| II Актуализация знаний (проверка д/з) | На фоне музыки:  - Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? - Что такое «чудо»? 
 
 
 
 - В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо».   - Где можно увидеть обыкновенное чудо? - А на уроке чтения, где можно узнать о чуде? - В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо? - Почему вы так решили? 
 
 
 
 
 
 
 
 - А вот Борис Заходер считает, что бывают другие сказки «… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам». - Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня 
 | Слайд 2 «Самое обыкновенное чудо» - Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью. 
 
 - В цирке, в кино. 
 - В книгах, текстах, словах автора. 
 - В сказках. 
 - Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения   и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы. Слайд 3 слова Б.Заходера Выразительное чтение отрывка Б.Заходера | Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - ориентироваться на развороте учебника | 8 минут. На этапе систематизации изученного материала на предыдущих уроках используется эффективный прием антицефарии (т.е. предвосхищения, предугадывания) – прочтение стихотворения Б. Заходера – с целью заинтересовать ребят и сконцентрировать их внимание. | 
  | III Развитие умений   Этап 1. Работа с текстом до чтения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Этап 2 . Работа с текстом во время чтения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Самооценка выполненного задания по алгоритму самооценки 
 
 | 
 Загадка Один костёр весь мир согревает, Он по небу катается, людям улыбается ( Солнце) 
 Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет. (Туча) 
 -Кто может назвать произведение, которое будем читать? -А написал эту замечательную сказку Дж. Родари. 
 Рассказ учителя: 
 - Какие произведения этого автора вы уже читали? - Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке. Подготовленные уч-ся аннотация и показ книг.  «Приключения Чиполлино»«Чем пахнут ремёсла»«Всемирный хоровод» 
 - Прочитайте название произведения. - Кто будут героями этого произведения.   - Рассмотрите их. Они уже здесь. - Опишите, какое солнце. - А как выглядит туча? - Что может произойти между солнцем и тучей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Какова цель нашего урока? Познакомиться … Понять, почему это сказка  … 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Кто из них был счастливее – солнце или туча? - Почему? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет. 1 часть - На чём путешествовало солнце? - Что такое колесница? Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. - А почему у солнца была огненная колесница? 
 - Что значит «щедро разбрасывало лучи»?   Щедро – не скупясь, не жадничая. 2 часть - Почему все радовались солнечным лучам? 
 
 
 
 
 
 - А кому не нравилось солнце? - Почему? - Что такое гроза? Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молнией. - Значит, туча так злилась, что готова была на что…? 
 -Как она называла солнце? - Что значит «транжира»? Транжира – человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо. - Почему «дырявые руки»? 3 часть - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 4 часть - Чему удивилась туча? 
 
 
 - Чем закончился день для тучи? 
 - А для солнца? 
 
 
 - Возьмите карточки. - Прочитайте внимательно задание. - Выпишите слова из текста. - С какой интонацией вы будете читать эти строки? | 
 
 Слайд 4 «Солнце и туча» 
 - Джанни Родари Дети называют книги. 
 Рассматривание выставки книг. Слайд 5 Автор 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Слайд 6 Выставка книг 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - Познакомится с произведением. - Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо» 
 
 
 
 
 Прослушивание аудиозаписи сказки 
 
 - Солнце. 
 - У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива. А туча только злилась. Она была одинока. 
 
 
 Перечитывание сказки частями. 
 
 
 
 Слайд 7 
 - На колеснице 
 
 
 
 
 - Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце. 
 
 
 
 - От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее. - Туче. - У неё было грозовое настроение. 
 
 - Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом и молнией. - Транжира, дырявые руки. 
 
 Высказывания детей 
 -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. 
 - Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. - Туча рассыпалась градом? - А солнце весело бултыхнулось в море. 
 
 Слайд 8 Таблица алгоритма самооценки Работа по карточкам (Приложение 1) | 
 
 Познавательные: Формировать умение извлекать смысловую, тематическую, эмоциональную информацию из иллюстрации, названия произведения.   Коммуникативные : Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.   Регулятивные : Формировать умение целеполагания, высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом.   Личностные : Формировать умение выражать свои эмоции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текста, делать выводы на основе  прочитанного, ориентироваться на развороте учебника (сноски), извлекать информацию из разных источников (словарь Ожегова).   Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.   Регулятивные: Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.   Личностные: Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с ситуацией. 
 | 7 минут. На этом этапе урока созданы условия для мотивации учащихся, где они выдвигают предположение о теме предстоящего урока. Цели урока формулируются совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществляется коммуникативная деятельность учащихся, формируются такие УУД как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать цели урока. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 12 минут. На втором этапе – работы с текстом во время чтения, учащиеся строят речевое высказывание в устной форме, выражают свои чувства, мысли, точку зрения. Проведена словарная работа по ходу чтения и комментирования текста. На данном этапе учащиеся показывают владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, демонстрируют качество чтения- технику и осмысленность. Здесь же проводится самостоятельная работа в парах ( по карточкам). Данная форма работы способствует развитию системного мышления, коммуникативных умений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   | 
  | Этап 3 . Работа с текстом после чтения 
 
 
 
 
 
 | - На чьей стороне симпатии автора? - Почему? - Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? - Каких людей мы можем сравнить с солнышком? - А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? 
 - Вернёмся к началу разговора - Почему эта сказка размещена в данном разделе? - Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы? - Произведения могут много рассказать о самом авторе. - Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное? | Предположения детей. 
 - Людей. 
 - Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых. - Мрачных, нелюдимых, злых 
 Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное 
 
 
 
 - Наблюдательным, внимательным, знающим, мечтательным, выдумщиком и фантазёром. 
 - Доброта, щедрость, открытость. - Грубость, злобность, зависть. | Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текста, делать выводы на основе прочитанного, ориентироваться на развороте учебника (сноски), извлекать информацию из разных источников (словарь Ожегова).   Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.   Регулятивные: Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения.   Личностные: Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с ситуацией. 
 | 
 7 минут. На этапе работы с текстом после чтения строилась работа с помощью использования технологий деятельностного типа: организации коллективной дискуссии. Здесь учащиеся отвечают на вопросы учителя и знакомятся подробно с автором сказки, с его идеями. | 
  | V Итог урока. Рефлексия | - Прочитайте слова Дж. Родари «Говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки» - В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. На чьей стороне симпатии автора? А ваши? Какой секрет счастья открыл автор нам? (Составить предложение из слов)   Составление коллективной картины-аппликации под песню о солнышке. | 
 
 
 
 
 
 
 
 -Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. Слайд 9 Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим! | Коммуникативные : Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме.   Регулятивные: Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять личностную рефлексию.   
 | 3 минуты.  Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. Учащиеся коллективно анализируют свою деятельность (ЗУН), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с дополнительной литературой… |