Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме "Твёрдый согласный звук (Ж), буквы Ж, ж."»
Тема: Твёрдый согласный звук (Ж), буквы Ж, ж.
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:
Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком “ж” и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;
Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Ход урока
1. Организация начала урока
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Слова учителя (к классу):
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
2. Повторение пройденного материала.
1. Повторение.
- Какая буква стала нашим другом на прошлом уроке? (Ш).
- Какой звук она обозначает? Дайте характеристику звуку [Ш].
(Согласный, глухой, твёрдый).
- Чем отличается от других согласных звуков? (Не имеет парного мягкого, не бывает мягким).
- На каком этаже в ленте букв поселилась? Почему? (I, глух.)
- Ребята, я предлагаю проверить, как вы подготовили творческое домашнее задание.
- Какие стихи вы должны были найти и выучить дома? (стихи про букву ш).
-Мы сейчас не только послушаем стихи, но ещё и выполним задание. Постарайтесь запомнить как можно больше слов, в которых есть звук ш, буква ш. Поэтому слушайте выступающих внимательно!
(Слушают стихи)
- Встанем и поаплодируем нашим артистам, они подняли нам настроение в начале урока и положительно настроили нас на урок.
- Какие слова со звуком ш запомнили? (называют слова)
- Молодцы, что были внимательные.
2. Актуализация опорных знаний.
Задачи этапа: актуализация знаний, необходимых для усвоения новых знаний.
- А теперь прослушайте загадку, отгадайте её и скажите, какой звук встречается в этом стихотворении много - много раз:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу И жужжалку твержу: Жа-жи-жу!
- Кто это? (Жук) – открываю картинку на экране. Какой звук повторялся? (ж)
- Назовите первый звук в этом слове (ж)
- Ребята, как вы думаете, с каким звуком будем знакомиться сегодня на уроке?
- Давайте поставим для себя учебные задачи на сегодняшний урок:
1) Познакомиться с новым звуком и буквой его обозначающей
2) Научиться печатать букву ж.
3)Читать слоги, слова и предложения с буквой ж
Работа над новым материалом.
- Откройте тетрадочки для печатания и давайте выполним звуко-буквенный анализ, составим схему слова ЖУК (составляем схему слова «жук» (на экране).
-Сколько в слове слогов? (1) Что скажете об ударении? (в слове один слог, ударение не ставим, потому что он всегда ударный)
_Из чего состоит слог? (слияние и звук вне слияния).
- Составляем схему слова.
-Давайте назовём первый звук хором (ЖЖЖЖЖЖ)
Давайте дадим ему характеристику, какой он?
Звук ж - согласный (объясняем – т.к. на пути встречается преграда)
-Закроем ушки и проверяем звонкий он или глухой (мы слышим голос – значит этот звук звонкий).
-Смотрим твёрдый он или мягкий (он твёрдый, т.к. после него стоит гласная у, которая служит для твёрдости предшествующего согласного. Значит, какаю схему выберем? (с твёрдым согл.) – ставим
И звук к – согл. – значит тоже синий.
- Ребята, я хочу вам раскрыть маленький секретик русского языка – звук ж всегда только твёрдый).
- Произнесём звук шопотом, какой звук слышите? (ш), значит пара у него – ш.
- Произнесём ещё раз этот звук. Ребята этот звук ещё будет и шипящий, он на нас сердится и шипит.
А какой буквой обозначается звук Ж? (буква ж)
-На кого или на что походит эта буква?
(Эта буква широка и похожа на жука)
Перед тем как напечатать сделаем зарядку для глаз
-Посмотрите на образец. Напечатайте так же. Кому нужна помощь?
- Напечатаем строчку заглавной и строчной буквы ж. (пока печатают - Для чего нам нужна заглавная буква.)
Обобщаю: Имена, отчества, фамилии, клички, города – все с заглавной буквы пишутся всегда)
ФИЗМИНУТКА
ГУСИ серые летели,
На полянку тихо сели,
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
4. Знакомство с буквами « Ж, ж»
Чтение слогов
(и на диске)
- Прочитайте слоги про себя и назовите слоги-слияния с мягким согласным звуком ж.
- Таких нет, потому что звук ж – всегда твёрдый.
- Прочитаем слоги с гласными, которые ? обозначают мягкость согласного (же, жи).
- Что особенного заметили? (Читаются твёрдо). Отсюда мы с вами узнаем правило
Сочетание жи пиши с и
- Давайте вспомним стишок, который мы выучили, когда знакомились с сочетанием ШИ
жИ И шИ, ЖИ И ШИ – ПИШЕМ ТОЛЬКО С ГЛАСНОЙ И.
- Это правило у вас есть в учебнике на стр. 26. Давайте ещё раз прочитаем его.
5.Чтение слов.
- Ну а сейчас откройте стр. 25 и найдите слова.
- Как записаны слова? (парами)
- Чем отличаются слова? (Друг – дружок (ласково),
могу – я, а может – кто-то, (жук – Жучка (кличка), ( телега – большая,
тележка – маленькая
- Прочитайте слова, в которых только один слог – (жук, друг) – Как определили, что только один слог (сколько в слове гласных, столько и слогов). Прочитайте имя собственное (Жучка).
- Молодцы, продолжим работу по учебнику.
Работа по сюжетной картинке.
1) - Рассмотрим рисунок. Во что играют дети? (в жмурки)
2) - Какая погода? (недавно прошёл дождь) Докажите, что прошёл дождь. (Лужа).
- А можете вы назвать имя мальчика. который водит? (нет) – А что нужно сделать, чтобы узнать?
-чтобы узнать имя мальчика. который водит, надо прочитать текст.
- А что такое текст? Повернулись к гостям –
Текст это 2 или более предложений, которые связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить. – показываем движения)
- Прочитаем текст.
(чтение рассказа по предложениям)
- Как можно назвать рассказ? («Жмурки»)
-Поднимите руки, кто любит играть в эту игру? - Какие правила игры «жмурки» описаны нам в этом рассказе? (обязательно завязывают глаза, тому, кто водит - т.е. для игры нужен платок или шарф,
- ребята разбегаются в разные стороны, а водящий их ловит,
-Какие ещё можете добавить?
(с помощью считалочки выбирается водящий, водящего раскручивают игроки, потом все разбегаются в стороны, водить по- честному, не подглядывать и др.)
- А с кем вы играете в игры? (с друзьями).
-Кто не играл в эту игру, можете попробовать поиграть в своём дворе с друзьями!
М. итог: - Когда у человека есть друзья, ему не бывает скучно.
Работа в парах.
- Чтобы играть в игры, нужно соблюдать правила, а я сейчас предлагаю вам поработать в парах и разработать правила школьной жизни, такие, чтобы в словах, которые вы будете использовать в своих высказываниях, был новый звук «ж». Я буду вам помогать!
- На уроках не жуй жвачки.
- В школу не носи джинсы, а носи школьную жилетку.
- Ходи на физкультуру только в оранжевой футболке.
- В классе нужно дружно жить и не тужить.
- Учись с желанием.
-Если у тебя попросят карандаш, не жалей, не будь жадным!
- Если мы идём на прогулку, то нужно подождать, чтобы все одели одежду.
- Мы очень рады гостям и ждём всегда вас в гости!
- Молодцы, успешно справились с заданием!
Рефлексия по уроку.
- Итак, как вы считаете все ли задачи, которые мы ставили в начале урока, выполнены? (да, мы познакомились с новой буквой, читали с ней слоги, слова, научились её писать)
- Покажите букву ж на ленте букв. – Найдите в алфавите место буквы «ж».