kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения 4 класс "Б.С. Житков. Как я ловил человечков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения для 4 класса по программе "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 4 класс "Б.С. Житков. Как я ловил человечков"»

Тема. Б. С. Житков «Как я ловил человечков».

Тип урока: освоение нового материала

Цели урока:

  • расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;

  • развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;

  • воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся с произведением 
Б. С. Житкова «Как я ловил человечков;

научатся: различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания.

Коммуникативные: строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы; осознавать цель своего высказывания

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений


Ход урока


I. Организационный момент

Прозвенел звонок и смолк – 
Начинается урок. 
Вы за парты тихо сели, 
На меня все посмотрели. 
Пожелайте успехов глазами 
И вперед, за новыми знаниями!

На уроке я сижу, 
Не шумлю и не кричу. 
Руку тихо поднимаю, 
Если спросят – отвечаю.

II. Актуализация опорных знаний

1. Работа над новой скороговоркой

-Корабли лавировали-лавировали, лавировали-лавировали и не вылавировали

2. Пятиминутное чтение

III. Введение в тему. Знакомство с новым разделом.

В той удивительной Стране,

Где я увидел свет,

Как многим, исполнялось мне

И пять, и десять лет.

В Стране Фантазий и Проказ

И озорных Затей

Когда-то каждый был из нас

Одним из тех детей.

Все те, кто рос тогда со мной

И набирал года,

Однажды с этою Страной

Простились навсегда.

— Узнали ли вы это стихотворение? («Мой секрет» С. Михалкова.)

— О какой Стране идет речь? (О Стране Детства.)

— Как вы понимаете выражение «Однажды с этою Страной простились навсегда»?

Сегодня, ребята, мы приступаем к изучению нового раздела учебника.

— Прочитайте, как он называется? (Страна детства.)

— Как вы думаете, почему он так назван?

— О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел?

Держава Детства далеко

Осталась позади.

«Хочу назад!» — сказать легко.

Попробуй! Попади!

А я могу! Но свой секрет

Я не открою вам,

Как я уже десятки лет

Живу и тут, и там.

Мне стоит лишь собрать багаж!

А долго ли собрать

Бумагу, ручку, карандаш

И общую тетрадь?

И вот уже я в той Стране,

Где я увидел свет,

Как ни странно, снова мне

И пять, и десять лет.

— Как видите, поэту и писателю довольно легко перенестись в Страну Детства. Багаж совсем невелик.

— Сможем ли мы с вами перенестись в страну Чужого Детства так же легко? Какой багаж нужен нам? (Книга и немного фантазии.)

— Произведением какого автора открывается этот раздел?

— Какие произведения этого писателя читали? Что о нём помните?

(«Храбрый утёнок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку».)




IV. Работа по теме урока.

1. Слово учителя о Б.С. Житкове. Портрет писателя

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, обезьянка.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.

После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета в 1906г. становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.

Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Борис Степанович Житков объездил полсвета — Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно изъяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке и был искусным дрессировщиком

Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.

А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…

Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».

Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.

Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. Литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.

Рассказ «Как я ловил человечков» – рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).

2. Словарно-лексическая работа

-Объясните значение слов:

Корма - задняя часть судна, лодки.

Мачта - вертикальная конструкция на палубе.

Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Лакировать-

1) покрывать лаком;

2)приукрашивать.

Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро).

3. Подготовительная словарная работа.

Прочитайте слова сначала по слогам, затем целым словом:

ла-ки-ро-ван-ных — лакированных

рас-чест-но-е — расчестное

подтля-ды-ва-ют — подглядывают

за-ме-ча-тель-но — замечательно

прик-ле-ен-ны-е — приклеенные

нем-но-жеч-ко — немножечко

Физминутка

4. Первичное знакомство с текстом (Чтение по частям, составление плана)

  • Чтение учителем  рассказа  до  слов: «Я всё смотрел на пароходик».

(1. Заманчивая вещица).


  • Чтение учащимися «цепочкой» по предложению до слов « И вот, когда улеглись…»

(2. Маленькие жильцы пароходика.)


  • Самостоятельное чтение про себя до слов «На другой день…».

(3. Ночные наблюдения.)


  • Чтение «учитель – ученик» до слов «И вот я тайком от бабушки…»

(4. Тайный план).


  • «Жужжащее» чтение до слов «Я решил, что у них там…»

(5. Угощение для человечков)



  • Чтение учителем до слов «Бабушка заперла меня на ключ».

(6. «Я больше не мог терпеть»)


  • Чтение «цепочкой» по абзацу до слов «У меня руки дрожали…»

(7. Охота на человечков)

  • Чтение до конца рассказа

(8. «Чего я наделал-то!»)

V. Анализ содержания произведения

– Понравился ли вам рассказ?

– Каким представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь).

– Знакомо  ли  вам  такое  душевное  состояние,  которое  испытывал мальчик?

– Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?

– Почему бабушка, которая позволяла все своему внуку, вдруг отказала? Выскажите свои предположения.
- Памятная вещь, которой дорожат в каждой семье, называется реликвией.(Прикрепить на доску)
– Какой был пароходик? Найдите в учебнике прочитайте?

– Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.

– Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?

– Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?

– Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?

– Что испытывал Боря, когда ушла бабушка и заветный пароходик оказался в его руках?

– Прочитайте, как об этом рассказывает Б. С. Житков.

– Как он пытался достать человечков из пароходика?

– Что у него из этого вышло?

– Как вы думаете, что пережил мальчик, когда увидел, что пароходик пуст?

– Почему у Бори дрожали руки, когда он пытался все поправить? Только ли из-за боязни быть наказанным?

– Как последние слова произведения характеризуют мальчика?

– Почему же он плакал, когда пришла бабушка?

VI . Рефлексия

Графическая мимика

- Представьте себе, что это наш герой. Что изображено на схеме?

(Это его мимика)

- Какая?

- В каком месте рассказа у героя был восторг?

- В каком месте рассказа – печаль?

- Кто и почему изменил ему настроение?

Проблема

- Зачем автор написал рассказ?

ак не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”.

(Не нарушать данное слово)



VII. Итог урока.

— С каким рассказом мы сегодня познакомились?

— Кто его автор?

— Как вы думаете, какое качество заставило Бориса разобрать пароходик? (Дети могут ответить любознательность или любопытство)

—Чем отличается любознательность от любопытства? Приведите пример. (Некоторые ситуации можно обыграть.)

— Какое качество проявил Боря в данной ситуации, любознательность или любопытство?

— Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?

VIII. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок, рассказать о реликвии в вашей семье, найти и просмотреть мультфильм






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения 4 класс "Б.С. Житков. Как я ловил человечков"

Автор: Хиневич Эльвира Викторовна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая крта урока литературного чтения в 4 классе"
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia_krta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "354331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478021666"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Урок по литературному чтению.  Б.С. Житков "Как я ловил человечков".  4 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-b-s-zhitkov-kak-ia-lovil-chieloviechkov-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "314598"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459715403"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему: Б.С.Житков "Как я ловил человечков""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_na_tiemu_b_s_zhitk"
    ["file_id"] => string(6) "415036"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1494672640"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Б.С. Житков "Как я ловил человечков" (презентация)"
    ["seo_title"] => string(55) "b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chieloviechkov_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "382995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485194406"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация Б.С. Житков "Как я ловил человечков""
    ["seo_title"] => string(51) "prezentatsiia_b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chelovechkov"
    ["file_id"] => string(6) "601114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1645684373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства