Развивать коммуникативные качества: формировать навыки работы в группе.
Воспитывать любовь к родному языку, родной природе, эстетическое воздействие на детей через слово, живопись и музыку.
Оборудование:
карточки для работы в группах;
презентационное сопровождение урока;
компьютер;
проектор;
альбомный лист, простой карандаш;
оценочный лист,
выставка книг А.А. Блока.
Ход урока
Организация учащихся к началу учебной деятельности.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, у нас с вами очередной урок литературного чтения.
-Как вы думаете, для чего нам нужны уроки литературного чтения?
- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока? ( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку).
- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
повторение правил работы в группах
Правила работы группы:
- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа
- в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему
- выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готов ответить от имени группы
- как только завершите работу, возьмитесь за руки
- как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина
- будьте внимательны к ответам каждой группы
Распределение ролевого участия в группе:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
4) критик- контролёр – проверяет соответствие и оценивает, подвергает сомнению мнение группы.
3.Проверка домашнего задания.( работа в группах)
- Какой жанр литературы мы называем пейзажной лирикой?
Пейзажная лирика - это восхищение природой с помощью поэтического слова, обожествление.
Какова основная задача пейзажной лирики? (передать чувства)
«Охота за сокровищами». (Учитель составляет вопросы) Вопросы могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы учебника.
- Определи, какой период осени описывает поэт?
- Найди приметы осени, описанные в стихотворении
- Что описывает поэт? (Уголок природы).
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какие чувства овладели поэтом?
- Найди признаки осени, описанные в стихотворении Майкова «Осень»?
-Какие чувства испытывает поэт осенью? Изменяется ли его настроение? Почему? В каких строках?
-Почему автор весел? (За осенью придёт зима, а потом весна, в природе не бывает плохого времени года.)
- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении?
4.Сообщение темы и цели урока.
Я вам прочитаю стишок, подумайте, кому могли его читать?
Жил на свете котик милый,
Постоянно Был уныЛый,
Отчего - никто не знал,
Котя это не сказал.
Этот стишок читали детям.
Приём «Ловушка» - учащимся предлагается выполнить задание, нацеленное на выделение основной информации.
В данном тексте зашифрована фамилия русского поэта, творчество которого мы сегодня будем изучать на уроке. ( Блок)
Да и написал его ребёнок - пятилетний мальчик Саша Блок.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Александра Александровича Блока.
5.Первичное восприятие и осознание нового материала.
Биография поэта.
Детство Блока прошло в Петербурге и в подмосковном имении Шахматове. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли своё воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Первые стихи он написал в пять лет. А в тринадцать лет вместе с братьями стал издавать рукописный журнал. В журнале он был главным редактором, главным автором, главным художником.
Его стихи печатались в разных журналах, выходили отдельными сборниками.
-Ребята, а сейчас я хочу, чтобы вы самостоятельно наши ответы на некоторые вопросы из биографии поэта.
Самостоятельное добывание знаний. Работа в группах.
1группа. Кто был самым близким для Саши Блока?
2группа. Что любил слушать и знал наизусть?
3группа. Во что любил играть?
4группа. Кого любил до страсти, к кому питал нежность?
5 группа. Почему А. Блоку было «на роду написано» заниматься литературой?
6группа. Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?
Каждая группа получает биографию поэта. Для каждой группы написан вопрос.
Чем увлекался в старших классах и почему не стал юристом?
Дед, бабушка, мать, тётки – были для Саши Блока самыми близкими людьми. Его дед – знаменитый учёный, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом детских лет. С детских лет Блока и до самого конца его жизни самым близким ему человеком была мама, она была его совестью, как он сам любил говорить.
В детстве Блок любил слушать сказки Пушкина, стихи Жуковского, детские рассказы разных писателей, многие из которых знал наизусть. А больше всего ему нравилась сказка « Сказка о царе Салтане …».
Играл он всего охотнее в « кирпичики», в некрашеные деревянные чурочки, из которых дети обычно складывают дома, а в его играх они изображали людей, кондукторов, лошадок. Увлечения поглощали его целиком. Особенно корабли. Он рисовал их во всех видах, развешивал по стенам детской, дарил родным.
Животных мальчик любил до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами, Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей – словом, всё живое.
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения. Им написано около 300 стихотворений.
Выставка книг.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. ( более 30 стихотворений для детей)- «На лугу», «После грозы», «Сны», «Ворона»
Приём «Соотнеси картинки».( подводка к профессии учитель)
На картинках изображение людей разных профессий, на других – предметы труда.
Учащиеся должны соотнести их по смыслу: врач – шприц,
шофер – руль, лётчик – самолёт, учитель - дети, книга и т.д.
- подними рисунок изображение, который является отгадкой на загадку.
В школе учит он детей. Строг, но все прощает. Помогает стать умней, Все он объясняет.
Учитель – одна из древнейших профессий. На свете. Уже в глубокой древности, когда люди жили племенами и охотились на мамонтов, самые опытные и мудрые воины становились воспитателями для младших, учили их премудростям охоты.
Звуковое восприятие стихотворения Блока «Учитель»
- А сейчаспослушайте стихотворение и постарайтесь почувствовать настроение автора (звучит стихотворение)
6.Работа над стихотворением.
-Каким настроением наполнено стихотворение?
– Какие картины представили, слушая стихотворение?
– С каким чувством поэт пишет об учителе?
Первичное чтение учащимися стихотворения.
- Назовите главного героя стихотворения (усталый учитель)
Приём «Ассоциативный куст» ( по группам)
Назовите, какие прилагательные использует для описания портрета учителя Блок? ( Старый, заслуженный, усталый, добрый, упорный, ответственный.) По жанру- это бытовая лирика.
Средства художественной выразительности в стихотворении "Учитель" Эпитеты: косыми лучами, белый туман, старый учитель, упрямых ребяток, голову седую ( определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения) Метафоры: мирно сидит, звонко кричит, светит лучами, дети врассыпную.
Метафора — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.)
Главная мысль стихотворения "Учитель" Тяжела работа учителя, но очень важна и ответственна.
Работа над репродукцией картины «В сельской школе».
Художник Владимир Егорович Маковский, 1883. Художник изобразил типичную сельскую школу XIX века:
Владимир Маковский — русский художник, яркий представитель Товарищества передвижных выставок. Живописец родился в известной московской артистической семье, его отец и братья также были художниками.
Художник изобразил типичную сельскую школу XIX века: занятия проходят в избе, за большим столом, на лавках сидят разновозрастные дети. Маковский проявлял искренний интерес к своим героям: образ каждого ребёнка индивидуален, у каждого есть свой характер и своя маленькая история. Работам художника свойственен психологизм: характерные позы, выразительные жесты и мимика героев усиливают впечатление зрителя. Полотно «В сельской школе» отличается тёплым колоритом. Картина наполнена солнечным светом, освещающим незамысловатый интерьер крестьянской избы. Выразительные средства служат главной задаче художника: показать мир детства крестьянских детей.
Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина); б) что изображено на переднем плане; в) что изображено на заднем плане картины; г) описать основных героев картины (если они есть); д) детали картины; е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передаёт эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
8.Составь пословицы, объясни их значение. ( по группам)
Пословицы к стихотворению "Учитель" Учитель в школе, что посев в поле. От умного научишься, от глупого разучишься. Учитель один не считает годин. Почитай учителя, как родителя. Ученику - удача, учителю - радость.
9.Закрепление изученного материала ( таблица) «Вопрос – ответ» - учитель либо ученики друг другу, работая в группах, задают вопросы для проверки понимания изучаемого материала.
10.Подведение итогов.
-Какова тема стихотворения?
-Какие чувства, настроение выразил поэт?
-Познакомившись со стихотворением, что вы можете сказать о А.А. Блоке как о человеке?
Приём «Синквейн»
Учитель. Домашний, дополнительный. Занимается, навёрстывает, объясняет. Расскажет о всех нюансах предмета. Репетитор.