Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе»
Урок литературного чтения в 3 классе
Автор: Антонова Екатерина Владимировна, учитель начальных классов
Тема: «Юмор в рассказе Н. Н. Носова «Федина задача»
Тип урока: Открытие новых знаний с применением технологии проблемного обучения.
Цель: знакомство с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», формирование умения различать понятия «юмор» и «сатира».
Основные задачи:
Образовательные:дать понятие «юмор», сатира», донести юмор и сатиру до детей.
Развивающие:развивать способность учащихся полноценно воспринимать художественный текст, развивать внимание, абстрактное мышление, способность сравнивать, самостоятельно проводить анализ, делать выводы.
Воспитательные:воспитывать у обучающихся интерес к чтению, навыки культурного общения, активную личность.
Формируемые УУД:
- познавательные: формирование социокультурных знаний (жанр рассказа, его структура); обучение элементам анализа текста; расширение словарного запаса;
- личностные: оценивание собственной учебной деятельности по критериям, определенным совместно с учителем;
- регулятивные: умение ставить цель, учебную задачу; осуществлять контроль по образцу;
- метапредметные УУД: определять и формировать цель урока; понимать учебную задачу урока; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- коммуникативные: планирование и осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; уметь слушать других, умение задавать учебные вопросы; владение монологической и диалогической формами речи.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная, парная.
осознают значимость чтения для дальнейшего обучения;
понимают цель чтения;
используют простейшие приемы анализа произведения;
устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;
соотносить результат с поставленной целью.
Познавательные УУД:
определять черты характера героя и обосновывать своё мнение;
определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
определять особенности сатирического и юмористического произведения;
придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.
Коммуникативные УУД:
формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»;
первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях;
умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;
способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.
Оборудование урока
Компьютер, проектор, экран, презентация. Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Карточки с заданиями для групп. Работа с толковым словарем Ожегова. Аудиозапись рассказа Н.Носова «Федина задача» в исполнении Л. Дурова.
Актуализация знаний
Здравствуйте, ребята!
Рассмотрите иллюстрации. К каким произведениям их можно отнести?
Кто автор этих рассказов?
Что вы знаете об этом писателе? Какие он писал произведения?
1.Мишкина каша.
2.Фантазеры.
3.Бобик в гостях у Барбоса.
Н.Н. Носов.
Смешные.
Личностные УУД
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Предметные УУД
соотносить автора и название произведения
Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме
Постановка учебной проблемы - (побуждающий диалог)
Вы сказали: «Смешные».
Назовите формы смешного в литературе.
Вы смогли выполнить задание?
Почему? В чем затруднение?
Какой возникает вопрос?
Формы смешного в литературе - (фиксирует на доске знак вопроса)
Испытывают затруднение
Нет, не смогли.
Не знаем.
Какие бывают формы смешного?
Регулятивные:
целеполагание, коррекция, саморегуляция;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);установление причинно-следственных связей
Поиск решения (побуждающий диалог)
Вывод
Кто нам может помочь ответить на этот вопрос?
Работа с учебником.
Прочитайте статью Н.Н. Носова «О некоторых вопросах комического».
Что вы нового узнали?
А в каком жанре высмеиваются пороки человека?
Прочитайте определение из толкового словарика.
Давайте повторим, что такое юмор, сатира?
Сумели разгадать тайну сатиры и юмора?
Кто нам в этом помог?
Носов написал много детских и забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня познакомимся с одной из них.
Рассказ называется «Федина задача».
Учебник. Словарь.
Какие формы смешного существуют в литературе.
Юмор – понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.
Юмор – добрый смех, осмеивание с оттенком сочувствия.
Сатира – злой, недобрый смех, осмеивание с оттенком негодования.
Да.
Н.Н. Носов и его статья.
Регулятивные:
целеполагание, коррекция, саморегуляция;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
структурирование знаний;
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);установление причинно-следственных связей.
Постановка второй учебной проблемы (побуждающий диалог)
Писатель Сергей Сивоконь считал Носова «чистокровным детским юмористом».
Как вы думаете, какие рассказы писал Н.Н.Носов?
Что же получается? Вопрос был один?
А мнений сколько?
Какой возникает вопрос?
Юмористический или сатирический рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»?(фиксирует на доске вопрос)
Носов писал юмористические произведения. Есть у Носова сатирические произведения.
Юмористические или сатирические произведения пишет Н.Н.Носов?
Поиск решения - (побуждающий диалог)
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
Чтение произведения.
1 абзац.
Почему Федя так говорит: «Вот и хорошо, что никого дома не было»
Сможет ли Федя выполнить домашнее задание?
Чтение всего рассказа.
Давайте посмотрим, а какой он Федя Рыбкин?
Как к нему относится автор?
Предметные УУД
прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям;
воспринимать текст на слух
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; построение логической цепи рассуждений
Работаем в парах.
Возьмите листочки, запишите положительные и отрицательные качества Феди.
Дайте совет Феде.
Вернемся к нашему первому вопросу, вспомним, что такое юмор и сатира.
Самостоятельная работа (в группах).
Разложите слова в два столбика. В первый - слова, которые отнесете к юмору, другие – к сатире.
Осмеивание с оттенком сочувствия
осмеивание с оттенком негодования
добрый смех
гневный смех
черта характера вредна только для самого героя
черта характера опасна для окружающих
Рассказ Н.Н.Носова «Федина задача»юмористический или сатирический?
+ добрый, имеет чувство юмора, любознательный…
- не может сосредоточиться, не доводит дело до конца, ищет виновных…
Не делай два дела сразу.
Работа в группах: Юмористический и сатирический.
Личностные УУД
соотносить поступки и события
Коммуникативные УУД
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
умение работать в паре, в группах
Познавательные УУД
анализ, синтез, сравнение
самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
определять основную и второстепенную информацию
Личностные УУД
устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом
Познавательные УУД
определять направление текста обосновывать своё
мнение
строить логические цепи рассуждения
Познавательные УУД
устанавливать причинно-следственные связи;
анализ, синтез, сравнение
Регулятивные УУД
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности
Коммуникативные УУД
-умение работать в паре, в группах;
-умение оформлять свои мысли в устной форме
Вывод:
Поскольку ребята зачастую выполняют уроки и одновременно смотрят телевизор, слушают музыку, болтают по телефону и пр., то выходит эта вредная привычка распространяется широко. Значит, это мягкая сатира (не едкая, ироничная, а добрая – ведь речь идет о детях).
Проверьте себя, что вы делали, слушая (читая) рассказ – решали задачу или наслаждались концертом? Наслаждались концертом. Решали задачу.
Познавательные УУД
-понимать цель чтения и осмысливать прочитанное;
-высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному
Итог урока
Какая же тема урока?
Что нового открыли для себя в Носове – писателе и человеке?
Какие произведения писал Н.Н. Носов?
Юмор и сатира в рассказе Н.Н.Носова «Федина задача»
Рассказы Н.Н.Носова полезны и поучительны для нас.
Познавательные УУД
-устанавливать причинно-следственные связи.
-анализ, синтез, сравнение
Коммуникативные УУД
-Слушать и слышать других, приходить к общему мнению
Рефлексия
Акцентировать внимание на конечный результат учебной деятельности на уроке.
Сегодня на уроке я узнал(а)...
Самым интересным для меня было...
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные УУД:
на основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию