kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения А.М. Горький "Случай с Евсейкой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся познакомятся с произведением А. М. Горькоо "Случай с Евсейкой";научатся определять тему и главную мысль произведения, оценивать события,поступки героев,переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения А.М. Горький "Случай с Евсейкой"»



Учитель:

Лакутина Валентина Васильевна

Тема:

М. Горький «Случай с Евсейкой»

Класс:

3 «А»

Цель:

познакомить с содержанием произведения М. Горького «Случай с Евсейкой».

Задачи:

- создать условия для ознакомления с жизнью и творчеством М. Горького;

- формировать умения определять тему и главную мысль произведения;

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- учить оценивать события, поступки героев произведения;

- способствовать развитию речи учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- развивать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

- переносят примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт;

- формировать нравственно – эстетические ценности.

Предметные УУД:

познакомятся с произведением М. Горького;

научатся определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, поступки героев произведения.

Метапредметные УУД:

познавательные: прогнозируют содержание раздела; сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читают в соответствии с целью чтения; составляют план работы по решению учебной задачи урока в группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;

коммуникативные: выстраивают иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении.

Ресурсы:

– учебник «Литературное чтение» 3 класс с аудиоприложением на электронном носителе 2 ч. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. М.: Просвещение, 2013;

- Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. М.: Просвещение, 1990;

- Энциклопедия. Жизнь животных. М.: Просвещение, 1988;

- выставка книг писателя;

компьютер, интерактивная доска, презентация о жизни и творчестве писателя.

Тип урока:

урок «открытия» нового знания





Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организация начала урока

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся.

- Какой сегодня хороший день! Наша школа принимает гостей. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

- «Умную книгу читать – знания прибавлять». Гласит народная мудрость.

- Как вы понимаете смысл пословицы?


Сообщают о готовности
к уроку. Определяют самоготовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают.



- Когда читаешь книгу, то узнаёшь что – то новое.


Слушают в соответствии

с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1. Проверка домашнего задания.

2. Анализ названия раздела

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Расскажите об интересных случаях, которые произошли в вашей жизни.

- Какие черты характера проявились у вас в этих случаях?

- Кто из вас может сказать, о чём сегодня пойдёт разговор?

- Мы закончили работу по первой части учебника. Перед вами – вторая часть. Откроем учебник.

- Как называется первый раздел?

Перед вами текст произведения, над которым мы будем сегодня работать.

- Как он называется?


Ученики рассказывают об интересных случаях. Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.


- Смелость, находчивость, решительность.

Будут перечислять всевозможные варианты.

(Возможно, кто-то скажет, что речь пойдёт о каких-то случаях).


- Первый раздел называется «Были – небылицы»


- Рассказ называется «Случай с Евсейкой»





Принимают

и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют
высказанные

мнения по существу полученного за-

дания.


III.Выявление места и причины затруднения




- Мы можем предположить о чём это произведение?

- Почему произведение русского писателя «Случай с Евсейкой» помещено в раздел «Были - небылицы»?

Размышляют и отвечают на вопросы.

- В рассказе с кем- то произойдёт какой – то случай.

- Это произведение или быль, или небылица. А точно ответить мы пока не можем.

Принимают

и сохраняют учебную

цель и задачу.


IV. Построение проекта

выхода из затруднения

- Что мы должны сделать, чтобы правильно ответить на этот вопрос?

Отвечают на вопрос.

- Будем внимательно читать этот текст.


V. Реализация построенного проекта

1.Подготовка к восприятию произведения.










- Обычно над произведением мы работаем по плану.

Давайте вспомним план анализа произведения.

- О чем мы рассказываем в самом начале?

(На доске появляется карточка с первым пунктом плана).

План анализа произведения

1.Рассказ о жизни и творчестве писателя.

- Далее о чем мы должны рассказать?

(На доске появляется карточка с 2 пунктом плана).

2.История создания произведения.

- Мы проводим …

(На доске появляется карточка с 3 пунктом плана.

3.Словарная работа.

- После словарной работы мы обычно …

(На доске появляется карточка с 4 пунктом плана).

4.Чтение текста.

-Прочитав текст, мы обычно….

(На доске появляется карточка с 5 пунктом плана).

5.Беседа по содержанию текста.

- Вот теперь мы должны дать ….

(На доске появляется карточка с 6 пунктом плана).

6.Характеристика главного героя.

- Настало время определить…

(На доске появляется карточка с 7 пунктом плана).

7.Определение жанра произведения.

- С какой цель писатель написал это произведение?

- Очень важно назвать…

(На доске появляется 8 пункт плана).

8.Какая главная мысль произведения?









- Мы рассказываем о писателе.



- Когда он написал это произведение? -Почему автор написал это произведение?

- Словарную работу.




- Читаем произведение с карандашом в руках.





- Отвечаем на вопросы.




- Даём характеристику героя.


- Жанр произведения.




- Определяем главную мысль произведения.
















2.Знакомство с биографией писателя


- Прочитаем первый пункт плана.

- Что вы знаете об авторе этого произведения?

- Послушаем интересную информацию о жизни и творчестве писателя, которую подготовили дети.

- А где мы можем найти информацию о жизни и творчестве М. Горького?

- А кто вам может помочь?

Рассказ детей учитель сопровождает показом слайдов.

Прочитаем второй пункт плана.

- Мы с вами ответили на 2 пункта плана.

Отвечают на вопросы.

- Имя этого писателя незнакомо.

- Из книг, из энциклопедии, из интернета.

- Нам могут помочь учитель, родители, библиотекарь.

Дети показывают источники информации.

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве писателя.

Слушают рассказы, рассматривают слайды.

Учащиеся рассказывают историю написания произведений для детей.









Адекватно воспринимают информацию
с опорой
на наглядность



3.Чтение произведения













- Прочитаем 4 пункт плана.

Организует первичное прослушивание отрывка из текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.

– Сейчас вы внимательно прослушаете отрывок из текста в исполнении артистки Большого театра. Обратите внимание на выразительность чтения.

Чтение учителем.

Чтение учащимися.






Читают 4 пункт плана.

Слушают аудиозапись, слушают чтение учителя, выразительно читают.
























4. Словарная работа
























VI.Первичное закрепление

с проговариванием

во внешней речи.


1. Беседа по прочитанному произведению.

Выборочное чтение

































2.Самостоятельная работа

Работа в группах.
















Продолжаем беседу по прочитанному произведению.









Проводит словарную работу.

– Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой». (На доске – карточки со словами).

- А значение каких слов вы может быть знаете?

- Где мы можем найти значение слова…

Показ слайдов.

Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина
до 60 см.

Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов.

Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент.

Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м.

Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов.

Сепии – то же, что каракатицы.

Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.


- Прочитаем 5 пункт плана.

Проводит работу по обсуждению текста после первичного чтения.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

– Что делал Евсейка на берегу моря? Что с ним случилось? Прочитайте.

– Испугался Евсейка, когда попал на морское дно?

- Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.

- Реальные или сказочные это животные?

- Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?

- Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой..

- Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»

- Прочитайте, как мальчик объяснил рыбам, что такое папа?


- Прочитайте, чего он испугался?


- Почему же он не заплакал, испугавшись?


- Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.


- Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?


- Что придумал Евсейка, чтобы выбраться из морского плена?



- Прочитаем 6 пункт плана.

- Предположим, я не читала этого произведения.

Расскажите мне о главном герое. Какой он?

Организует и проводит работу в группах.

– Докажите отрывком из текста, что Евсейка - смелый мальчик. (1 группа)

– Докажите отрывком из текста, что Евсейка- сообразительный мальчик. (2 группа)

-– Докажите отрывком из текста, что Евсейка не паникует, а ищет возможность выбраться из этого морского плена.(3 группа)

- Докажите отрывком из текста, что Евсейка – находчивый мальчик. (4 группа)

- Докажите отрывком из текста, что Евсейка – осторожный мальчик. (5 группа).

- Вы всё сказали правильно.



Прочитаем 7 пункт плана.

- К какому жанру относится данное произведение?

Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся.

