kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

Тема: Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Клод Дебюсси «Лунный свет»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Учитель:Юрьева И.Н.

Тема: Т. Пономарёва «Лето в чайнике»

А.Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Клод Дебюсси «Лунный свет»

Класс:3

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: учебник, аудиозаписи, полоски белой бумаги, мультимедийная презентация, лист самооценки

Задачи:

Создать условия для:

Предметные:

-формирования представлений о любви к природе, окружающему миру; любить природу значит восхищаться ее необыкновенной красотой.

-подведения к пониманию того, что самый главный талант героя заключается в способности сопереживать окружающим, думать о них, то есть в способности любить.

Метапредметные:

Р.: принятия и сохранения учебной задачи;

П.: развития умения осмысленно читать художественный текст, осуществлять поиск нужной информации в материале учебника.

формирования умения рассматривать живописное произведение А. Куинджи, слушания музыкального произведения Клода Дебюсси «Лунный свет»с целью сравнения их с художественным текстом с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний.

К.: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.

Личностные:

-мотивация к учебной деятельности;

- внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениями искусства

ХОД УРОКА:

1.Организационный этап (1 мин)

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости, Ребята давайте поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь, пожалуйста!

Я желаю вам интересной увлекательной работы и конечно, чтобы каждый из вас ушел с урока с новым открытием.

2.Мотивационный этап. Эмоциональный настрой

Учитель: Вот пришли зимние холода. Мороз, снег, вьюга. Мы начинаем кутаться в теплые одежды, ищем защиты от холодного ветра. В морозные дни очень часто вспоминаешь именно об этом. Подумайте, о чем мне хочется вам напомнить?

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …(Лето)

Дети: О лете, солнце и тепле

3.Актуализация знаний уч-ся. Определение темы урока.

Учитель:

-Откроем содержание учебника.

-Ребята, как вы думаете, какое произведение из учебника поможете нам вспомнить лето?

Дети: Рассказ Татьяны Пономаревой «Лето в чайнике».(сайт1)

Учитель: -Определите тему рассказа по его названию. Предположите ,о чём оно.

Учитель: В названии этого произведения только слово «лето» «теплое»?

Дети: Нет, чайник может угостить нас горячим чаем, который нас согреет.

Учитель: Какие ещё произведения Татьяны Пономаревой мы читали? (сайт2)

Дети: Это рассказы «Автобус», «В шкафу», «Прогноз погоды».

Учитель: В каком разделе нашего учебника находится это произведение?

Дети: Учимся любить.

Учитель: На какой главный вопрос мы должны ответить в конце урока?

Дети: Что значит любить?

Учитель: Кто всегда помогает нам в достижении хорошего результата на уроках?

Дети: Маша и Миша Ивановы.


4.Планирование учебной деятельности

- Просмотрите стр. новой темы и давайте спланируем нашу деятельность (сайт3)

1.Знакомство с произведением.

2.Анализ содержания произведения.

3.Сравнить результаты своих наблюдений с информацией учебника.

4.Поход в «Музейный дом»

5.Слушаем музыкальное произведение.

6.Итог урока.


5.Открытие нового знания

1.Первичное ознакомление с текстом

--Чтение учителем до слов «На дне сидела божья коровка»

-Предположите дальнейшее развитие событий.

-Чтение детьми.

-Поделитесь впечатлениями. Можете что-то сказать?

-Оцени поведение героев?

-Почему они поступили так, а не иначе?


2.Рассказ ребят о божьей коровке (сайт4)


1.Лезет божия коровка

По травинке очень ловко.

Крылышки, как лепесточки

И на них чернеют точки.

Спинка издали видна-

Ярко-красная она.

Крылышки расправит ловко

И летит моя коровка

2..Издавна людей добрых и безобидных называли «Божьими». Именно таким добрым и безобидным казался человеку этот жучок (насекомое). А почему же коровка? Да потому, что ядовитую жидкость, которую выделяет он в случае опасности, называли «молочком». Так и получилась «божья коровка».

3.Физминутка

Мы божьи коровки (прыжки)-

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),


А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой скорее полетим («летим» нас свои места)!

4.Анализ произведения

-Чтение текста.

-Кто герои? Что их удивило?

Учитель: Надо же! В этой семье не только ТАКАЯ бабушка, но и ТАКОЙ дедушка! – сказала Маша, когда закончили читать рассказ. Ты понимаешь, что Маша имеет в виду?

Дети: У дедушки из рассказа Т. Пономаревой такой же характер, как и у чудесной бабушки (он наблюдательный, внимательный к окружающему, добрый).

Учитель: Подтверди Машин вывод словами из текста.

