Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 3 класс Тема урока : "М.Горький "Случай с Евсейкой"»
Тема: М.Горький «Случай с Евсейкой».
Цели: продолжить знакомство с рассказом Максима Горького «Случай с Евсейкой».
Задачи: продолжить знакомить учащихся с рассказом М. Горького; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно; проанализировать содержание сказки; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания; развивать творческие возможности, фантазию, наблюдательность; воспитывать любовь к природе, к окружающему миру, интерес к чтению.
Оборудование: портрет М. Горького, карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака,
ни на нас - весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
Прочитайте способом «птичий базар» (еще: орфографически, орфоэпически, с ускорением, сердито, весело, выразительно).
III. Работа по теме урока
1. Беседа
Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они? (Да, узнали. Это из рассказа «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.)
2. Анализ рассказа
Какой необычный случай произошел с Евсейкой? (Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал.)
3. Выборочное чтение
Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке. (Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, сифонофоры.)
Реальные или сказочные это животные? (Это реальные морские животные.)
Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне? (Он удивился тому, что рыбы разговаривали.)
Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?»? (Он сказал, что узнал об этом от папы.)
Как мальчик объяснил рыбам значение слова «папа»? (Он объяснил так: «Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»)
Чего он испугался? (Он испугался того, что его сейчас съедят.)
Почему же он не заплакал, испугавшись? (Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать.)
Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
Как Евсейка старался смотреть на все вокруг? (Он старался смотреть на все беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.)
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, с какой интонацией нужно читать.
Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
VI. Проверка домашнего задания
Дома вы нарисовали иллюстрации. Покажите их и расскажите, к какому отрывку вы их нарисовали.
VII. Рефлексия
Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Почему это произведение помещено в разделе «Были и небылицы»?