- Это рассказ? Вспомним, что такое рассказ. Ответ аргументируйте.

- А что в данном произведении вам показалось нереальным.

- Тогда какие эти события?

- Какой сделаем вывод?

- К какому жанру мы отнесём прочитанное произведение?

- Правильно. Молодцы!


Объясняют значения слов.

Работают с толковым словарем, энциклопедией жизнь животных.



Значение одного слова находят в «Словаре русского языка» С. И.Ожегова






















- Он ловил рыбу и задремал. Читают отрывок из текста.

-Евсейка не испугался.



Находят и читают отрывок из текста от слов «…Ползет не торопясь…» и до слов «…везёт свою раковину рак отшельник».


- Что рыбы разговаривают.


Находят и читают отрывок от слов

«…- Глядите – ко! Вот чудище приплыло…»





Находят и читают отрывок от слов «…- Так себе…Вроде меня…»



Находят и читают отрывок от слов «… Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!..»



- Евсейка не стал плакать, потому что в воде слёз не видно.


Находят и читают отрывок от слов «...Проплыла мимо сепия…»



- Стал смотреть на всё беззаботно и ласково.



- Евсейка стал играть с большой рыбой.






Работают в группах.

Думают, рассуждают, делают вывод.


















Отвечают на вопросы.





- Нет. В рассказе происходит реальное событие.

- Рыбы разговаривают. Мальчик не мог столько времени находиться под водой.


- Эти события вымышленные.


- Это сказка.



Делают выводы, извлекают информацию из различных

источников.































VII.Включение в систему знаний и повторение.









VIII.Итог урока.








IX.Рефлексия.








X.Домашнее задание


- Прочитаем последний пункт нашего плана.

- Подумайте и скажите, какая основная мысль произведения?

- В каких пословицах отражена главная мысль произведения «Случай с Евсейкой»?
Не верь тишине морской: тихо море, покуда на берегу стоишь.
Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй.



Организует подведение итогов урока с помощью беседы по вопросам:

- С каким писателем мы сегодня познакомились?

- Какое произведение мы прочитали на уроке?

- Что особенно вас заинтересовало?

Выставление оценок.



Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое – что чуть- чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё – таки учиться.

(Выбрать предложение, которое соответствует твоему эмоциональному состоянию).



Объясняет домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение сказки.

- Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду.


- В самой трудной ситуации надо собраться с силами и искать выход.

Объясняют значение пословиц.

Отвечают на вопрос.

- На берегу моря надо быть осторожным.

Не терять бдительность.

- Не надо плакать, не надо расслабляться, надо искать выход из проблемной ситуации.




Отвечают на вопросы.








Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения А.М. Горький "Случай с Евсейкой"

Автор: Лакутина Валентина Васильевна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532243

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Презентация для урока литературного чтения. М. Горький «Случай с Евсейкой»"
    ["seo_title"] => string(75) "prezentatsiia_dlia_uroka_literaturnogo_chteniia_m_gorkii_sluchai_s_evseikoi"
    ["file_id"] => string(6) "546554"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1586833719"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Материал для самостоятельной работы с текстом произведения М.Горького "Случай с Евсейкой" "
    ["seo_title"] => string(99) "matierial-dlia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-proizviedieniia-m-gor-kogho-sluchai-s-ievsieikoi"
    ["file_id"] => string(6) "237393"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444308731"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Литературное чтение. 3 класс Тема урока : "М.Горький "Случай с Евсейкой""
    ["seo_title"] => string(67) "literaturnoe_chtenie_3_klass_tema_uroka_m_gorkii_sluchai_s_evseikoi"
    ["file_id"] => string(6) "599434"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1643808105"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Разработка урока по литературному чтению 3 класс"
    ["seo_title"] => string(50) "razrabotka_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "631875"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684479677"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Максим Горький "Случай с Евсейкой" урок литературного чтения в 3 классе УМК "Школа России""
    ["seo_title"] => string(80) "maksim_gorkii_sluchai_s_evseikoi_urok_literaturnogo_chteniia_v_3_klasse_umk_shko"
    ["file_id"] => string(6) "598312"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1642611418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства