Тема урока | Н.А.Некрасов " Не ветер бушует над бором..." |
Цель урока (в соответствии с примерной рабочей программой) | Учить определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль; учить анализировать поэтический текст; учить читать стихи выразительно |
Тип урока | Урок открытия «нового» знания |
Основные термины и понятия (которые освоят ученики в результате изучения темы) | Воевода, обоз, палица, владения (владенья), дозор, метафора |
Межпредметные связи (указывается предмет, тема) | Изобразительное искусство тема "Картины природы", окружающий мир " Превращения и круговорот воды" |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формируемые 1) знания: познакомятся с новым произведением; научатся читать осознанно, выразительно, выражая авторское настроение; будут использовать приёмы интонационного чтения 2) познакомятся с новым художественно-литературным средством - метафорой 3) умения: учащиеся будут правильно определять времена года, работать с пословицами; определять тему и главную мысль произведения; познакомятся с выставкой книг | Формируемые УУД: Познавательные: Учащиеся получат возможность ознакомиться с новыми понятиями; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации; овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. Регулятивные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать её, оценивать результат деятельности, осваивать способы решения проблем поискового характера. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, осуществлять коллективную работу, работу в парах, принимать участие в обсуждении. | Будут созданы условия для формирования у ученика: проявления интереса к поэзии; мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения, умения работать в парах, в группе, уважая мнение другого лица; получать эстетическое удовольствие от чтения книг русских классиков |
Этапы урока |
Формы, методы, приемы организации учебной деятельности учителем (краткое содержание предлагаемых учебных ситуаций, заданий, основных вопросов). | Деятельность учащихся |
1. Мотивационно-ориентировочный этап |
1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.). Произведения какого раздела вы начали читать? Прочитайте стихотворение наизусть. | . Высказывание учащихся Чтение наизусть |
1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности). Чтение пословиц о зиме и осени. Соотнесение со словами поэта 1.3 О каком времени года прочитали? Прочитайте пословицы | Высказывают предположения. Учащиеся читают составленные пословицы. |
2. Поисковый этап (планирование деятельности) |
2.1. Планирование деятельности (поиск способов выхода из затруднения, составление коллективного плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др.) Предположите, о чём произведение, с которым познакомимся на уроке. | Высказывают свои мысли. Высказывают предположения. Выставка книг. Учащиеся определяют автора. |
2.2. Фиксация плана (в устной или письменной форме, графической модели и др.) Как вы бы предложили построить урок ознакомления с новым текстом? | Алгоритм работы на уроке: - продолжить знакомство с творчеством поэта; - познакомиться с новым произведением; - выразить свои мысли по прочитанному |
3. Практический этап (реализация плана) |
3.1. Открытие «нового» знания. Словарная работа, работа над значением слов | Чтение слов, обращение к словарю Высказывание детей |
3.2. Воспроизведение и применение знаний, формирование умений, предметных способов действий, создание и проверка алгоритма и др. Послушайте и подумайте, можно ли соотнести пословицы о зиме и это произведение. Текст прослушивается в исполнении актера. 1)Прочитаем стихотворение и ближе присмотримся к главному герою. Чтение цепочкой. Каким вы себе представили Мороза - воеводу? 2) Почему поэт называет Мороза воеводой? - Какие воины у “Мороза-воеводы”? 3) Выборочное чтение: -Описание царства Мороза; -Какие действия совершает Мороз? -Почему автор назвал песню хвастливой? 4) Знакомство с новым понятием - метафора 5) Работа в парах - чтение по ролям 6) Какой по характеру Мороз из поэмы Н.А.Некрасова "Мороз -Красный нос"? Подчеркните слова, характеризующие главного героя. | Учащиеся прослушивают запись. Отвечают на вопрос Чтение цепочкой Высказывание предположений Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья) - Обратите внимание на слово “воевода”, используя знания по русскому языку, ответьте на вопрос: какое это слово? (Сложное, состоит из двух корней, в транскрипции [вой'э]- воины и [вот], то есть водит) (“Метели, снега и туманы Покорны морозу всегда… Это и есть его воины). Выборочное чтение Работа в парах Работа в парах. Взаимопроверка |
3.3. Применение знаний и умений в нестандартной ситуации для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, для выполнения творческих заданий, выполнение заданий, способствующих включению «нового» знания, умения в систему имеющихся у детей знаний и умений и др. На какой литературный жанр похоже стихотворение? Похож ли Мороз -воевода на героев сказок? Выборочное чтение | Высказывание мыслей Учащиеся вспоминают, что такое олицетворение |
3.4. Повторение, обобщение, систематизация знаний, отработка умений С каким произведением познакомились? Кто автор? Н.А.Некрасов долгое время был дружен с орловским писателем И.С.Тургеневым. Два раза он приезжал в имение Спасское -Лутовиново. | Фотографии имения, И.С.Тургенева |
4. Рефлексивно-оценочный этап |
4.1. Рефлексия результатов деятельности, обсуждение их практического применения в жизненных ситуациях. Очень много интересного можно узнать об этом поэте, его творчестве. Как это сделать? | (Прочитать книги, произведения поэта, работать в интернете) Высказывают своё мнение |
4.2. Рефлексия способов деятельности Узнали ли мы что-то новое на уроке? | Высказывание своих мыслей |
4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения Что вы могли бы сказать о поэте? Какие картины вы увидели в стихотворении? | Высказывания детей о написании картин природы. Выборочное чтение |
4.4. Домашнее задание Домашним заданием будет выразительное чтение стихотворения, по желанию иллюстрация стихотворения; дифференцированно: попрбовать самостоятельно найти метафору | |