Организация начала урока I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. - Какой сегодня хороший день! Наша школа принимает гостей. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. - «Умную книгу читать – знания прибавлять». Гласит народная мудрость. - Как вы понимаете смысл пословицы? | Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность к уроку («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»). Внимательно слушают. - Когда читаешь книгу, то узнаёшь что – то новое. | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии 1. Проверка домашнего задания. 2. Анализ названия раздела | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. - Расскажите об интересных случаях, которые произошли в вашей жизни. - Какие черты характера проявились у вас в этих случаях? - Кто из вас может сказать, о чём сегодня пойдёт разговор? - Мы закончили работу по первой части учебника. Перед вами – вторая часть. Откроем учебник. - Как называется первый раздел? Перед вами текст произведения, над которым мы будем сегодня работать. - Как он называется? | Ученики рассказывают об интересных случаях. Внимательно слушают. Отвечают на вопросы. - Смелость, находчивость, решительность. Будут перечислять всевозможные варианты. (Возможно, кто-то скажет, что речь пойдёт о каких-то случаях). - Первый раздел называется «Были – небылицы» - Рассказ называется «Случай с Евсейкой» | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного за- дания. |
V. Реализация построенного проекта 1.Подготовка к восприятию произведения. | - Обычно над произведением мы работаем по плану. Давайте вспомним план анализа произведения. - О чем мы рассказываем в самом начале? (На доске появляется карточка с первым пунктом плана). План анализа произведения 1.Рассказ о жизни и творчестве писателя. - Далее о чем мы должны рассказать? (На доске появляется карточка с 2 пунктом плана). 2.История создания произведения. - Мы проводим … (На доске появляется карточка с 3 пунктом плана. 3.Словарная работа. - После словарной работы мы обычно … (На доске появляется карточка с 4 пунктом плана). 4.Чтение текста. -Прочитав текст, мы обычно…. (На доске появляется карточка с 5 пунктом плана). 5.Беседа по содержанию текста. - Вот теперь мы должны дать …. (На доске появляется карточка с 6 пунктом плана). 6.Характеристика главного героя. - Настало время определить… (На доске появляется карточка с 7 пунктом плана). 7.Определение жанра произведения. - С какой цель писатель написал это произведение? - Очень важно назвать… (На доске появляется 8 пункт плана). 8.Какая главная мысль произведения? | - Мы рассказываем о писателе. - Когда он написал это произведение? -Почему автор написал это произведение? - Словарную работу. - Читаем произведение с карандашом в руках. - Отвечаем на вопросы. - Даём характеристику героя. - Жанр произведения. - Определяем главную мысль произведения. | |
2.Знакомство с биографией писателя | - Прочитаем первый пункт плана. - Что вы знаете об авторе этого произведения? - Послушаем интересную информацию о жизни и творчестве писателя, которую подготовили дети. - А где мы можем найти информацию о жизни и творчестве М. Горького? - А кто вам может помочь? Рассказ детей учитель сопровождает показом слайдов. Прочитаем второй пункт плана. - Мы с вами ответили на 2 пункта плана. | Отвечают на вопросы. - Имя этого писателя незнакомо. - Из книг, из энциклопедии, из интернета. - Нам могут помочь учитель, родители, библиотекарь. Дети показывают источники информации. Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве писателя. Слушают рассказы, рассматривают слайды. Учащиеся рассказывают историю написания произведений для детей. | Адекватно воспринимают информацию с опорой на наглядность |
4. Словарная работа VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 1. Беседа по прочитанному произведению. Выборочное чтение 2.