Тема урока: А. Н. Толстой. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее Буратино из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
Цель урока | Формирование умений выражать состояние персонажей при чтении по ролям, точно определять границы их реплик, оценивать поведение героев. |
Задачи урока: | Образовательные: способствовать формированию умения определять эмоциональную окрашенность произведения через чтение по ролям; способствовать обогащению знаний, учащихся новыми сведениями. |
Развивающие: Развитие внимания к слову. |
Воспитательные: Воспитывать интерес к урокам литературного чтения. |
Планируемые результаты | Предметные | Воспринимать на слух художественное произведение. |
Личностные | Использовать речь для регуляции своего действия. |
Метапредметные | Коммуникативные | Задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Регулятивные | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
Познавательные | Читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы. |
Ресурсы урока | Презентация по теме урока. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная. |
УМК | «Планета знаний» |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 2_ мин | Эмоциональный настрой на работу. | Слушание стихотворения. Обдумывание идеи стихотворения. | Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Сказка это будет или рассказ – Вы учите их – они учат вас! | Строить рассуждения в форме связи простых суждений. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 3 мин | Создание ситуации успеха. Привлечение внимания учащихся. | Поиск ответов на вопросы учителя. | Отгадайте загадку: У отца есть мальчик странный, Необычный, деревянный, На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует свой длинный... Кто же это?.. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем Толстым А. Н. и прочитаем отрывок «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино» (Из книги «Золотой ключик, или Приключения Буратино») | Формирова-ние устойчивого интереса к учебной деятель-ности. | Умение ставить цели и стремиться к их достижению. |
3 | Актуализация знаний. 3 мин | Предложить учащимся выполнить читательскую разминку. | Задают вопросы, обращаются за помощью. | 1. Рассказ учителя об А.Н.Толстом, о переработке им сказки Коллоди “Пиноккио”. “Когда я был маленький, - очень, давно, - я читал одну книжку: она называлась “Пиноккио, или Похождение деревянной куклы” (деревянная кукла по – итальянски – буратино). Я часто рассказывал моим товарищам, девочкам и мальчикам, занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывал такие похождения, каких в книге совсем и не было. Теперь, через много-много лет, я припомнил моего старого друга Буратино и надумал рассказать вам, девочки и мальчики, необычную историю про этого деревянного человечка”. А.Н.Толстой. Известен Алексей Толстой и своими произведениями для детей, и для взрослых. Писатель подготовил сборник русских сказок. Он включил в него 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных: “Репка”, “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Волк и козлята”, “Медведь – липовая нога”, “Царевна – лягушка”. Эти народные сказки Алексей Толстой творчески обрабатывал, или, как говорил он, “реставрировал”, сохраняя в них народный язык и стиль, переплетая волшебное с реальной жизнью. Выставка книг. Можно посмотреть отрывок из фильма “Приключения Буратино”. 2. С чего начинается сказочная повесть? Какое необыкновенное событие послужило завязкой сказки? (Джузеппе нашёл обычное с виду полено, которое пищало и задиралось. Карло решил сделать из него куклу). 3. Словарная разминка. Учебник на странице 26. Очаг – устройство для разведения и поддержания огня, печь. Лучина – тонкая длинная щепка сухого дерева. Шарманка – небольшой переносной механический органчик в виде ящика с ручкой. Ручку крутили, при этом шарманка играла одни и те же мелодии. Сверчок – насекомое, которое любит тепло, и в зимнее время перебирается вдоль брёвен поближе к огню. Здесь он “трещит” - монотонно, как кукушка. Звуки он производит не ртом, а трением крылышек. В дикой природе сверчок обитает в пустынях Евразии, однако, сопровождая человека, расселился по всему миру. Именно про него сложена поговорка “Всяк сверчок знай свой шесток”. | Овладение «технологией» осмысленного выразительного чтения лирического произведения. | Умение контролировать свои действия. |
4 | Открытие новых знаний. 10 мин | Формирование познавательной активности школьников. | Выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино” и будем отмечать по ходу чтения, какие новые черты появляются в характере Буратино: - Имя, которое даёт кукле Карло, должно обеспечить весёлую и беспечную жизнь. - Глаза Буратино сами раскрылись, нос остался длинным – это говорит о его любопытстве. - Рот сразу принялся хохотать, язык высунулся, Буратино стал колотить Карло по лысине, щипаться и щекотаться – он весёлый, насмешливый, задира и баловник. - Едва встав на ноги, Буратино убегает, ловко увёртывается от полицейского, притворяется мёртвым – он непоседливый, ловкий и хитрый плутишка. - Из-за него Карло попадает в полицию – он неблагодарный. | Использо-вать речь для регуляции своего действия. | Выбирать действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями её реализации. |
5 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации, 10 мин | Предложить выразительно читать прозаическое произведение; ответить на вопросы. | Читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы. | Физкультминутка. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. Читаем начало следующей главы на странице 30. До встречи со Сверчком. - Почему автор дважды повторяет слова, говоря о мыслях Буратино: “Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые”? - О какой черте характера Буратино это говорит? (он глупый и легкомысленный). - Осуждает ли его автор? Почему? (не осуждает, ведь Буратино “ шёл всего первый день от рождения”). Характер Буратино нам почти ясен, а каков характер Сверчка? Читаем главу “Говорящий Сверчок даёт Буратино мудрый совет”. Учебник на странице 30.Ученики читают текст про себя, чтение по ролям. - Какой здесь Буратино? Самонадеянный, неблагодарный. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме | Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
6 | Применение знаний и умений в новой ситуации 5 мин | Предложить работу с учебным пособием. | Самостоятельное овладение знаниями под руководством учителя. | Формирова-ние устойчивого интереса к предмету. | Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. |
7 | Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин | Вам понравилось на сегодняшнем уроке? | Анализ своей деятельности. | Расскажите, как Буратино появился на свет. Начать можно так: “Старый шарманщик Карло получил в подарок удивительное говорящее полено...” - Прочитай, что делал Буратино, когда встал на ноги. - Как относился папа Карло к Буратино? - Какие качества Буратино проявились в его отношении к папе Карло и сверчку? Выбери подходящие слова: резвость, весёлость, доброта, честность, лживость, легкомыслие, жестокость, находчивость. Объясни свой выбор. - Кто автор сказки? Домашнее задание. - Назови других героев этой сказки. Нарисуй одного из них и объясни, почему выбрал именно его. | Использо-вать речь для регуляции действия. | Самооценка своих достижений. |