Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе: «Твёрдый согласный звук [ж], буквы Ж, ж»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
города Бежецка Тверской области
Урок литературного чтения (обучение грамоте)
в 1 классе:
«Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж»
УМК «Школа России»
подготовила
учитель начальных классов
Сакова Анна Анатольевна
Бежецк
2015 г.
Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе
Тема: Твёрдый согласный звук [ж], буквыЖ, ж.
Цель: Знакомство со звуком [ж], буквами Ж,ж.
Задачи:
дать характеристику звука, показать зрительный образ-букву, создать условия для закрепления навыка слогового чтения;
способствовать развитию внимания, фонематического слуха.
Планируемые результаты:
УУД на уроке:
Познавательные:
формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение анализировать схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы; формируется умение читать, осмысливать прочитанное; строить речевые высказывания.
Коммуникативные:
формировать умение работать коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль; формирование умение слушать, слышать, понимать собеседника и вести диалог;
формирование умения формулировать свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать себя, границы своего знания и незнания; адекватно воспринимать предложения учителя.
Личностные:
формирование умения определять общие правила поведения;
формирование адекватной самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Тип урока:открытие новых знаний
Методы обучения:
Словесный, наглядный, игровой, проблемный, частично - поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа; групповая; индивидуальная.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на внимание), игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
проблемное обучение (частично – поисковое).
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС и авторской программы В.Г.Горецкого.
Оборудование: презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint$, дидактический материал; алфавит, лента букв; предметные картинки, карточки-модели звуков, карточки с изображением букв.
ХОД УРОКА
1. Самоопределение учебной деятельности. Организационный момент.
Сегодня у нас урок необычный – к нам пришли гости. Повернитесь и поприветствуйте их, подарите им свои улыбки. А теперь улыбнитесь друг другу и мне. Садитесь.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Мы хотим им показать,
Как умеем отвечать.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
Действительно, учились мы немного, но кое-что уже знаем.
Давайте вспомним, чему мы уже научились на уроках обучения грамоте?
Я хочу пожелать вам удачи на сегодняшнем уроке. Пусть девизом нашего урока станут слова «С малой удачи начинается большой успех».
2. Актуализация опорных знаний.
Игра «Доскажи словечко».
Наша речь состоит из ... (из предложений)
Звуки бывают… (согласные и гласные)
Согласные звуки бывают… (твердыми и мягкими, звонкими и глухими)
Гласные звуки бывают… (ударными и безударными)
Какой секрет есть у букв Я, Е.... (могут обозначать 2 звука)
Имена, фамилии, клички, города… (все с заглавной буквы пишутся всегда)
- Ребята, вы знаете, что я люблю загадывать загадки. Вот и сейчас предлагаю послушать и отгадать загадку.
Я блестящая такая
И, конечно, легковая,
По дороге мчусь стрелой –
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? Машина.
(слово записано на доске)
- составим схему слова МАШИНА, работая в парах. Чья пара справиться с заданием поднимаем руки «домиком».
На доске учитель составляет свою схему.
А теперь проверьте, правильно ли я составила схему слова.
Дайте полную характеристику звуку [Ш].
А какая орфограмма спряталась в слове МАШИНА…(ШИ пиши с буквой И).
3. Введение в тему урока.
Эта машина привезла нам на урок цветок. Это цветок не простой, он поможет нам попасть из холодного декабря в тёплое лето. На нем загадка…
Шевеля усами важно
Он вперед ползёт отважно.
Чёрный носит он сюртук,
Посмотрите это … это жук.
Какой звук произносит жук? Ж-Ж-Ж…..
Физкультминутка
- Ребята, сейчас мы превратимся с вами в жучков и будем изображать жучков, произнося звук Ж-Ж-Ж …. как жучки, если услышите этот звук в словах, если нет – прячьте руки за спину:
ужи, стрижи, стол, школа, ежи, лыжи, домик, снежинки, журнал, жираф.
Садимся за парты. Все молодцы. Вы очень внимательные.
4. Постановка учебной задачи
- Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы жужжали?
Как бы вы назвали тему нашего урок? (звуком [ж] и буквы Ж, ж)
Попробуйте, опираясь на тему нашего урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.
Познакомимся с…..
Учиться отличать………….
Учиться читать……….
Правильно, мы познакомимся не просто со звуком [ж], а познакомимся с необычным звуком, который отличается от других, изученных вами звуков. Узнаем, какой буквой обозначается звук [ж], будем учиться читать слоги и слова с новой буквой.
А хотите узнать, почему он особенный. Это нам и предстоит сегодня узнать.
5. Характеристика звука [ж].
Работа в парах.
Что нужно сделать, чтобы узнать какой звук? Нужно его произнести.
Повернитесь друг к другу и произнесите звук [ж] дайте характеристику звука, опираясь на таблицу «Звуки речи»
- Какой это звук? (согласный)
Почему? (когда произносим звук, воздух встречает преграду)
- Что ещё нужно знать про звук? (слушаем в наушниках)
- Как произносится звук? (звонко)
- Послушаем, как произносится звук в словах.
Назовите предметы, изображенные на слайде, в названии которых спрятался звук [ж] и ответьте, как мы его слышим твердо или мягко? (Твердо)
- Может кто-то придумает слова, где новый звук будет мягким?
- Я тоже не смогла придумать такие слова.
- Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
- Звук [ж] только твёрдый.
-Расскажите, что узнали про звук [ж]?
Физкультминутка
- Игра «Найди звук». Я буду называть слова, если вы услышите в слове звук [ж], хлопайте, если же звука не услышите, руки положите на парту. Будьте внимательны.
- Прятался, прятался звук [ж] в словах и спрятался в букве.
И стали ее называть ЖЭ.
-На кого она похожа? (на жука)
Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук.
Давайте встанем и попробуем изобразить букву Жэ.
7. Буквы Ж, ж. Чтение слогов с ними.
-Рассказал звук [ж] такую историю.
-В стране Жужжандия жил – был звук ж. Жужжал он, жужжал, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Давайте ему поможем и познакомим его с гласными звуками.
Откройте азбуку на стр.25 и прочитаем слоги
(читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют)
жа жо жу же жи
- В чём особенность звука [ж]? как он произносится?
- Получилось ли у букв е, и смягчить предшествующий согласный? (не получилось)
Прочитаем слова в столбиках на стр.25 про себя.
(читает сначала 1 хорошо читающий ученик, затем все хором повторяют).
Вопросы по прочитанным словам:
- Когда говорят «друг, телега», а когда «дружок, тележка»?
- О ком так говорят «могу» и «может»?
- Почему слово «Жучка» записано с большой буквы? (имя собственное)
Проверим ваши знания.
Поиграем в игру «Большая -маленькая». ПРАВИЛА: если слово нужно писать с большой буквы – тянемся к солнышку, а если с маленькой приседаем. Будьте внимательны. Жучка, жираф, журавль, Женя, жучок, Жанна, жёлудь, желток, Журавлёв.
- Составьте предложение со словом «жук».
Анализ схемы слова.
-Наш сегодняшний гость – жук очень любит веселиться, особенно играть.
- О какой игре идёт речь?
Жмурятся глазки
У кошки, у Мурки:
Выходите, мышки
Поиграем в…………жмурки!
Рассмотрим схему этого слова в учебнике.
Сколько слогов в слове, почему?
Какой звук мы слышим в начале слова. Дайте ему характеристику.
(согласный, звонкий, твердый).
Может ли звук быть обозначен зеленым цветом. Почему?
Работа с текстом(учебник, стр. 25)
- Посмотрим на рисунок внизу страницы.
Как вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
Прочитаем текст по цепочке, будьте внимательны.
Дети читают текст по цепочке.
Проверка первичного восприятия.
- О ком этот рассказ?
- Как озаглавили бы текст?
Ученики читают текст про себя,
Вопросы учащихся к тексту.
Игра «Учитель-ученик»
- В какую игру играют дети?
- Как вы думаете, почему Женя не может догнать детей?
- О чем предупредили ребята Женю?
- Можно ли сказать, что ребята настоящие друзья?
- Продолжим и мы дружно работать на уроке и помогать своим друзьям.
Выборочное чтение.
- Прочитайте слова с звуком [ж].
Развитие связной речи.
Жук, немного устал и предлагает нам прогуляться на его любимую лужайку.
Работа с иллюстрацией (учебник, стр. 24)
- Рассмотрите иллюстрацию. Герои какой сказки изображены на лужайке?
Г.К. Андерсена «Дюймовочка»
- В этой сказке добрый жук спасает Дюймовочку.
- Но почему плачет маленькая девочка? Кто её обидел?
- внизу страницы написана пословица. Прочитайте.
Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Почему так говорят?
Можно ли эту пословицу отнести к тексту «Жмурки».
Что нужно делать, чтобы избежать ссоры?
13. Итог урока.
- Мы дружно сегодня работали на уроке?
-Вспомните тему нашего урока.
- Ответим, в чем особенность звука [ж]?
- Назовите слова с звуком [ж].
14. Рефлексия
- Молодцы, вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались, особенно старались внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?
Если вам урок понравился и вы считаете, что работали хорошо, то подарите жуку цветок того цвета, в названии которого есть звук [ж]. а если недостаточно хорошо работали и не все получалось, то подарите жуку цветок того цвета, в названии которого нет звука [ж] и прикрепите цветок на еголюбимую лужайку.
- Оценим свою работу на уроке.
Мне очень понравилось с вами сегодня работать. Я подарю жуку – желтый цветок. Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.
Спасибо, вам, ребята, за работу. А гостям спасибо за терпение и внимание.