Самостоятельная работа Работа в группах. Продолжаем беседу по прочитанному произведению. | Проводит словарную работу. – Выясним значения слов, которые встретятся в рассказе «Случай с Евсейкой». (На доске – карточки со словами). - А значение каких слов вы может быть знаете? - Где мы можем найти значение слова… Показ слайдов. Лангусты – семейство беспозвоночных отряда десятиногих ракообразных. Длина до 60 см. Актинии (морские анемоны) – отряд морских кишечно-полостных клеточных коралловых полипов. Кларнет – деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Голотурии (морские огурцы, морские кубышки) – класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от 2 мм до 2 м. Авиатор – специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов. Сепии – то же, что каракатицы. Сифонофоры – колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи. - Прочитаем 5 пункт плана. Проводит работу по обсуждению текста после первичного чтения. - Какие чувства вызвало у вас это произведение? – Что делал Евсейка на берегу моря? Что с ним случилось? Прочитайте. – Испугался Евсейка, когда попал на морское дно? - Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне. - Реальные или сказочные это животные? - Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? - Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.. - Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?» - Прочитайте, как мальчик объяснил рыбам, что такое папа? - Прочитайте, чего он испугался? - Почему же он не заплакал, испугавшись? - Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки. - Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг? - Что придумал Евсейка, чтобы выбраться из морского плена? - Прочитаем 6 пункт плана. - Предположим, я не читала этого произведения. Расскажите мне о главном герое. Какой он? Организует и проводит работу в группах. – Докажите отрывком из текста, что Евсейка - смелый мальчик. (1 группа) – Докажите отрывком из текста, что Евсейка- сообразительный мальчик. (2 группа) -– Докажите отрывком из текста, что Евсейка не паникует, а ищет возможность выбраться из этого морского плена.(3 группа) - Докажите отрывком из текста, что Евсейка – находчивый мальчик. (4 группа) - Докажите отрывком из текста, что Евсейка – осторожный мальчик. (5 группа). - Вы всё сказали правильно. Прочитаем 7 пункт плана. - К какому жанру относится данное произведение? Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся. - Это рассказ? Вспомним, что такое рассказ. Ответ аргументируйте. - А что в данном произведении вам показалось нереальным. - Тогда какие эти события? - Какой сделаем вывод? - К какому жанру мы отнесём прочитанное произведение? - Правильно. Молодцы! | Объясняют значения слов. Работают с толковым словарем, энциклопедией жизнь животных. Значение одного слова находят в «Словаре русского языка» С. И.Ожегова - Он ловил рыбу и задремал. Читают отрывок из текста. -Евсейка не испугался. Находят и читают отрывок из текста от слов «…Ползет не торопясь…» и до слов «…везёт свою раковину рак отшельник». - Что рыбы разговаривают. Находят и читают отрывок от слов «…- Глядите – ко! Вот чудище приплыло…» Находят и читают отрывок от слов «…- Так себе…Вроде меня…» Находят и читают отрывок от слов «… Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!..» - Евсейка не стал плакать, потому что в воде слёз не видно. Находят и читают отрывок от слов «...Проплыла мимо сепия…» - Стал смотреть на всё беззаботно и ласково. - Евсейка стал играть с большой рыбой. Работают в группах. Думают, рассуждают, делают вывод. Отвечают на вопросы. - Нет. В рассказе происходит реальное событие. - Рыбы разговаривают. Мальчик не мог столько времени находиться под водой. - Эти события вымышленные. - Это сказка. | Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. |
VII.Включение в систему знаний и повторение. VIII.Итог урока. IX.Рефлексия. X.Домашнее задание | - Прочитаем последний пункт нашего плана. - Подумайте и скажите, какая основная мысль произведения? - В каких пословицах отражена главная мысль произведения «Случай с Евсейкой»? Не верь тишине морской: тихо море, покуда на берегу стоишь. Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй. Организует подведение итогов урока с помощью беседы по вопросам: - С каким писателем мы сегодня познакомились? - Какое произведение мы прочитали на уроке? - Что особенно вас заинтересовало? Выставление оценок. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое – что чуть- чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё – таки учиться. (Выбрать предложение, которое соответствует твоему эмоциональному состоянию). Объясняет домашнее задание. - Подготовить выразительное чтение сказки. - Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся эпизоду. | - В самой трудной ситуации надо собраться с силами и искать выход. Объясняют значение пословиц. Отвечают на вопрос. - На берегу моря надо быть осторожным. Не терять бдительность. - Не надо плакать, не надо расслабляться, надо искать выход из проблемной ситуации. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | |