kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению. Б.С. Житков "Как я ловил человечков". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по теме

 "Б.С. Житков "Как я ловил человечков".   4 класс 

Цели урока:

расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников;  обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;

развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать  память, речь, мышление;

воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

Планируемые результаты:

предметные:  учащиеся научатся самостоятельно  давать характеристику герою (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою собственное отношение к герою).

метапредметные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

строить рассуждения;

осуществлять анализ и синтез;

личностные:  эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения мой по теме Мой урок»

Урок литературного чтения по теме

"Б.С. Житков "Как я ловил человечков". 4-й класс

Цели урока:

расширить знания детей о творчестве Б. С. Житкова, расширять кругозор учеников; обучать беглому, выразительному чтению; раскрыть смысл содержания рассказа Б.С. Житкова, учить характеризовать главного героя, его поступки;

развивать умение работать с текстом: выборочное чтение, пересказ содержания отрывка художественного текста; развивать память, речь, мышление;

воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся самостоятельно давать характеристику герою (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою собственное отношение к герою).

метапредметные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

строить рассуждения;

осуществлять анализ и синтез;

личностные: эмпатия- умение осознавать и определять эмоции других людей;

сочувствовать другим людям, сопереживать.

Оборудование: учебник, книги Б.С. Житкова, портрет автора, презентация к уроку, мультфильм «Как я ловил человечков», ноутбук, проектор, интерактивная доска.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Никакой горчицы я не ел» по ролям.

Герои: автор, шофёр, двое мужчин (один, другой), дворник, рабочий-строитель, кондукторша, экскаваторщик.

III. Постановка темы и целей урока.

Введение в тему. Знакомство с новым разделом.

- Мы начинаем новый раздел. Прочитайте, как он называется. («Страна детства»).

- Как вы понимаете это название?

- О ком и о чём могут быть помещены произведения в этот раздел?

- Произведением какого автора открывается этот раздел?

Какие произведения этого писателя читали? Что о нём помните?

(«Храбрый утёнок», «Как слон спас хозяина от тигра», «Про обезьянку».)

IV. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя о Б.С. Житкове. Портрет писателя (Презентация. Слайды №1 и №2)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством писателя, благодаря которому узнали о таких экзотических и необыкновенных животных, как слон, обезьянка.

Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882. в Новгороде. Его отец был преподавателем математики в Новгородском институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Жизнь Бориса Степановича была интересной и увлекательной, вот почему его рассказы так интересно читать и перечитывать. В детстве Борис Житков дружил с Корнеем Чуковским. Они учились в одном классе 2-й Одесской гимназии. Отец Бориса был преподавателем математики, а трое братьев отца плавали на военных кораблях, отличились в морских сражениях и ушли в отставку адмиралами. Вот от них-то и перешла к племяннику страстная любовь к морю, к дальним путешествиям. Борис отлично изучил морское дело, астрономию и ботанику, свободно говорил по-французски, знал множество стихов, любил поэзию. И друга своего, Корнея Чуковского, учил тому, что умел сам: плавать и грести, управлять парусником, вязать морские узлы.

После окончания гимназии Борис Житков становится студентом математического отделения Новороссийского университета в Одессе. В это же время он сдаёт экзамен на штурмана дальнего плавания. А после окончания Новороссийского университета в 1906г. становится студентом кораблестроительного отделения политехнического института в Петербурге.

Во время летней практики на учебно-грузовом судне он совершил кругосветное плавание, испытав всю тяжесть морской службы, пройдя её от юнги до помощника капитана. Неизгладимые впечатления остались у Бориса Степановича на всю жизнь от экзотических пейзажей Африки, Индии, Китая, Японии.

Борис Житков постоянно находился в гуще событий, глубоко постигал секреты различных профессий. Кем только не довелось ему быть: моряком и лётчиком, химиком и кораблестроителем, школьным учителем и рыбаком, печатником и дрессировщиком животных, столяром и слесарем, зоологом и электротехником! Его отличало редкостное умение всё делать своими руками, неохватный технический кругозор, радостная увлечённость рабочими профессиями, горячее желание быть полезным другим.

А в литературу Борис Житков вошёл неожиданно и сразу. Вошёл уже зрелым человеком, когда ему было за сорок и он повидал в жизни многое. А произошло это так…

Поздней осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, Борис Степанович попал в больницу, пробыл там почти месяц и в тяжёлом состоянии, измождённый и усталый пришёл к своему другу детства – Корнею Ивановичу Чуковскому. Он пробыл у Чуковского целый день, к вечеру его мрачное настроение понемногу рассеялось, он разговорился с детьми Корнея Ивановича и, усевшись среди них, стал рассказывать о морских путешествиях. Дети слушали его очарованные, а когда он заканчивал, кричали: «Ещё!» Перед уходом Корней Иванович предложил другу: «Слушай, Борис, а почему бы тебе не стать литератором? Попробуй опиши приключения, о которых ты сейчас говорил, и, право, выйдет неплохая книжка!»

Борис Степанович отозвался на это предложение с неохотой, но Чуковский настоял на своём, сказав: «Ты напиши, что напишется, а я прочту и поправлю».

Каково же было удивление К. И. Чуковского, когда через несколько дней, сев читать и приготовясь редактировать рукопись, принесённую Борисом Степановичем, писатель обнаружил, что исправлять нечего, что перед ним работа настоящего мастера.

Радость Чуковского была безгранична. Он посоветовал другу отнести морскую новеллу в детский журнал, показать её С. Я. Маршаку. Начинающий писатель, капитан дальнего плавания Борис Житков так и сделал. Литература приобрела талантливого писателя, автора с добрым и светлым взглядом, умеющего о сложных вещах рассказывать просто и выразительно.

