II Актуализация знаний (проверка д/з) | На фоне музыки: - Вспомните, какой раздел мы с вами начали изучать? - Что такое «чудо»? - В нашем разделе сказано «обыкновенное чудо». - Где можно увидеть обыкновенное чудо? - А на уроке чтения, где можно узнать о чуде? - В произведениях, какого жанра чаще всего встречается чудо? - Почему вы так решили? - А вот Борис Заходер считает, что бывают другие сказки «… В них как будто ничего особенного не происходит. Нет там ни колдунов, ни чародеев, ни волшебных предметов. Но хорошо знакомые нам, привычные вещи – листик на дереве, солнечный луч, облако, камешек у моря – в этих сказках озаряются каким-то волшебным светом и становятся близкими и понятными, как будто они живые и родные нам». - Может, к таким сказкам относится и та, которую мы будем читать сегодня | Слайд 2 «Самое обыкновенное чудо» - Чудо – это нечто небывалое, сверхъестественное, поразительное, удивляющее своей необычностью. - В цирке, в кино. - В книгах, текстах, словах автора. - В сказках. - Именно в сказках много волшебства, фантазии, растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения, есть добрые и злые силы. Слайд 3 слова Б.Заходера Выразительное чтение отрывка Б.Заходера | Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую; - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - ориентироваться на развороте учебника | 8 минут. На этапе систематизации изученного материала на предыдущих уроках используется эффективный прием антицефарии (т.е. предвосхищения, предугадывания) – прочтение стихотворения Б. Заходера – с целью заинтересовать ребят и сконцентрировать их внимание. |
III Развитие умений Этап 1. Работа с текстом до чтения. Этап 2 . Работа с текстом во время чтения Самооценка выполненного задания по алгоритму самооценки | Загадка Один костёр весь мир согревает, Он по небу катается, людям улыбается ( Солнце) Ног нет, а идёт, Глаз нет, а плачет. (Туча) -Кто может назвать произведение, которое будем читать? -А написал эту замечательную сказку Дж. Родари. Рассказ учителя: - Какие произведения этого автора вы уже читали? - Некоторые из названных книг находятся на нашей выставке. Подготовленные уч-ся аннотация и показ книг. «Приключения Чиполлино» «Чем пахнут ремёсла» «Всемирный хоровод» - Прочитайте название произведения. - Кто будут героями этого произведения. - Рассмотрите их. Они уже здесь. - Опишите, какое солнце. - А как выглядит туча? - Что может произойти между солнцем и тучей. - Какова цель нашего урока? Познакомиться … Понять, почему это сказка … - Кто из них был счастливее – солнце или туча? - Почему? - Попробуем разобраться, почему солнце счастливо, а туча нет. 1 часть - На чём путешествовало солнце? - Что такое колесница? Колесница – древняя двух- или четырёхколёсная повозка, в которую впрягались одна или несколько лошадей. - А почему у солнца была огненная колесница? - Что значит «щедро разбрасывало лучи»? Щедро – не скупясь, не жадничая. 2 часть - Почему все радовались солнечным лучам? - А кому не нравилось солнце? - Почему? - Что такое гроза? Гроза – бурное ненастье с дождём, громом и молнией. - Значит, туча так злилась, что готова была на что…? -Как она называла солнце? - Что значит «транжира»? Транжира – человек, который легкомысленно тратит и раздаёт что либо. - Почему «дырявые руки»? 3 часть - Почему все старались заполучить свою частичку солнца? 4 часть - Чему удивилась туча? - Чем закончился день для тучи? - А для солнца? - Возьмите карточки. - Прочитайте внимательно задание. - Выпишите слова из текста. - С какой интонацией вы будете читать эти строки? | Слайд 4 «Солнце и туча» - Джанни Родари Дети называют книги. Рассматривание выставки книг. Слайд 5 Автор Слайд 6 Выставка книг - Познакомится с произведением. - Понять, почему эта сказка включена в раздел «Самое обыкновенное чудо» Прослушивание аудиозаписи сказки - Солнце. - У солнца было хорошее настроение. Она дарила всем свет и тепло. От этого получала удовольствие. А, значит, была счастлива. А туча только злилась. Она была одинока. Перечитывание сказки частями. Слайд 7 - На колеснице - Солнце жаркое, как огонь. Поэтому и колесница огненная как солнце. - От солнечных лучей всё вокруг пробуждалось. Глядя на солнце, у всех поднималось настроение. Тёплые лучи пригревали, и от этого на душе тоже становилось теплее. - Туче. - У неё было грозовое настроение. - Туча была готова обрушить на всё живое бурное ненастье с дождём, громом и молнией. - Транжира, дырявые руки. Высказывания детей -Солнце – это тепло. Тепло – это жизнь. - Тому, что к заходу у солнца не пропало ни одного лучика. Все они были вместе. - Туча рассыпалась градом? - А солнце весело бултыхнулось в море. Слайд 8 Таблица алгоритма самооценки Работа по карточкам (Приложение 1) | Познавательные: Формировать умение извлекать смысловую, тематическую, эмоциональную информацию из иллюстрации, названия произведения. Коммуникативные : Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные : Формировать умение целеполагания, высказывать свое предположение на основе работы с предложенным материалом. Личностные : Формировать умение выражать свои эмоции. Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текста, делать выводы на основе прочитанного, ориентироваться на развороте учебника (сноски), извлекать информацию из разных источников (словарь Ожегова). Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения. Личностные: Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с ситуацией. | 7 минут. На этом этапе урока созданы условия для мотивации учащихся, где они выдвигают предположение о теме предстоящего урока. Цели урока формулируются совместно с учениками. Во время фронтального опроса осуществляется коммуникативная деятельность учащихся, формируются такие УУД как умение слушать собеседника, строить понятные для него высказывания, умение выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать цели урока. 12 минут. На втором этапе – работы с текстом во время чтения, учащиеся строят речевое высказывание в устной форме, выражают свои чувства, мысли, точку зрения. Проведена словарная работа по ходу чтения и комментирования текста. На данном этапе учащиеся показывают владение методикой медленного «вдумчивого» чтения, демонстрируют качество чтения- технику и осмысленность. Здесь же проводится самостоятельная работа в парах ( по карточкам). Данная форма работы способствует развитию системного мышления, коммуникативных умений. |
Этап 3 . Работа с текстом после чтения | - На чьей стороне симпатии автора? - Почему? - Кого напоминает солнце и туча своими действиями, речью? - Каких людей мы можем сравнить с солнышком? - А про каких людей мы можем сказать «ходят чернее тучи»? - Вернёмся к началу разговора - Почему эта сказка размещена в данном разделе? - Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы? - Произведения могут много рассказать о самом авторе. - Каким должен быть человек, чтобы уметь видеть в обыкновенном необыкновенное? | Предположения детей. - Людей. - Добрых, отзывчивых, щедрых, заботливых. - Мрачных, нелюдимых, злых Автор увидел в обыкновенных вещах что-то необыкновенное - Наблюдательным, внимательным, знающим, мечтательным, выдумщиком и фантазёром. - Доброта, щедрость, открытость. - Грубость, злобность, зависть. | Познавательные: Формировать умение извлекать информацию из текста, делать выводы на основе прочитанного, ориентироваться на развороте учебника (сноски), извлекать информацию из разных источников (словарь Ожегова). Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Формировать умение высказывать свое предположение на основе работы с текстом произведения. Личностные: Формировать умение высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с ситуацией. | 7 минут. На этапе работы с текстом после чтения строилась работа с помощью использования технологий деятельностного типа: организации коллективной дискуссии. Здесь учащиеся отвечают на вопросы учителя и знакомятся подробно с автором сказки, с его идеями. |
V Итог урока. Рефлексия | - Прочитайте слова Дж. Родари «Говорить о людях можно и рассказывая о котах и говорить о важных, серьёзных вещах, рассказывая весёлые сказки» - В этой, на первый взгляд, весёлой сказке Дж. Родари хотел сказать нам что-то очень важное. На чьей стороне симпатии автора? А ваши? Какой секрет счастья открыл автор нам? (Составить предложение из слов) Составление коллективной картины-аппликации под песню о солнышке. | -Быть не только добрыми, но и щедрыми по отношению к окружающим. Сам человек от этого не беднеет, а, наоборот, становится духовно богаче. Слайд 9 Счастлив тот, кто умеет дарить радость другим! | Коммуникативные : Формировать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять личностную рефлексию. | 3 минуты. Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. Учащиеся коллективно анализируют свою деятельность (ЗУН), осознают причины затруднений в анализе произведения, в выразительном чтении, в умении работать с дополнительной литературой… |