Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока | Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока? | Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей. | Положительный настрой на уроке. |
2. Постановка цели и задачи урока. | Формировка цели урока учителем. | - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с писателем Сладковым, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение. Слайд 1 | Дети внимательно слушают. | |
3. Актуализация знаний, мотивация,(подготовка к восприятию) | Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. | Сообщение об авторе Н. И. Сладкове. Слайд 2,3. Рассказ учителя Проблема. О чём писал Н. Сладков и о каких песенках будет идти речь в его произведении «Песенки подо льдом». Слайд 4,5,6 Объяснение незнакомых, трудных слов, которые встретятся в тексте. Слайд 7,8,9 | Дети слушают, а затем читают биографию на слайде Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах и делают предположения кто или что может петь подо льдом. Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение. Провал(провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья(незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема) | Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве. |
4. Первичное восприятие произведения. | Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | - Как называется рассказ?
- Какое у вас возникло настроение? - Передайте свои чувства, ребятам. -Что вам особенно запомнилось? | -«Песенки подо льдом» Чтение рассказа детьми вслух. Ответы детей. | |
5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия) | Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. | - О какой птице вы узнали из этого произведения? - Кто рассказал нам о ней? - Как автор оказался на озере? - Что его особенно поразило?
- Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 10, 11,12.
Ребята, выразите отношение автора к этой птичке. Почему вы так считаете? Каким человеком был Н. И. Сладков? | - Оляпка.
- Автор.
- Катался на лыжах. - Его поразила подлёдная песенка и птичка, которая исполняла эту песенку.
Выборочное чтение, ответы детей. -«чудо – птица, подводная», «подводная певунья», «оляпка- водяной воробей»
Ответы детей - Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям |
Появляется интерес к перечитыванию текста. |
6. Работа с иллюстрацией в учебнике
| Углубить восприятие произведения
Знакомство детей с олицетворением. | - Какое движение хочет сделать эта птица? Зачем?
- А что еще делал оляпка подо льдом? - А кто еще может петь? - А в рассказе что еще поет? . Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием в литературном чтении называется олицетворением. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Слайд 15. | - она приготовилась прыгнуть под лед. - чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба. - пел свои песни - человек, дрессированная собака. - Лыжи. Дети находят в рассказе олицетворение. | |
7. Работа с текстом учебника. | Углубить восприятие произведения | Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 13, 14 1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2.Что ты узнал о жизни оляпки от Н.Сладкова? 3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков? Выполнить задание в рабочей тетради стр. №1 |
1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий.
Дети выписывают из текста ответ на вопрос. | |
8. Региональный компонент. | Расширение кругозора учащихся | Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой? - Какую пользу приносят птицы людям? - А чем еще радуют нас птицы?
Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?
В рабочей тетради выполнить задание 3 | Ответы детей.
поедают насекомых
своим пением, красотой оперения.
развешивать кормушки.
Дети называют птиц на слайде 16. Дети рисуют птиц. | |
9.Рефлексия деятельности | Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения | - С каким произведением мы познакомились на уроке? - Кто его автор? - О какой птичке мы узнали из этого произведения? С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает? |
«Песенки подо льдом»
Сладков Н. И. - Оляпка
Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. | |
10. Домашнее задание | Закрепить умения, полученные на уроке | Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы. Стр. 120- 121, задание № 1,2,3 | Дети записывают домашнее задание в дневник | |
Оценочная деятельность | Дать оценку , полученным знаниям. | -Ребята оцените свою работу на уроке | Дети сами оценивают свою деятельность | |