однозначное).
Что вы можете сказать об остальных числах? (Двузначные.)
Расскажите о каждом. Что еще заметили?
Составьте сумму, используя эти числа.
Запишите разности с этими же числами. Что вы заметили?
IV.Определение темы и цели урока:
Определите тему нашего урока.
Совершенно, верно, путешествуя, мы закрепим изученные приемы вычислений данного вида.
V. Работа по теме урока:
1. (На доске шары с числами). У Бабы - Яги день рождения. И птички хотели украсить гирляндами из шаров ее избушку. Но для этого нужна ваша помощь. Шары с числами: 14, 15, 16.
Посмотрите на шары, что общего у всех этих чисел? (Все числа- двузначные, в каждом числе 1 десяток.) Чтобы получилась гирлянда. Их надо расположить в порядке возрастания, в столбик.
Тот, кто берет число, называет его и его разрядный состав.
А теперь посмотрите, что вы заметили? Как изменяются числа?
(Каждое следующее число увеличивается на 1.)
А теперь замените эти числа суммой разрядных слагаемых.
Зная состав этих чисел, какие выражения на вычитание можно составить? ( Мы можем от числа отнять сначала первое слагаемое, потом второе.)
(Записывают: 14-10=4 14-4=10 и т д.)
Физминутка
2. Решение задач:
К Бабе-Яге в гости отправился Иван-Царевич. Давайте поможем ему составить букет. Откройте учебники на странице 53. Задача № 2.
Прочитайте и узнайте, какие цветы любит Баба-Яга. (Васильки и ромашки.)
(На доске заготовка двух кратких записей. Дети читают обе задачи. Потом определяют, какая из записей подходит к той или иной задаче.)
Какая краткая запись подойдет к первой задаче? Какая - ко второй?
Заполняем краткую запись для первой задачи. Какие цветы любит Баба-Яга?
( Васильки и ромашки.)
Что о них говорится в первой задаче? ( В.-8, а р.- на 2 больше.)
Что нужно узнать? (Сколько было ромашек.)
Каким действием? ( Сложением.) Почему? (На 2 больше)
Решаем первую задачу. Теперь мы узнали, что в букете у Ивана – Царевича будет 8 васильков и 10 ромашек.
Прочитайте второю задачу. Что нужно узнать? (Сколько всего цветов в букете?)
Каким действием? (Сложением.)
Молодцы! Баба-Яга Вас благодарит. И хочет подарить вам сюрпризы на свой день рождения.
Итог урока: Какую тему изучали? Давайте проговорим правило, которое нам помогло решать эти выражения. Что в путешествии вам понравилось? Какие испытания оказались сложными? Чему вы сегодня научились? Кто доволен своей работой, поднимите руку, кто не доволен? Почему?