Урок литературного чтения по теме
"Б.С. Житков "Как я ловил человечков". 4-й класс
Цели урока:
расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;
развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;
воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся самостоятельно давать характеристику герою (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою собственное отношение к герою).
метапредметные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
строить рассуждения;
осуществлять анализ и синтез;
личностные: эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать.
Оборудование: учебник, книги Б.С. Житкова, портрет автора, презентация к уроку, мультфильм «Как я ловил человечков», ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Никакой горчицы я не ел» по ролям.
Герои: автор, шофёр, двое мужчин (один, другой), дворник, рабочий-строитель, кондукторша, экскаваторщик.
III. Постановка темы и целей урока.
Введение в тему. Знакомство с новым разделом.
- Мы начинаем новый раздел. Прочитайте, как он называется. («Страна детства»).
- Как вы понимаете это название?
- О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел?
- Произведением какого автора открывается этот раздел?
Какие произведения этого писателя читали? Что о нём помните?
(«Храбрый утёнок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку».)
IV. Работа по теме урока.
Слово учителя о Б.С. Житкове. Портрет писателя (Презентация. Слайды №1 и №2)
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, обезьянка.
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.
После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета в 1906г. становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.
Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Китая, Японии.
Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.
А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…
Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»
Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».
Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.
Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. Литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.
Рассказ «Как я ловил человечков» – рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).
2. Словарно-лексическая работа (Презентация. Слайды №3-4).
-Объясните значение слов:
Корма - задняя часть судна, лодки.
Мачта - вертикальная конструкция на палубе.
Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.
Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.
Лакировать- 1) покрывать лаком;
2)приукрашивать.
Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро).
3. Первичное чтение рассказа учителем и учащимися (Презентация по ходу чтения. Слайды № 5-10).
Учитель читает часть рассказа до слов: «Я всё время думал о человечках».
4. Беседа после чтения.
- Понравился ли вам рассказ?
– Каким представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь).
– Знакомо ли вам такое душевное состояние, которое испытывал мальчик? (Презентация. Слайд № 11).
Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?
Почему бабушка не разрешила Боре трогать пароходик?
Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.
Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?
Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?
Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?
Как он пытался достать человечков из пароходика?
Что у него из этого вышло?
Почему же он плакал, когда пришла бабушка?
В чём убедился Боря, сломав пароходик?
5. Просмотр мультфильма.
V. Итог урока. (Презентация. Слайд №12).
VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.