Тема: « Е.С. Велтистов «Приключения Электроника. Чемодан с четырьмя ручками»
Цель: познакомить с фантастическим произведением Е.С. Велтистова «Приключения Электроника.»
Задачи урока:
1.Предметные:
-развивать способность учащихся воспринимать художественный текст фантастического жанра;
-развивать умение определять тему, цель урока;
-развивать навык выразительного чтения;
2.Метапредметные:
-развивать творческое мышление;
-развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
-формировать умение работать в парах, группах;
3.Личностные:
- развивать воображение детей;
-формировать умения адекватно оценивать свою работу и работу своих
товарищей.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
-Прозвенел звонок, а это значит, что пора начать урок.
- Сегодня у нас присутствуют гости и им будет очень приятно увидеть, как много вы уже знаете и умеете. Поприветствуйте наших гостей. Садитесь за парты.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке. 2.Речевая разминка.
-У вас на столах листы с известным стихотворением Бориса Заходера прочитайте про себя, шепотом, вполголоса.
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии-
Там царствует Фантазия
Во всём своём всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
(Борис Заходер).
3. Изучение нового материала.
а.) Вступительная беседа.
- Можно ли сказать, что Борис Заходер - фантазёр? Почему?
- А что такое фантазия? (способность что-то придумывать, воображать, чего раньше не существовало: животных, роботов, машины, явления в природе…)
- По Толковому словарю Ожегова. «Фантазия - способность к творческому воображению; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное; причуда».
- Именно благодаря фантазии человек способен творить.
- Откройте учебники на странице 143. Прочитайте, как называется раздел, который мы начнём сегодня изучать. (Страна Фантазия).
-Как вы думаете, если раздел Страна Фантазия, как будут называться произведения? (фантастические).
-Мы будем читать фантастические произведения, ещё говорят- фантастику.
-Фантастика - это прежде всего художественная литература. В фантастических произведениях герои попадают в необычные ситуации, с ними происходят невероятные приключения. Фантастика и сказки тесно связаны, и иногда чёткой границы между этими жанрами провести не удаётся, но в научной фантастике всё же больше вымысла, который впоследствии может стать реальностью.
- Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.
- Кто из вас любит читать фантастику, поднимите руки?
- А смотреть фантастические фильмы?
- А сейчас прозвучит мелодия из знаменитого фантастического фильма. Слайд
- Попробуйте угадать, как назывался фильм (трек «До чего дошёл прогресс»)
- Как же называется фильм? («Приключения Электроника»)
- Кто главный герой фильма? (Сергей Сыроежкин)
- А как вы думаете, какая тема нашего урока? (Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».) - А какую цель поставим перед собой? 1. Познакомиться с новым произведением и его автором.
б.) Рассказ об авторе.
Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Велтистов Евгений Серафимович.
-Прочитайте название повести. Слайд
- Как вы понимаете слово приключение? Приключение - это захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, могут быть смелые подвиги, увлекательные путешествия.
- В Толковом словаре Ожегова: Приключение - это происшествие, неожиданный случай в жизни.
- А Электроник - это кто, как вы думаете?
- Рассмотрите иллюстрацию к произведению. Предположите, о ком пойдет речь в повести?
- Написал «Приключения Электроника» писатель фантаст Евгений Серафимович Велтистов Слайд
- А, что вы знаете об авторе?
- Послушайте сообщение ребят.
в.) Биография автора. Дети рассказывают о писателе. Слайд
1 уч. Евгений Серафимович Велтистов. Родился в Москве 21 июля в 1934 году в семье военного инженера. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк». Евгений Велтистов был очень худой. И поэтому казался ещё длинней. В многоэтажном доме редакция занимала три этажа. И когда в праздничные дни вывешивали весёлую стенгазету, Велтистова изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище на втором, а бегущие ноги на первом.
2 уч.Как возник образ «Электроника - мальчика из чемодана»?
Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть? Может там… электронный мальчик? Вошел в купе, открыл чемодан и ахнул! Оказывается, писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся…. Пришлось писателю у моря почитать вволю.
3 уч. Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси - неуловимый друг» и «Победитель невозможного». А когда на телеэкран вышел фильм «Приключения электроника», поставленный по сценарию Евгения Велтистова - успех превзошёл ожидания. За сценарий трёх серийного фильма он получил в 1982 году государственную премию. Этот фильм и сегодня показывают по телевидению. Евгений Серафимович Велтистов оставил нам много хороших книг. Умер Велтистов в 1989 году.
-Что интересного узнали? (ответы детей).
4. Словарная работа.
- Прежде чем читать отрывок, давайте разберём слова, которые могут вызвать у вас затруднение.
– Прочитайте слова на доске выделяя ударение, объясните значения слов.
Конгре'сс-это собрание учёных.
Киберне'тика – наука об автоматических системах управления; одно из направлений кибернетики – созданиероботов.
Киберне'тики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Футля'р- вместилище для хранения чего –либо
Контраба'с- это самый большой по размеру струнный музыкальный инструмент. похожий на скрипку и виолончель Слайд
Генера'тор – это устройство предназначенное для производства какого либо вещества.
Кибернети'ческий мальчик – мальчик – робот.
Нейло'н- похожее на шёлк синтетическая ткань.
2.Первичное чтение текста с остановками.
- Будем читать отрывок по частям и обозначать, возьмите простой карандаш.
а.)Чтение и анализ первой части.(1-ая часть до слов:…И директор удалился.)
- Мы прочитали первую часть. Давайте выясним в парах, что мы узнали.
-Задайте вопросы друг другу по содержанию этой части.(1 минута на обсуждение-работа в парах).
( -Кто приехал на конгресс? -Что привёз профессор с собой?-Каким он нам показался?)