Рассказ «Как я ловил человечков» – рассказ из цикла «Морские истории». Впервые он был опубликован в журнале для детей «Чиж» в 1934 году (№ 2).

2. Словарно-лексическая работа (Презентация. Слайды №3-4).

-Объясните значение слов:

Корма - задняя часть судна, лодки.

Мачта - вертикальная конструкция на палубе.

Палуба- горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Полировать- натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Лакировать- 1) покрывать лаком;

2)приукрашивать.

Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом»? (Вернусь очень быстро).

3. Первичное чтение рассказа учителем и учащимися (Презентация по ходу чтения. Слайды № 5-10).

Учитель  читает  часть  рассказа  до  слов: «Я всё время думал о человечках».

4. Беседа после чтения.

- Понравился ли вам рассказ?

– Каким представляете себе маленького Борю? (Фантазёр, исследователь).

– Знакомо  ли  вам  такое  душевное  состояние,  которое  испытывал мальчик? (Презентация. Слайд № 11).

  • Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?

  • Почему бабушка не разрешила Боре трогать пароходик?

  • Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.

  • Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?

  • Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?

  • Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?

  • Как он пытался достать человечков из пароходика?

  • Что у него из этого вышло?

  • Почему же он плакал, когда пришла бабушка?

  • В чём убедился Боря, сломав пароходик?

5. Просмотр мультфильма.

V. Итог урока. (Презентация. Слайд №12).

  • С каким рассказом мы сегодня познакомились?

  • Кто его автор?

  • Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?

VI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, чтение без ошибок.







Просмотр содержимого презентации
«kak_ya_lovil_chelovechkov»

Литературное чтение 4 класс «Как я ловил человечков» по рассказу Б.С. Житкова Учитель начальных классов МБУ лицея №37 Быкова Надежда Николаевна

Литературное чтение 4 класс «Как я ловил человечков» по рассказу Б.С. Житкова

Учитель начальных классов МБУ лицея №37 Быкова Надежда Николаевна

Житков Борис Степанович 11 сентября 1882 — 19 октября 1938 гг.

Житков Борис Степанович

11 сентября 1882 — 19 октября 1938 гг.

Словарно-лексическая работа Корма  – задняя часть судна, лодки. Мачта – вертикальная конструкция на палубе. Палуба -  горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна. Полировать - натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Словарно-лексическая работа

Корма

задняя часть судна, лодки.

Мачта

вертикальная конструкция на палубе.

Палуба -

горизонтальное перекрытие в корпусе судна, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Полировать -

натирать, придавать блестящий гладкий вид чему-нибудь.

Лакировать - 1) покрывать лаком; 2) приукрашивать. Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом» ?  (Вернусь очень быстро).

Лакировать -

1) покрывать лаком;

2) приукрашивать.

Как понимаете выражение «Я сейчас вернусь, живым духом» ?

(Вернусь очень быстро).

Знакомо  ли  вам  такое  душевное  состояние,  которое  испытывал мальчик? Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему? Почему бабушка не разрешила Боре трогать пароходик? Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте. Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори? Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб? Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости? Как он пытался достать человечков из пароходика? Что у него из этого вышло? Почему же он плакал, когда пришла бабушка? В чём убедился Боря, сломав пароходик?

Знакомо  ли  вам  такое  душевное  состояние,  которое  испытывал мальчик?

Когда вы читали рассказ, думали ли вы, что в пароходике и на самом деле живут человечки? Почему?

Почему бабушка не разрешила Боре трогать пароходик?

Как мальчик пытался выманить человечков из пароходика? Прочитайте.

Что по-вашему, ещё больше тревожило и разжигало интерес Бори?

Как вы думаете, куда же пропали конфета и хлеб?

Что он придумал, чтобы не пойти с бабушкой в гости?

Как он пытался достать человечков из пароходика?

Что у него из этого вышло?

Почему же он плакал, когда пришла бабушка?

В чём убедился Боря, сломав пароходик?

С каким рассказом мы сегодня познакомились? Кто его автор? Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?
  • С каким рассказом мы сегодня познакомились?
  • Кто его автор?
  • Какой эпизод рассказа вам понравился больше всего? Почему?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению. Б.С. Житков "Как я ловил человечков". 4 класс

Автор: Быкова Надежда Нойевна

Дата: 03.04.2016

Номер свидетельства: 314598

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Технологическая крта урока литературного чтения в 4 классе"
    ["seo_title"] => string(70) "tiekhnologhichieskaia_krta_uroka_litieraturnogho_chtieniia_v_4_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "354331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478021666"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературного чтения 4 класс "Б.С. Житков. Как я ловил человечков""
    ["seo_title"] => string(73) "urok_literaturnogo_chteniia_4_klass_b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chelovechkov"
    ["file_id"] => string(6) "495120"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547396288"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе на тему: Б.С.Житков "Как я ловил человечков""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_uroku_litieraturnogho_chtieniia_v_3_klassie_na_tiemu_b_s_zhitk"
    ["file_id"] => string(6) "415036"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1494672640"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Б.С. Житков "Как я ловил человечков" (презентация)"
    ["seo_title"] => string(55) "b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chieloviechkov_priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "382995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1485194406"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Презентация Б.С. Житков "Как я ловил человечков""
    ["seo_title"] => string(51) "prezentatsiia_b_s_zhitkov_kak_ia_lovil_chelovechkov"
    ["file_id"] => string(6) "601114"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1645684373"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства