Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»
Урок литературного чтения
Учитель:Юрьева И.Н.
Тема: Т. Пономарёва «Лето в чайнике»
А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»
Клод Дебюсси «Лунный свет»
Класс:3
Тип урока: ОНЗ
Оборудование: учебник, аудиозаписи, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, лист самооценки
Задачи:
Создать условия для:
Предметные:
-формирования представлений о любви к природе, окружающему миру; любить природу значит восхищаться ее необыкновенной красотой.
-подведения к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.
Метапредметные:
Р.: принятия и сохранения учебной задачи;
П.: развития умения осмысленно читать художественный текст, осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.
формирования умения рассматривать живописное произведение А. Куинджи, слушания музыкального произведения Клода Дебюсси «Лунный свет»с целью сравнения их с художественным текстом с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.
К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные:
-мотивация к учебной деятельности;
- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениями искусства
ХОД УРОКА:
1.Организационный этап (1 мин)
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, Ребята давайте поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь, пожалуйста!
Я желаю вам интересной увлекательной работы и конечно, чтобы каждый из вас ушел с урока с новым открытием.
2.Мотивационный этап. Эмоциональный настрой
Учитель: Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом. Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?
Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» — приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я — …(Лето)
Дети: О лете, солнце и тепле
3.Актуализация знаний уч-ся. Определение темы урока.
Учитель:
-Откроем содержание учебника.
-Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможете нам вспомнить лето?
Дети: Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».(сайт1)
Учитель: -Определите тему рассказа по его названию. Предположите ,о чём оно.
Учитель: В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?
Дети: Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.
Учитель: Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали? (сайт2)
Дети: Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».
Учитель: В каком разделе нашего учебника находится это произведение?
Дети: Учимся любить.
Учитель: На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?
Дети: Что значит любить?
Учитель: Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?
Дети: Маша и Миша Ивановы.
4.Планирование учебной деятельности
- Просмотрите стр. новой темы и давайте спланируем нашу деятельность (сайт3)
1.Знакомство с произведением.
2.Анализ содержания произведения.
3.Сравнить результаты своих наблюдений с информацией учебника.
4.Поход в «Музейный дом»
5.Слушаем музыкальное произведение.
6.Итог урока.
5.Открытие нового знания
1.Первичное ознакомление с текстом
--Чтение учителем до слов «На дне сидела божья коровка»
-Предположите дальнейшее развитие событий.
-Чтение детьми.
-Поделитесь впечатлениями. Можете что-то сказать?
-Оцени поведение героев?
-Почему они поступили так, а не иначе?
2.Рассказ ребят о божьей коровке (сайт4)
1.Лезет божия коровка
По травинке очень ловко.
Крылышки, как лепесточки
И на них чернеют точки.
Спинка издали видна-
Ярко-красная она.
Крылышки расправит ловко
И летит моя коровка
2..Издавна людей добрых и безобидных называли «Божьими». Именно таким добрым и безобидным казался человеку этот жучок (насекомое). А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет он в случае опасности, называли «молочком». Так и получилась «божья коровка».
3.Физминутка
Мы божьи коровки (прыжки)-
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!
4.Анализ произведения
-Чтение текста.
-Кто герои? Что их удивило?
Учитель:Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?
Дети: У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).
Учитель:Подтверди Машин вывод словами из текста.
Дети: Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.
Учитель:Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «перелом
ный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент? Словарная работа
( Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники. )
-Познакомьтесь с мнением Кости Погодина. Озвучьте это мнение.
«На дне сидела божья коровка»
-Встаньте кто разделяет эту точку зрения.
-Подтвердите словами текста.
«Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.
Учитель: Предположи, кто такие «мы»?
Дети: Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.
Учитель: Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?
Дети: Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.
(чтение по ролям)
Учитель: А у вас есть свои версии?
Дети: Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)
5. Работа над заголовком текста
Учитель:Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое. Какие два мира объединил автор в названии текста?
Дети: Природный мир и искусственный мир. (сайт5)
Учитель: Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора. (сайт6)
Работать будем в парах.
На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.
На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый интересный.
Например: осень в книге – про гербарий
зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп
весна в лодке – о спасенных животных от половодья
Учитель: Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.
6. Работа над главной мыслью текста
Учитель:А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например?
Дети: Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.
Учитель:-Сравните свои предположения с мнением главного библиотекаря Михаила Потаповича и мнением Анишит Йокоповны.
Учитель:-Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?
(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)
7. Поход в «Музейный дом»
Учитель:-Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок.
Предлагаю совершить поход в «Музейный дом (сайт7)
Учитель: Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи. (сайт8)
- Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?
- Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?
(Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.)
- Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?
(Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.)
- Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?
(Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.)
- Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?
(Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)
Учитель: Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.
Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?
Дети: Это любовь.
Учитель:-А сейчас мы послушаем, как звуками можно выразить свою любовь к природе. «Лунный свет» французского композитора Клода Дебюсси
6. Рефлексия. Оценивание
Учитель: Что значит любить природу?
Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.
Учитель: Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?
- Как можно выразить свою любовь к природе? ( Поступком, музыкой , словом , через живопись.)Если мы это поняли, почувствовали, значит мы - счастливые люди!
Лист самооценки
Оцени сегодняшний урок знаком «+»:
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
-Выставление оценок.
7.Домашнее задание
Учитель: Домашнее задание предлагаю выбрать по велению сердца. Это может быть: пересказ изученного текста или сочинение своей истории. Можно использовать заголовки, придуманные на уроке.
8. Подведение итогов
Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи. (сайт9)
Божья коровка,
Полети на небо,
Принеси мне хлеба.
Чёрного и белого,
Только не горелого.
Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.
(в конце дуем на ладошку)
Учитель: Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.(сайт10)