kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Юмор в рассказе Н. Н. Носова  «Федина задача»

Тип урока: Открытие новых знаний с применением технологии проблемного обучения.

Цель: знакомство с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», формирование умения различать понятия «юмор» и «сатира».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе»

Урок литературного чтения в 3 классе

Автор: Антонова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов


Тема: «Юмор в рассказе Н. Н. Носова «Федина задача»

Тип урока: Открытие новых знаний с применением технологии проблемного обучения.

Цель: знакомство с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», формирование умения различать понятия «юмор» и «сатира».

Основные задачи:

Образовательные: дать понятие «юмор», сатира», донести юмор и сатиру до детей.

Развивающие: развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст, развивать внимание, абстрактное мышление, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к чтению, навыки культурного общения, активную личность.

Формируемые УУД:

- познавательные: формирование социокультурных знаний (жанр рассказа, его структура); обучение элементам анализа текста; расширение словарного запаса;

- личностные: оценивание собственной учебной деятельности по критериям, определенным совместно с учителем;

- регулятивные: умение ставить цель, учебную задачу; осуществлять контроль по образцу;

- метапредметные УУД: определять и формировать цель урока; понимать учебную задачу урока; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с  использованием учебной литературы;

- коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь слушать других, умение задавать учебные вопросы; владение монологической и диалогической формами речи.

Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник.

Методы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Приёмы: «До-После», «Корзина понятий».

Ресурсы сети Интернет:

  1. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок».

  2. Разработки уроков, презентации.

Технология: ПДО (проблемное обучение).


Ожидаемые результаты

Метапредметные:


Личностные:

  • осознают значимость чтения для дальнейшего обучения;

  • понимают цель чтения;

  • используют простейшие приемы анализа произведения;

  • устанавливают причинно-следственные связи.


Регулятивные УУД:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

  • соотносить результат с поставленной целью.

Познавательные УУД:

  • определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;

  • определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

  • определять особенности сатирического и юмористического произведения;

  • придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

  • учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;

  • умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

  • способность к самооценке своей работы  на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Оборудование урока

Компьютер, проектор, экран, презентация. Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Карточки с заданиями для групп. Работа с толковым словарем Ожегова. Аудиозапись рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.





Актуализация знаний

Здравствуйте, ребята!

Рассмотрите иллюстрации. К каким произведениям их можно отнести?

Кто автор этих рассказов?

Что вы знаете об этом писателе? Какие он писал произведения?

1.Мишкина каша.

2.Фантазеры.

3.Бобик в гостях у Барбоса.

Н.Н. Носов.

Смешные.

Личностные УУД

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Предметные УУД

соотносить автора и название произведения

Познавательные УУД:  умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме

Постановка учебной проблемы - (побуждающий диалог)

Вы сказали: «Смешные».

Назовите формы смешного в литературе.

Вы смогли выполнить задание?

Почему? В чем затруднение?

Какой возникает вопрос?

Формы смешного в литературе - (фиксирует на доске знак вопроса)

Испытывают затруднение

Нет, не смогли.

Не знаем.

Какие бывают формы смешного?

Регулятивные:

 целеполагание, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

структурирование знаний; 

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей

Поиск решения (побуждающий диалог)


Вывод

Кто нам может помочь ответить на этот вопрос?

Работа с учебником.

Прочитайте статью Н.Н. Носова «О некоторых вопросах комического».

Что вы нового узнали?

А в каком жанре высмеиваются пороки человека?

Прочитайте определение из толкового словарика.


Давайте повторим, что такое юмор, сатира?


Сумели разгадать тайну сатиры и юмора?

Кто нам в этом помог?


Носов написал много детских и забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня познакомимся с одной из них.

Рассказ называется «Федина задача».


Учебник. Словарь.


Какие формы смешного существуют в литературе.


Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

Сатира – художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.


Юмор – добрый смех, осмеивание с оттенком сочувствия.

Сатира – злой, недобрый смех, осмеивание с оттенком негодования.

Да.

Н.Н. Носов и его статья.

Регулятивные:

 целеполагание, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 

структурирование знаний; 

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); установление причинно-следственных связей.


Постановка второй учебной проблемы (побуждающий диалог)

Писатель Сергей Сивоконь считал Носова «чистокровным детским юмористом».

Как вы думаете, какие рассказы писал Н.Н.Носов?

Что же получается? Вопрос был один?

А мнений сколько?

Какой возникает вопрос?


Юмористический или сатирический рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»? (фиксирует на доске вопрос)

Носов писал юмористические произведения. Есть у Носова сатирические произведения.

Юмористические или сатирические произведения пишет Н.Н.Носов?

Поиск решения - (побуждающий диалог)

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Чтение произведения.

1 абзац.

Почему Федя так говорит: «Вот и хорошо, что никого дома не было»

Сможет ли Федя выполнить домашнее задание?

Чтение всего рассказа.

Давайте посмотрим, а какой он Федя Рыбкин?

Как к нему относится автор?

Предметные УУД

прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям;

воспринимать текст на слух

Регулятивные: 

контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;  построение логической цепи рассуждений


Работаем в парах.

Возьмите листочки, запишите положительные и отрицательные качества Феди.

Дайте совет Феде.

Вернемся к нашему первому вопросу, вспомним, что такое юмор и сатира.

Самостоятельная работа (в группах).

Разложите слова в два столбика. В первый - слова, которые отнесете к юмору, другие – к сатире.

  • Осмеивание с оттенком сочувствия

  • осмеивание с оттенком негодования

  • добрый смех

  • гневный смех

  • черта характера вредна только для самого героя

  • черта характера опасна для окружающих


Рассказ Н.Н.Носова «Федина задача» юмористический или сатирический?

+ добрый, имеет чувство юмора, любознательный…

- не может сосредоточиться, не доводит дело до конца, ищет виновных…

Не делай два дела сразу.


Работа в группах: Юмористический и сатирический.

Личностные УУД

соотносить поступки и события

Коммуникативные УУД

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умение работать в паре, в группах

Познавательные УУД

анализ, синтез, сравнение

самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поисково­го характера

определять основную и второстепенную информацию

Личностные УУД

устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом

Познавательные УУД

определять направление текста обосновывать своё

мнение

строить логические цепи рассуждения

Познавательные УУД

устанавливать причинно-следственные связи;

анализ, синтез, сравнение

Регулятивные УУД

соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности

Коммуникативные УУД

-умение работать в паре, в группах;

-умение оформлять свои мысли в устной форме

Вывод:

Поскольку ребята зачастую выполняют уроки и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону и пр., то выходит эта вредная привычка распространяется широко. Значит, это мягкая сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идет о детях).

Проверьте себя, что вы делали, слушая (читая) рассказ – решали задачу или наслаждались концертом? Наслаждались концертом. Решали задачу.

Познавательные УУД

-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;

-высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному

Итог урока

Какая же тема урока?

Что нового открыли для себя в Носове – писателе и человеке?

Какие произведения писал Н.Н. Носов?

Юмор и сатира в рассказе Н.Н.Носова «Федина задача»

Рассказы Н.Н.Носова полезны и поучительны для нас.


Познавательные УУД

-устанавливать причинно-следственные связи.

-анализ, синтез, сравнение

Коммуникативные УУД

-Слушать и слышать других, приходить к общему мнению

Рефлексия

Акцентировать внимание на конечный результат учебной деятельности на уроке.

  • Сегодня на уроке я узнал(а)...

  • Самым интересным для меня было...

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные УУД:

на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Домашнее задание задание по выбору:

  • решить задачу;

  • написать сочинение о Феде Рыбкине;

  • самим написать смешной рассказ.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения в 3 классе

Автор: Антонова Екатерина Владимировна

Дата: 21.03.2021

Номер свидетельства: 576124

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Конспект урока литературного чтения :К.Паустовский   "Корзина с еловыми шишками""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-k-paustovskii-korzina-s-ielovymi-shishkami"
    ["file_id"] => string(6) "253628"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447613437"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Технологическая карта урока литературного чтения на тему:А. Платонов "Еще мама""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_a_platonov_"
    ["file_id"] => string(6) "446009"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513947569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Разработка урока литературного  чтения по  теме: "Украинская  народная сказка "Колосок"" "
    ["seo_title"] => string(89) "razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ukrainskaia-narodnaia-skazka-kolosok"
    ["file_id"] => string(6) "205925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430057368"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Теххнолоогиеская карта урока литературного чтения "Л.Н.Толстой. "Котёнок"""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhkhnoloogieskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_l_n_tolstoi_kotionok"
    ["file_id"] => string(6) "593912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638979667"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства