Ученики читают фразу, которую они написали в тетради
Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)
В той удивительной Стране
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В стране фантазий и проказ
И озорных затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
- О какой стране идёт речь в стихах?
(ученики отвечают)
Учитель:
- Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль
План урока:
1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)
(* Главный герой Никита…)
2. Творчество писателя.
3. Читаем повесть
4.Учиться работать с содержанием
5. Выразительное чтение
6. Итог урока.
3. Творчество писателя.
Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая.
Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:
«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»
в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.
Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).
С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину
Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «
Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.
4. Подготовка к восприятию текста.
Скороговорка:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах - проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом .)
Словарная подготовка.
Мгла
Точно в бреду
Чесучовые панталоны(Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)
- К чему это может привести, если такая погода будет долго?
-Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?
-Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?
Беседа после прочтения 2 части.
- Как меняется настроение у семьи?
- Как вы это поняли?
- Что с природой, как автор передаёт состояние природы?
с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)
6.Работа в группах (карточки)
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
7. Рефлексия.
-Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)
-Кто сможет продолжить мысль:
«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)
«Главный герой Никита…»
8.Домашнее задание.
пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть
9. Итог урока.
-Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.
У детства много разных красок
Ты среди них свою найди.
На белом листике бумаги
Свою мечту изобрази.
Проходит детство незаметно,
Не возвращается назад.
И только красками напомнит
Вам о весёлых тех годах.
Ведь жизнь она бывает разной,
Угрюмой, скучной, однообразной.
Но ты сквозь годы пронеси
Из детства яркие мечты.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученики читают фразу, которую они написали в тетради
Учитель читает стихи С.Маршака (на слайде)
В той удивительной Стране
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В стране фантазий и проказ
И озорных затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
- О какой стране идёт речь в стихах?
(ученики отвечают)
Учитель:
- Сегодня завершающий урок по произведению А.Толстого «Детство Никиты». Самые внимательные в конце урока смогут продолжить мысль
План урока:
1. Закончим фразу (Работая над рассказом, я понял…)
(* Главный герой Никита…)
2. Творчество писателя.
3. Читаем повесть
4.Учиться работать с содержанием
5. Выразительное чтение
6. Итог урока.
3. Творчество писателя.
Родился 10 января 1883 г. (по новому стилю) в городе Николаевске (ныне Пугачёвск в Саратовской области). Отец — граф Н. А. Толстой, мать — детская писательница А. Л. Толстая.
Воспитывался у отчима А. А. Бострома (на хуторе Сосновка под Самарой). Учился в Самарском реальном училище. Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение. Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.
Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.
Аркадий Иванович – это первый домашний учитель писателя, его звали Аркадий Иванович Словохотов, о нём А.Н. Толстой вспоминает:
«Рябой, рыжий, как огонь, отличный человек, с которым мы жили душа в душу…»
в 1901 г. поступил в Петербургский технологический институт, в 1907 г. ушёл в художественное училище.
Первые книги — «Лирика» (1907 г.) и «Сорочьи сказки» (1910 г.).
С 1918 по 1923 г. Находился за пределами России и затем, вернулся на родину
Для детей написал сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Прототипом Буратино здесь стал Пиноккио из одноимённой сказки Карло Коллоди, однако отличия сюжета и характеров героев достаточно существенны, и о “Буратино” вполне можно говорить как о самостоятельном произведении. Повесть «
Умер 23 февраля 1945 г. в Москве.
4. Подготовка к восприятию текста.
Скороговорка:
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щётку в уголке.
(Проходит смысловой анализ. После ученики работают в парах - проговаривают скороговорку по одному, вдвоём, всем классом .)
Словарная подготовка.
Мгла
Точно в бреду
Чесучовые панталоны(Это летние мужские брюки из лёгкой ткани.)
- К чему это может привести, если такая погода будет долго?
-Какое настроение было у героев? Почему они себя так вели?
-Соотнесите иллюстрацию с текстом. Найдите это место?
Беседа после прочтения 2 части.
- Как меняется настроение у семьи?
- Как вы это поняли?
- Что с природой, как автор передаёт состояние природы?
с помощью каких слов А.Н. Толстой рисует атмосферу в доме, в усадьбе: все ждут дождя, а его всё нет. Найдите, прочитайте. (Тусклые, душные, тоскливо, голая стена, железная, точно в бреду)
6.Работа в группах (карточки)
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
7. Рефлексия.
-Вернёмся к целям. Мы их достигли? (ученики анализируют)
-Кто сможет продолжить мысль:
«Работая над рассказом А.Толстого я понял…» (отвечают желающие)
«Главный герой Никита…»
8.Домашнее задание.
пересказать главу «Стрелка барометра» любую часть
9. Итог урока.
-Представьте себя художником. Какие краски вы бы использовали для изображения детства? Какие бы цвета преобладали (Ученики отвечают) Благодарю за работу. Позвольте закончить наш урок стихами.
У детства много разных красок
Ты среди них свою найди.
На белом листике бумаги
Свою мечту изобрази.
Проходит детство незаметно,
Не возвращается назад.
И только красками напомнит
Вам о весёлых тех годах.
Ведь жизнь она бывает разной,
Угрюмой, скучной, однообразной.
Но ты сквозь годы пронеси
Из детства яркие мечты.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.
Восстановить последовательность событий.
Никита не знал, куда приткнуться. От тишины, от зноя звенело в голове. Пошел на крыльцо. В комнатах, в полуденной зловещей тишине, только звенели мухи. Под мглистым, но особенно каким-то ослепительным белым светом солнца широкий двор был пустынен и тих – всё заснуло, замерло.