Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс "Б.С. Житков. Как я ловил человечков"»
Тема. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».
Тип урока: освоение нового материала
Цели урока:
расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;
развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;
воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.
Планируемые результаты:
Предметные:
познакомятсяс произведением Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;
научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения
Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.
Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания
Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями!
На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
II. Актуализация опорных знаний
1. Работа над новой скороговоркой
-Корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали и не вылавировали
2. Пятиминутное чтение
III. Введение в тему. Знакомство с новым разделом.
В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим, исполнялось мне
И пять, и десять лет.
В Стране Фантазий и Проказ
И озорных Затей
Когда-то каждый был из нас
Одним из тех детей.
Все те, кто рос тогда со мной
И набирал года,
Однажды с этою Страной
Простились навсегда.
— Узнали ли вы это стихотворение? («Мой секрет» С. Михалкова.)
— О какой Стране идет речь? (О Стране Детства.)
— Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?
Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела учебника.
— Прочитайте, как он называется? (Страна детства.)
— Как вы думаете, почему он так назван?
— О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел?
Держава Детства далеко
Осталась позади.
«Хочу назад!» — сказать легко.
Попробуй! Попади!
А я могу! Но свой секрет
Я не открою вам,
Как я уже десятки лет
Живу и тут, и там.
Мне стоит лишь собрать багаж!
А долго ли собрать
Бумагу, ручку, карандаш
И общую тетрадь?
И вот уже я в той Стране,
Где я увидел свет,
Как ни странно, снова мне
И пять, и десять лет.
— Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Багаж совсем невелик.
— Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого Детства так же легко? Какой багаж нужен нам? (Книга и немного фантазии.)
— Произведением какого автора открывается этот раздел?
— Какие произведения этого писателя читали? Что о нём помните?
(«Храбрый утёнок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку».)
IV. Работа по теме урока.
1. Слово учителя о Б.С. Житкове. Портрет писателя
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, обезьянка.
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета в 1906г. становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.
Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Борис Степанович Житков объездил полсвета — Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком
Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. Литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
Рассказ «Как я ловил человечков» – рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
2. Словарно-лексическая работа
-Объясните значение слов:
Корма - задняя часть судна, лодки.
Мачта - вертикальная конструкция на палубе.
Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.
Лакировать-
1) покрывать лаком;
2)приукрашивать.
Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро).
3. Подготовительная словарная работа.
Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:
ла-ки-ро-ван-ных — лакированных
рас-чест-но-е — расчестное
подтля-ды-ва-ют — подглядывают
за-ме-ча-тель-но — замечательно
прик-ле-ен-ны-е — приклеенные
нем-но-жеч-ко — немножечко
Физминутка
4. Первичное знакомство с текстом (Чтение по частям, составление плана)
Чтение учителем рассказа до слов: «Я всё смотрел на пароходик».
(1. Заманчивая вещица).
Чтение учащимися «цепочкой» по предложению до слов « И вот, когда улеглись…»
(2. Маленькие жильцы пароходика.)
Самостоятельное чтение про себя до слов «На другой день…».
(3. Ночные наблюдения.)
Чтение «учитель – ученик» до слов «И вот я тайком от бабушки…»
(4. Тайный план).
«Жужжащее» чтение до слов «Я решил, что у них там…»
(5. Угощение для человечков)
Чтение учителем до слов «Бабушка заперла меня на ключ».
(6. «Я больше не мог терпеть»)
Чтение «цепочкой» по абзацу до слов «У меня руки дрожали…»
(7. Охота на человечков)
Чтение до конца рассказа
(8. «Чего я наделал-то!»)
V. Анализ содержания произведения
– Понравился ли вам рассказ?
– Каким представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь).
– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик?
– Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?
– Почему бабушка, которая позволяла все своему внуку, вдруг отказала? Выскажите свои предположения. - Памятная вещь, которой дорожат в каждой семье, называется реликвией.(Прикрепить на доску) – Какой был пароходик? Найдите в учебнике прочитайте?
– Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.
– Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?
– Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
– Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
– Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?
– Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.
– Как он пытался достать человечков из пароходика?
– Что у него из этого вышло?
– Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?
– Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?
– Как последние слова произведения характеризуют мальчика?
– Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
VI . Рефлексия
Графическая мимика
- Представьте себе, что это наш герой. Что изображено на схеме?
(Это его мимика)
- Какая?
- В каком месте рассказа у героя был восторг?
- В каком месте рассказа – печаль?
- Кто и почему изменил ему настроение?
Проблема
- Зачем автор написал рассказ?
(Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.
(Не нарушать данное слово)
VII. Итог урока.
— С каким рассказом мы сегодня познакомились?
— Кто его автор?
— Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать пароходик? (Дети могут ответить любознательность или любопытство)
—Чем отличается любознательность от любопытства? Приведите пример. (Некоторые ситуации можно обыграть.)
— Какое качество проявил Боря в данной ситуации, любознательность или любопытство?
— Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?
VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок, рассказать о реликвии в вашей семье, найти и просмотреть мультфильм