Урок литературного чтения
2 класс
Тема урока: Синкен Хопп «Волшебный мелок» (глава «Юн и колдунья»)
Цели урока:
1. Закрепить особенности волшебной сказки на примере сказочной повести Синкен
Хопп «Волшебный мелок» (глава «Юн и колдунья»).
2. Развивать умения работать с текстом: отвечать на вопросы с опорой на текст;
развивать коммуникативные навыки; развивать творческие способности.
3. Воспитывать сострадание и желание делать добро окружающим
Ход урока.
1.Создание позитивного настроения. Оргмомент.
Учитель: Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Ученики: Мы сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.
2.Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
Учитель: В некотором царстве,
В некотором государстве…
-Какое произведение обычно начинается такими словами? ( Сказки).
-Вот вы и назвали тему сегодняшнего нашего урока. Но прежде чем мы с вами познакомимся с новой сказкой, давайте мы полистаем книгу сказок и вспомним те сказки, которые читали на предыдущих уроках чтения. Вам надо узнать сказку и назвать её автора.
1. «Целый день сидел он на столе у окошка, поджав ноги, и шил.» («Храбрый
портной», братья Гримм )
2. «А как только дети уснут, он садится к ним на кровать, на самый краешек, и
раскрывает зонтик» («Оле-Лукойе», Г.Х. Андерсен)
3. «В третий раз закинул он невод – пришёл невод с одной рыбкой»(«Сказка о
рыбаке и рыбке», А.С.Пушкин»)
4. «Пока Одноглазка спала, коровушка всё и наткала, и побелила, и в трубы скатала»
(«Хаврошечка», русская народная сказка)
5. «Я даю тебе этот ключик. Нужно отворить им какую-то дверь и это принесёт
счастье». (« Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой)
-А теперь посмотрите на все эти сказки, какая сказка здесь «лишняя» и почему? («Хаврошечка»-это русская народная сказка, а остальные- авторские)
-А на какие ещё 3 группы можно разделить все сказки?(сказки о животных, волшебные сказки и бытовые).
-В чём особенность волшебных сказок?
-Правильно вы сказали, что в волшебных сказках есть волшебные предметы. У меня в руках сундучок, он необычный. В нём как раз и лежат эти волшебные предметы. Сейчас я вам буду называть, какое волшебство можно совершить с помощью этого предмета, а вы будете называть волшебный предмет.
- Этот предмет накормит и напоит, стоит только раскинуть его на столе.(скатерть-самобранка).
- Этот волшебный предмет всегда говорит, кто на свете всех милее, всех румяней и белее. (Зеркало).
- С помощью этого волшебного предмета у мальчика появился дворец, сад, одежда. (ножницы).
- Длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполняет любое желание владельца. ( волшебная палочка).
3. Знакомство с новым произведением.
-Молодцы, сразу видно, что вы знаете и любите читать сказки.
-Сказка, с которой мы познакомимся сегодня на уроке, пришла к нам на страницы учебника из Норвегии, расположенной на Скандинавском полуострове.
-Знакомьтесь! Это норвежская писательница Синкен Хопп.
-Сегодня мы прочитаем 1 главу из её произведения, которая называется…Юн и колдунья.
-Можно ли это произведение назвать сказкой?
-Почему?
-Какая это будет сказка?
-Раз это волшебная сказка, то давайте пофантазируем, какой волшебный предмет мог бы быть у колдуньи.
-Глава, которую мы будем сегодня читать, взята из повести… «Волшебный мелок».
-О каком волшебном предмете здесь пойдёт речь?
-А теперь по иллюстрации к этой сказке предположите, о ком ещё пойдёт здесь речь?
-Как звали мальчика?
4.Словарная работа.
-А теперь обратите внимание на слово ФРУ. Это слово из текста. Понимаете ли вы его значение?
-Где мы можем узнать значение этого слова?(в толковом словаре).
-Пользуясь толковым словарём, объясните значение слова НАПАСТЬ.
5.Первичное чтение.
-А теперь прочитайте эту сказку про себя.
-Кто из героев вам больше запомнился и почему?
-Какое настроение у вас возникло при чтении сказки, какие чувства вы испытали?
6.Повторное чтение.
-А теперь давайте и нащих гостей познакомим с этой сказкой?(чтение «по цепочке»).
-После чтения ребята сами задают друг другу вопросы по произведению.(Выборочное чтение).
Например,
-Прочитайте, как выглядел мальчик?
-Фру Мунсен была добрая или злая колдунья?
-Почему вы так думаете?
-Что произошло с фру Мунсен в тот день, когда её увидел Юн?
-Почему это случилось?
7.Работа в парах.
-Повернитесь к своему товарищу по парте и посоветуйтесь, что ещё могла наколдовать фру Мунсен?
8.Рефлексия. Презентация работ.
-Ребята, а вы бы хотели найти такой же волшебный мелок как Юн?
-Попробуем поколдовать. У меня в руках волшебная палочка. Когда я ею взмахну, мы должны произнести три раза волшебное заклинание.
СНИП-СНАП-СНУРЕ
ПУРРЕ-БАЗЕЛЮРЕ!
(Раздаётся стук в дверь. Входит фру Мунсен. В результате волшебства дети находят мелки, которые прикреплены к крышке парты. Фру Мунсен даёт детям задание.)
-У каждого из вас волшебный мелок. Он появился в результате доброго колдовства. Мелками можно будет исполнить только одно заветное желание. Но помните, что колдуны и волшебники творили добро для других людей. Давайте тоже попробуем сделать доброе дело. (Дети рисуют рисунки под музыку норвежского композитора Э.Грига).
-Сейчас будем смотреть ваши работы. Представляя их, расскажите, кому вы решили помочь при помощи волшебного мелка и почему?
9. Домашнее задание.
-Вот какие добрые дела помог нам совершить мелок.
-А вам интересно узнать, что сделал Юн с этим мелком? Об этом вы узнаете, прочитав вторую главу.
10. Итог урока.
-Как называется сказка, с которой познакомились сегодня?
-Назовите автора.
Оценивание детей.
Вот и кончился урок
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.