Урок математики - интегрированный. Тема урока "Числовые выражения" включает материал по литературному чтению "Устное народное творчество". Крылатые выражения будут хорошей мотивацией для активной работы обучающихся на всех этапах урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Познакомить учащихся с новым понятием «числовые выражения».
Научить детей читать, записывать, решать числовые выражения в два действия со скобками и без них.
Способствовать формированию вычислительных навыков, навыков самостоятельной работы над задачей, закреплению знаний состава чисел второго десятка.
Использовать возможности материала темы урока для развития познавательной активности учащихся, логического мышления, внимания, навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Учить детей применять в работе знания, полученные на уроках русского языка и литературного чтения, анализировать пословицы, работать в статистических парах.
Дать учащимся понятие о словах – омонимах, закрепить знания по русскому языку о прямом и переносном значении слов.
Воспитывать интерес к математике и другим предметам.
Тип урока: урок открытия новых знаний. (Метапредметный).
Оборудование: карточка со словом «омонимы», у каждого ребенка - веера цифр 1-2 десятка, таблица разрядных слагаемых для двузначных чисел с подвижными столбиками цифр, книжка- малышка «Схемы простых задач», осенние листочки для всех учащихся с вопросами для рефлексии ( Я учился, Я запомнил, Я буду знать, Мне понравилось, Я хочу, Я думаю, что… и т. д), кленовые листочки с пословицами(6 шт. для хорошо читающих детей, 2лист. для учителя).
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить значение сложных математических выражений со скобками, составлять и решать обратные задачи. Закрепят знания, полученные на уроках математики, русского языка и литературного чтения. Познакомятся с новым словом - «омонимы».
Утром солнышко встает. (Дети поднимают руки к солнцу).
Всех на улицу зовет. (Дети разводят руки в стороны).
Выхожу из дома я. (Дети шагают на месте).
Здравствуй, Родина моя! (Наклон вперед).
Здравствуйте и Вы, друзья! (Дети поворачиваются к гостям и приветствуют их кивком головы)
2. Подготовка тетради к работе: число, каллиграфическая минутка.
3.Мотивация.
УЧ.
- Ребята, я вам не раз говорила, что все - что мы учим, все- чему мы учимся обязательно пригодиться в жизни. Сегодня у нас необычный урок математики. Мы, изучая новую тему, понаблюдаем, как нам помогут в работе знания по другим предметам. И так, давайте все вместе прочитаем тему нашего урока. Мы будем работать и с числовыми выражениями, и с крылатыми выражениями, с которыми недавно познакомились на уроках литературного чтения.
-Посмотрите, какую красоту нам подарила художница Осень. У вас на партах лежат ее подарки- осенние листочки. Но шалунишка ветерок разбросал некоторые из них и я хочу раздать их своим помощникам. Помните, как писал С.Есенин:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
(Учитель начинает читать стихи С. Есенина, дети подхватывают, и учитель раздает кленовые листочки с пословицами детям, которые уже хорошо читают–экспертная группа).
II Повторение изученного материала. Актуализация опорных знаний учащихся.
Уч. – Сегодня у нас на уроке будет работать экспертная группа, которая знает материал раздела по литературному чтению «Устное народное творчество.
- Прочитайте мои помощники на кленовых листочках пословицы и подскажите, с чего нам начать работу?
1.уч. Кто хорошо повторяет, тот много знает.
Уч.- Согласны , ребята? Значит, начнем с повторения.
1. Блиц – турнир
-С какими математическими действиями мы умеем работать?
-Как называются числа при сложении?
-Как называются числа при вычитании?
-Почему одни числа называются однозначными, а другие двузначными?
-А трехзначные числа есть?
-Какое трехзначное число нам уже встречалось на уроке?
-Как называются числа, которые идут за данным числом?
-Как называются числа, которые стоят впереди данного числа?
2. Устный счет. Работа с веерами цифр первого и второго десятка. Закрепление математических понятий:
-Число 9 увеличьте на4 единицы.
-Число12 уменьшите на 3 единицы.
-Найдите сумму чисел 7 и 8.
-Найдите разность чисел 17 и4
-Первое слагаемое 6, второе слагаемое 5. Составьте выражение и найдите результат.
-уменьшаемое 20, вычитаемое 11. Найдите разность.
(Дети комментируют, что значит уменьшить число на несколько единиц, увеличить на несколько ед., что значит найти сумму чисел и т. д.)
3.Самостоятельная работа - решение примеров.(Примеры учитель подбирает по своему усмотрению).
Проверка в парах.
Уч.-А мне ветерок подарил листочек с таким выражением «Заблудился в трех соснах» Как вы думаете, когда так говорят? (не сумел разобраться в каком то важном деле).
-Я уверена, что каждый из вас легко решит примеры на повторение и в трех соснах никто не заблудится. Прочитайте мои помощники свои пословицы и помогите нам разобраться как будем проверять решенные примеры?
2. уч. читает пословицу «Один ум хорошо, а два лучше».(Вместе лучше делать любое дело). Ребята делают вывод, что проверять будут в парах.(После проверки работа в парах продолжается с индивидуальными таблицами разрядных слагаемых до тех пор, пока не закончат работу с примерами все пары. Учитель тут же оценивает детей).
4. Подведение итогов работы по повторению.
5. Физминутка
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – всем присесть.
Семь. Восемь – работу просим!( Несколько глубоких вдохов с подниманием на носочки).
III Изучение и закрепление нового материала.
Самоопределение к деятельности.
Уч.-Ребята, вы молодцы, все повторили. Можем работать дальше. Я вас попрошу еще раз прочитать тему урока. Обратите внимание, что слово «выражение» встречалось нам и на уроках русского языка и на уроках чтения.А теперь мы его видим и на уроке математики. Хотя и на этих уроках встречаем это слово не первый раз . Когда мы записывали математическое выражение? (Когда решали задачу).
В русском языке такие слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение называются – омонимы.(Учитель вывешивает карточку на доске).
Но у нас сегодня числовые выражения. Как с ними работать? На этот вопрос мы и постараемся ответить. Мои помощники, подберите нам пословицу для дальнейшей работы.
3.уч. «Даром ничего не дается».(Чтобы чему то научиться, надо хорошо потрудиться).
2. Проблемная ситуация. Коллективная работа у доски.
На доске записаны два выражения:
10 - 6 + 3 =
10 – (6 + 3)=
Учитель предлагает найти выражение, в котором из 10 надо вычесть сумму чисел 6 и 3 и где 10 надо уменьшить на 6, а потом увеличить на 3. Дети предлагают свои версии, идет обсуждение, они сравнивают эти два выражения, читают их хором за учителем, высчитывают результаты и делают вывод: результат вычислений зависит от того, как правильно прочитаешь и запишешь числовое выражение. Есть ли в нем скобки. Первое действие выполняется в скобках.
3. Закрепление и осмысление знаний. Работа сучебником
-Уч. Я вижу , что вы поняли новую тему. Сейчас поработаете по закреплению. Мои помощники, как гласит народная мудрость?
4 уч.«Знать как свои пять пальцев».(Знать очень хорошо).
а) заучивание правила в парах стр.38.
б) решение примеров (Дифференцированно).
Стр.38.,примеры №1
1 ст.- с объяснением у доски.
2ст.- с объяснением в парах.
3ст - самостоятельно или с учителем по выбору детей.
Стр.38., примеры №2 - сильные учащиеся.
IV Развитие математических умений и навыков по теме «Задача».
Уч. - Все молодцы, хорошо справилисьс примерами. Думаю, что и с задачами справитесь также хорошо. Что нам посоветуют эксперты?
5уч. читает пословицу: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».
Уч. - В каком значении используется эта пословица сегодня на уроке?(В переносном, прежде, чем что то говорить или делать, надо хорошо подумать).
1.Повторение теории о простой и сложной задаче – фронтально.
2. Работа над задачей №5 стр.39. –коллективно.
а) рассматривание чертежа к задаче;
б) запись решения – самостоятельно, после анализа;
в) работа в парах: составление обратной задачи, запись решения;
( При решении обратной задачи, учащиеся пользуются схемами простых задач в книжке –малышке, повторяют правило нахождения неизвестного числа).
г) оценивание результатов учащихся;
V Рефлексия.
Уч.- Ребята, вы отлично потрудились. Давайте поделимся своими впечатлениями об уроке. Как там гласит народная мудрость?
6 уч. «Каков разум, таковы и речи»
Уч. – Возьмите осенние листочки – подарки осени и ответьте на вопросы…( Я учился, Я запомнил, Я буду знать, Мне понравилось, Я хочу, Я думаю, что… и т. д),
Игра « Доскажи словечко» (Технология «микрофон»).
VI Итог урока.
Уч. – Ребята, а на этом красивом листочке я хочу написать пословицу, которую очень люблю и могу после нашего урока написать с большим удовольствием - «Ученику - удача, учителю –радость.». Спасибо вам за работу!