«Во все времена человек любил пофантазировать. Страшные или милые фантазии о добрых и злых духах, о непонятных явлениях природы наполняют все народные сказки.
Постепенно человек узнавал всё больше и больше об окружающем мире, и сам мир этот переставал быть непонятным, загадочным, мрачным. Человек понял, что может разгадать многие загадки мира. С помощью науки он попытался даже заглянуть в будущее. Стал мечтать о том, какая жизнь наступит, когда человек овладеет всеми силами природы.
Так возникла в литературе научная фантастика, дающая источник мысли и простор фантазии человека».
Работа над новым материалом
—Сегодня мы впервые познакомимся с таким жанром литературы, как фантастическая повесть и с её автором Евгением Серафимовичем Велтистовым.
Знакомство с биографией автора и героями произведения.
—Как вы поняли, кем был Электроник?
Музыкальная пауза
—Какое значение для человека имеют роботы?
Первичное чтение произведения
- Понравился ли вам отрывок? Чем?
Комментированное чтение 1 главы.
- Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)
- Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)
- О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)
- Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)
- Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ? (Воздушное такси - маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)
- Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?
( Робот был похож на обычного мальчика.)
- Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот? (Ответы учащихся)
- Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
- Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)
-. Что же произошло? ( Робот получил заряд высокого напряжения.)
- Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)
- Как это повлияло на поведение Электроника?
( Прыгает со второго этажа и убегает.)
- Профессор встревожен. Предположите, почему?
( Электроник окажется среди людей.)
- Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте. (Ответы детей.)
Конгресс - собрание ученых.
Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.
Кибернетики - ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.
Робот - это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.
Вывод: Интересна история об Электронике? (История об Электронике заряжает энергией тех, кому интересна наука, достижения человечества.)
Работа в парах. Тест(приложение)
Итог урока.
- Какой раздел начали изучать на занятии?
- С каким произведением познакомились?
- Кому бы вы посоветовали прочитать эту книгу?
Рефлексия.
- Кому было интересно и урок понравился?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кто захотел прочитать все истории «Приключение Электроника»?