Мы даем только начальное понятие по теории литературы, но детям все равно очень сложно. поэтому я ставлю перед собой задачу: облегчить им работу, но не сводить все к приметиву.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
умение ракрывать композиционные особенности текста;
умение составлять описание художественных образов произведения;
умение формулировать идейные выводы произведения.
Развивающий аспект триединой цели:
продолжить работу по развитию речи, по обогащению словарного запаса учеников, по усилению коммуникативности свойств речи (выразительность, экспрессивность).
Воспитательный аспект триединой цели:
воспитывать правильное отношение к жизненным ценностям.
Тип урока: обощение и закрепление знаний и умений.
Ход урока.
Работа со схемой.
- Ребята, давайте рассмотрим схему на доске. Что скрыто в этой схеме?
АВТОР.
ЖАНР – СТИХОТВОРЕНИЕ.
НАЗВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
Сообщение темы и целей урока.
- Да, сегодня на уроке мы проанализируем стихотворение И.А.Бунина «Листопад». Такую работу мы с вами уже выполняли. Прежде чем анализировать стихотворение, надо его внимательно прочитать.
III. Знакомство с художественным текстом.
Я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите и карандашом подчеркните слова, непонятные вам.
IV. Словарная работа.
Давайте выясним, что же означают слова, подчеркнутые вами, потому что без понимания значений слов невозможно понимание стихотворения в целом.
ЛИЛОВЫЙ – светло-сиреневый
БАГРЯНЫЙ – ярко-красный Эти слова обозначают оттенки основного
цвета: фиолетового, красного, синего.
ЛАЗУРЬ – ярко-голубой.
- Некоторые забыли, что означает слово «терем». Давайте напомним им. (Терем – большой красивый дом).
- В каких произведениях мы встречали это слово? (сказки)
- А что значит расписной? (разрисованный, украшенный)
- И осталось нам объяснить значение словосочетания «листва сквозная». Подберите к слову «сквозная» однокоренные слова (сквозь, сквозит, сквозняк, насквозь). Что общего у всех этих слов? Не знаете? Давайте обратимся к Толковому словарю. (общее значение – продувается ветром).
V. Работа с текстом.
- Ребята, прочитайте еще раз стихотворение. Какие картины осеннего леса вы в нем увидели? (Лес с разноцветными деревьями, окружающими светлую поляну).
- Это общая картина. А из чего состоит лес? (желтые березы, темные елочки, сквозь листву синеет небо, везде развешана паутина, летает белый мотылек).
- Какие цвета мы видим в осеннем лесу? (лиловый, багряный, лазурный, золотой, серебряный).
- Какие эмоции вызывают данные цвета? (радостные, праздничные, торжественные, потому что все вокруг очень красиво).
- Какие звуки мы слышим и какие запахи чувствуем в осеннем лесу? (пахнет дубом и сосной, в лесу мертвая тишина).
VI. Работа с терминами.
- Как вы поняли значение словосочетания «мертвая тишина»? (в лесу очень тихо).
- Каким другим прилагательным мы можем заменить слово «мертвая»? (абсолютная, полная).
- Почему же «мертвая»? (прилагательное «мертвая» ярко, красочно характеризует предмет).
Такие имена прилагательные называются «ЭПИТЕТАМИ».
- Найдите в тексте и подчеркните карандашом эпитеты (расписной, лиловый, багряный, золотой, пестрый).
- Для чего автор использует эпитеты в тексте стихотворения? (чтобы сделать стихотворение более интересным, эмоциональным, красочным).
- Ребята, с чем сравнивает автор елочки? (елочки как вышки).
- А паутину? (сеть из серебра).
- А мотылька? (с белым лепестком).
- Мы с вами познакомимся с еще одним термином – «СРАВНЕНИЕ».
- Как вы поняли, что такое сравнение? (сравниваются предметы на основе общего сходства).
- Что общего у елочки и вышки? (высота, стройность).
- У паутины и сети? (такая же редкая, легкая).
- У мотылька и белого лепестка? (цвет, размеры, легкость).
- Сегодня на уроке мы узнали. Что такое «эпитет» и «сравнение».
Они играют очень важную роль в стихотворении. Помогают нам понять, какие чувсва и мысли хотел передать нам автор. При чтении эпитеты и сравнения выделяются голосом, так как являются главными словами в стихотворении. В дальнейшем, анализируя стихотворения, мы с вами обязательно будем рассматривать эпитеты и сравнения.
VII. Работа с названием художественного произведения.
- Обратите внимания на название стихотворения. Почему оно так называется? Ведь в самом стихотворении нет описания листопада.(речь идет о ранней осени, о деревьях, сменивших окраску листьев, а все это случается в пору листопада).
VIII. Отработка техники чтения.
- Давайте все вместе выразительно прочитаем стихотворение. (шепотом, «птичий базар»).
IX. Творческая работа.
- «Листопад» - одно из самых красивых стихотворений И.А.Бунина. Автор словами нарисовал картину осени. Это трудно, не каждый умеет. Мы с вами пока еще только учимся словесному рисованию. Так возьмем же карандаши и нарисуем осень, описанную в стихотворении. Не забудьте о сранениях и эпитетах, они вам помогут в подборе цветов, в правильном построении рисунка.
X. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Вам понравилось стихотворение?