Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 класс "»
Открытый урок литературного чтения
во 2 классе
на тему «А.С.Пушкин – великий русский писатель»
учитель нач. классов
гимназии № 38
Меджидова А.М.
Цели: познакомить с понятиями «поэма»;дать первоначальное представление о сказочной поэме; познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина, создать условия для развития интереса к творчеству поэта; формировать навык выразительного чтения стихов;- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству, формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
1.Приветствие. Настрой на работу.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель. Чтобы читать выразительно и правильно сделаем речевую разминку.
1. Дыхательная гимнастика
2. Работа со скороговоркой.
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
Учитель. Прочитайте медленно выговаривая каждое слово чётко.
- Прочитайте целыми словами вслух.
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте с интонацией удивления.
- Прочитайте скороговоркой. Кто прочитает лучше?
3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Дети, работу над какой большой темой мы закончили?
Ученик. Люблю природу русскую.
- О каком времени года говорили на всех уроках?
Ученик. Мы говорили об осени.
Дети читают стихи наизусть.
4. Знакомство с темой урока. Постановка учебных целей.
Учитель. Сегодня мыначинаем знакомиться с новым разделом . Прочитайте с каким?
Ученик. Русские писатели.
Учитель. С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомимся на уроке вы узнаете разгадав ребус.
Лксндр
Сргвч
Пшкн
Учитель. Проверяем.
По мере ответов на доске появляются нужные слова:
Александр Сергеевич Пушкин
Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?-
А какие жанры вы знаете еще? (быль, рассказ, былины)
Учитель. Давайте сформулируем цели нашего урока.
- Мы познакомимся…
- Мы узнаем .
- Мы будем учиться
Литературная разминка.
Учитель. Вы читали отрывки из сказок А. С. Пушкина, сейчас я проверю на сколько хорошо вы запомнили названия сказок.- Нас ждёт интересное путешествие в мир книг, знакомство с новым произведением
Учитель. Из какой сказки этот отрывок?
1. «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!» («Сказка о царе Салтане»)
2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,
То на весь крещёный мир
Приготовила бы пир.»
3. « В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.»(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
4.Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5.Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. («Сказка о золотом петушке)
6.Жил – был поп
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой –какого товару. (Сказка о попе и его работнике Балде)
Учитель. Кто автор этих сказок?
Учитель. Мы с вами вспомнили один из литературных жанров. Еще раз назовите его.
Ученик. Сказка.
Учитель. Сейчас я прочитаю отрывок, а вы скажите к какому жанру относятся эти строки.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…..
- Определи жанр (стихотворение)
Учитель.Назовите жанры произведений А.С. Пушкина?
Ученик. Сказки, стихи.
5. Работа по теме урока.
Учитель. Расскажите, что интересного вы запомнили о его жизни? (3- 4 человека)
1) Рассказ учителя.
Учитель. А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 216 лет со дня его рождения, а память о нём живёт. Читая Пушкина, слышишь его голос. Пушкин говорит с читателем “на равных”, как принято между близкими людьми. «Солнце русской поэзии» -так всегда называли А.С. Пушкина.
Учитель. Произведения А.С. Пушкина входят в жизнь русского человека с самого раннего детства. В любой семье есть книги великого поэта. Их читают и перечитывают и дети и взрослые.
2) Словарная работа.
- Прежде чем приступить к чтению, объясним значение выделенных слов.
-Где мы найдем значение этих слов?
-Правильно, в словаре. (Дети,сами читают и отвечают)
-Потренируемся в чтении трудных слов, а для этого поработаем в парах.
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
3) Знакомство с новым произведением.
Учитель. Сейчас мы прочитаем вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», которое называется «У лукоморье дуб зеленый».
Учитель. К какому жанру относится это произведение? Поэма.
Что нам поможет узнать значение слова «поэма»?
Подготовленный ученик читает в значение слова поэма.
Читает ученик
-Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
4) Работа по учебнику.Отройте учебники на с. 86 и рассмотрите иллюстрацию
- Как вы думаете, о чём произведение?
5) Чтение вступления к поэме учителем.
Словарная работа
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - устаревшие, сейчас мы их в речи не услышим.
-А подумай те, как бы они звучали сегодня?
-Подберите синонимы к словам «чахнет», «тужит»
Тужит – горюет,тоскует,печалится
Чахнет – (слабеет, умирает.)
Чтение по цепочке
6) Самостоятельное чтение
Учитель. Прочтите произведение про себя, подчеркните слова и выражения, которые обозначают волшебных персонажей и волшебные предметы. Возьмите в руки простой карандаш.
Прочитаем вступление по цепочке по 2 строки.
6. Физкультминутка.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- А теперь я приглашаю вас отправиться в Лукоморье.
Первичное восприятие (прослушивание аудиозаписи «У лукоморья дуб зеленый..»,исп. А. Фрейндлих)
- Подтвердились ли наши предположения?
-Как теперь ответите на вопрос о чём произведение?
- С какими героями вы встретились?
- Посмотрите на наш дуб.
- Как вы думаете он похож на дуб из произведения? (напоминает,
-Что не хватает нашему дубу? (не хватает волшебства, чуда не хватает некоторых персонажей.)