2. Актуализация знаний Цель: организовать повторение изученного и формулировку темы урока детьми а) Чтение скороговорки | Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему. Читают скороговорку. | Организует повторение одного из жанров УНТ и формулировку темы детьми. | - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо выполнить задание. Прочитайте предложение, записанное на слайде. - Что это? (Скороговорка). - А для чего их сочиняли? (Для развития речи, дикции). - Давайте поработаем над нашей дикцией. 1 группа« Собиратели пословиц, поговорок, скороговорок» читает тихо и размеренно 2 группа «Собиратели сказок, загадок и песен» – громко и уверенно 3 Группа «Собиратели закличек, приговорок ,небылиц» - громко и быстро 4 Группа «Собиратели считалок и потешек» - с вопросительной интонацией - А в каком разделе нашего учебника мы с ними знакомились? (УНТ). Давайте разберем, почему его так называют? УНТ: Устное – передавалось из ус в уста, не записывалось. Народное – сочинял не 1 человек. Автора установить нельзя. Творчество –от слова «творить» -создавать. - Какова же тема нашего урока. (УНТ). На доске открывается надпись УНТ. Может быть вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству? Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки - да всего и не перечислишь. Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? Кто является их автором? Эти произведения - живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое. Наша задача сохранить все в памяти и передать дальше. | Знать понятие «устное народное творчество», жанры устного народного творчества. Развитие навыка выразительного чтения. | Уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь обобщать, делать выводы (Регулятивные УУД) Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
3. Формулировка цели урока и планирование деятельности Цель: организовать формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | С помощью учителя формулируют цель урока. Планируют с помощью учителя свою деятельность | Организует формулировку цели урока и планирование деятельности детьми | - Все ли произведения мы прочитали в разделе «УНТ»? - Какую же цель мы поставим перед собой на нашем уроке? (Обобщить знания о жанрах УНТ) - Как мы сможем это сделать? (Предположения детей) - Для того чтобы обобщить полученные знания я предлагаю выступление наших групп, которые помогут заполнить по ходу урока схему, записанную на доске. Она поможет нам вспомнить все изученные жанры УНТ. Рассмотрите её. (Все надписи на схеме пока закрыты. Они открываются по мере повторения всех жанров УНТ). - Какой жанр УНТ мы уже повторили? (Скороговорки). На схеме открывается надпись «скороговорки» | Знать жанры устного народного творчества | -Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке (Регулятивные УУД), -ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД) |
4. Обобщение изученного Цель: обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания А) Выступление групп. Презентация своих проектов. Цель: - организовать работу для осознания итогов заданий всеми обучающимися, приобретения новых знаний Выступление 1 группы Собиратели пословиц, поговорок, скороговорок» Выступление 2 группы «Собиратели сказок, загадок и песен». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Цель: снятие усталости Выступление 3 группы «Собиратели закличек, приговорок ,небылиц» Выступление 4 группы «Собиратели считалок и потешек» | Группы представляют продукты своей деятельности. Работа парами Выполняют гимнастику | Организует деятельность по применению полученных знаний Организует выполнение гимнастики для снятия усталости | - Давайте вспомним, с какими ещё жанрами УНТ мы знакомились на предыдущих уроках. - К сегодняшнему уроку вы выполняли задания по группам. Я предоставляю слово 1 группе, которая познакомит нас с ещё жанрами УНТ. (По ходу выполнения задания дети дают определения жанрам УНТ). -Выступление 1 группы «Собиратели пословиц, поговорок, скороговорок» На нашей выставке представлены сборная книжка в которых есть пословицы, поговороки, скороговороки. Советуем вам с ними познакомиться. «На дворе трава, на траве дрова». У быка тупы губы, бык тупогуб.» Что это? Скороговорка- шуточный жанр народного творчества, фраза построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Предлагаем поиграть. - Посмотрим, знаете ли вы пословицы : соедините начало и окончание пословицы. Каждый должен найти свою пару. В каждом народном изречении скрывается поучительный смысл - народная мудрость. Поговорка - краткое устойчивое выражение, обычно образное, рифмованное и не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. С давних пор русский народ слагал песни. Они сопровождали всякое дело, все важные события жизни людей с раннего детства до глубокой старости. Русские народные песни очень разнообразны. На нашей выставке представлены книга. Наша группа собрала сказки, загадки и песни которые сочиняли ребята класса, и оформила их в книгу. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. Ребята разыгрывают докучную сказку. -Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли! - Я тебе его дал? - Дал! - Ты его взял? - Взял! - А где же он? - Кто? - Да не кто, а что! - Что? - Сапог! - Какой? - Ну, такой! Мы с тобой шли? - Шли! - Сапог нашли? - Нашли. -Догадались, какой жанр УНТ? (Докучные сказки) - А сейчас немного отдохнём. (Дети выполняют движения) Баба сеяла горох Прыг — скок Прыг — скок Обвалился потолок Прыг — скок Прыг — скок Баба шла, шла, шла Пирожок нашла Села, посидела, поела И дальше пошла Баба села на мысок, а потом на пятку, Стала русского плясать и пошла вприсядку По ходу выполнения дети дают определения жанру УНТ - Чтобы узнать о каком жанре УНТ пойдёт речь дальше, я предоставляю слово 3 группе «Собиратели закличек, приговорок ,небылиц» Истоки русского фольклора берут свое начало в глубине веков. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т е. они произносили заклички. Скоро наступит зима. Давайте и мы произнесем закличку, обращенную зиме, чтобы поскорее наступила. . Приходи, Зима, Приходи, красна! С морозами трескучими, Снегами сыпучими, С Рождеством, с Колядой, С Масленицей молодой! Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку. Выходят 6 человек. 1.Небылицы в лицах сидят в светлицах 2.Щелкают орешки, говорят насмешки. 3.Рано утром, вечерком, поздно на рассвете Баба ехала пешком в ситцевой карете. 4.Лошадь ела сало, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез. 5.Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. 6. Нет! Такого не бывает! Небылицы все это! Вот так весело рассказывали крестьяне друг другу небылицы, а иногда прямо на месте их сочиняли. - Наша группа собрала заклички, приговорки ,небылицы и оформили . Советуем вам с ними познакомиться У кого там хмурый вид? Вот и музыка звучит. Собирайся, детвора, ждёт вас новая игра. Народные игры -это тоже фольклор. Обычно, водящий выбирался считалкой. 1Кони, кони, кони, кони, Мы сидели на балконе. Чай пили, чашки били, По-турецки говорили 2.Эй! Иван, Полезай в стакан, Отрежь лимон И выйди вон! 3Раз, два, три , четыре, пять, Надо солнышку вставать. Шесть, семь, восемь, девять, десять, Солнце спит, на небе месяц. Разбегайся кто куда, Завтра новая игра. Игры не кончаются, игры продолжаются | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | |
5. Включение в систему знаний Цель: -обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий | Обобщают полученные знания, делают выводы о необходимости дальнейшего изучения народного творчества. | Организует фиксирование нового содержания. | - Ребята, посмотрите на нашу работу. Все жанры УНТ мы вспомнили? А кто из вас знает, как ещё называют народное творчество? (Фольклор) Народное творчество иначе называют ФОЛЬКЛОР (в переводе с английского языка это слово обозначает «народная мудрость») Можно сказать, что устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. Все ваши работы уместились в одну большую книгу. Книгу нашего сердца. - Как вы думаете, почему мы её так назвали? - Когда вы родились, над вашей кроваткой звучали колыбельные песни, подрастая вы слушали потешки, небылицы, загадки, сказки, взрослея, задумывались над смыслом пословиц и поговорок. - Почему УНТ называют мудростью народа? - В фольклоре заложена народная мудрость. Мы должны гордиться своей Родиной, уважать русский народ, наших предков за то богатство, которое они передали нам в виде УНТ. | Знать жанры устного народного творчества, их отличительные признаки | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Перерабатывать полу-ченную информацию: делать выводы в результате совместной работы группы, всего класса, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (Личностные УУД) |
6. Подведение итогов, самооценка, взаимооценка работы Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших задач. | Высказывают свои впечатления от урока, оценивают работу групп, делают выводы. | Задает вопросы о цели урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки | - А сейчас, давайте подведем итог нашего урока. Для этого посмотрите на нашу работу. Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли её? Давайте ещё раз вспомним все виды УНТ. В дальнейшем мы ещё много узнаем нового и интересного о творчестве русского народа. А сейчас оцените работу своей группы на уроке и работу других групп. | | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. (Личностные УУД) Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. (Регулятивные УУД) Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
8. Домашнее задание Цель: Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Проводит разбор домашнего задания | - Как вы думаете, какое будет домашнее задание? (Предположения детей) -Чтобы узнать домашнее задание, я предлагаю вам послушать песню. (Звучит песня «Приходите в гости к нам».) - Какое же домашнее задание вы получаете? (Сочинить сказку) - Дома вам нужно будет сочинить волшебную сказку, соблюдая все её признаки. -Урок окончен. Всем спасибо за работу. | | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД) Построение логической цепи рассуждений; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера (Познавательные УУД) Умение слушать и вступать в диалог (Коммуникативные УУД) |