Дети: Дедушка решает поставить чайник с божьей коровкой на полку: «Не будем тревожить», то есть он относится к маленькому насекомому как к равному себе.

Учитель: Костя Погодин, друг Маши и Миши, нашел в рассказе «перелом

ный» момент. Как вы понимаете «переломный» момент? Словарная работа

( Речь идет о тех моментах, с которых события могли бы развиваться иначе, если бы героями этих рассказов были обычные люди, а не замечательная бабушка и ее родственники. )

-Познакомьтесь с мнением Кости Погодина. Озвучьте это мнение.

«На дне сидела божья коровка»

-Встаньте кто разделяет эту точку зрения.

-Подтвердите словами текста.

«Всю зиму простоял он (чайник) там. Возле него мы и говорить стали тише...». Каждому из членов семьи дано увидеть даже в маленьком живом существе нечто значительное, целый мир, к которому они относятся с уважением.

Учитель: Предположи, кто такие «мы»?

Дети: Внуки, внучки, а может быть, и мама с папой, или дядя и тетя.

Учитель: Как они объясняют, почему божья коровка решали перезимовать в чайнике?

Дети: Перечитывают строки с предположениями о том, как и почему божья коровка попала в заварочный чайник.

(чтение по ролям)

Учитель: А у вас есть свои версии?

Дети: Высказывают свое мнение по этому поводу. (Из этих высказываний будет видно, кто из детей мыслит логически, реалистично, а кто способен фантазировать.)


5. Работа над заголовком текста

Учитель: Для обычной жизни удивительная история. По-другому быть не могло, ведь название текста фантастическое. Какие два мира объединил автор в названии текста?

Дети: Природный мир и искусственный мир. (сайт5)

Учитель: Два слова из разных «миров» автор соединил предлогом «В». Попробуем создать другие оригинальные заголовки, используя прием автора. (сайт6)

Работать будем в парах.

На желтых листочках – слова «природного мира», точнее названия времен года.

На зеленых листочках записаны слова «искусственного мира». Для связи используем предлог «В». Создаем фантастические названия рассказов, и предлагаем идею рассказа, о чем он будет рассказывать. У вас будет несколько вариантов, выберите и расскажите классу самый интересный.

Например: осень в книге – про гербарий

зима в трубе – о красоте зимних звуков, калейдоскоп

весна в лодке – о спасенных животных от половодья

Учитель: Молодцы! Оригинальные идеи для полета фантазии.


6. Работа над главной мыслью текста

Учитель: А почему этот рассказ помещен в главу «Учимся любить», а не в главу «Учимся наблюдать», например?

Дети: Любить природу – значит сочувствовать всему живому и заботиться даже о самом маленьком ее создании, быть внимательным к окружающему.

Учитель:-Сравните свои предположения с мнением главного библиотекаря Михаила Потаповича и мнением Анишит Йокоповны.

Учитель:-Ребята, а как вы можете выразить свою любовь к природе?

(Посадить дерево, покормить птиц зимой, расчистить родник или просто не вредить ей, полюбоваться пейзажем за окном, т. е. прикоснуться к природе сердцем)

7. Поход в «Музейный дом»

Учитель:- Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется частью его самого. Люди стремятся передать эти чувства с помощью слов, звуков и красок.

Предлагаю совершить поход в «Музейный дом (сайт7)

Учитель: Найдите репродукцию картины. Постараемся увидеть красоту лунной ночи. (сайт8)

- Небо ясное и облачное? Есть ли кусочки чистого неба, без облаков? В какие цвета окрашивает луна облака?

- Какова поверхность реки по сравнению с поверхностью неба?

(Темно-синее ночное небо почти полностью скрыто светящимися изнутри облаками, которые освещены изумрудным, зеленовато-золотистым светом луны. Благодаря лунному свету большая часть поверхности реки выглядит золотисто-зеленой, а в центре – почти белой. Поверхность реки кажется ровной, гладкой и блестящей, напоминающей металл. А поверхность неба благодаря облакам кажется мягкой, она как будто покрыта легкой дымкой, в ней ощущается глубина.)

- Закройте изображение реки узкой полоской бумаги и посмотри на пейзаж. Как он преобразился?

(Пейзаж почти погрузился в темноту. Исчезнет самый яркий контраст в картине – контраст реки, освещенной лунным светом, и темного берега. Пейзаж перестанет быть таким пронзительно красивым, он станет более спокойным и умиротворенным.)

- Теперь закройте, а потом откройте изображение луны. Как меняется освещение?

(Главный источник света в картине – река, которая светится только отраженным светом луны. На глазах меняется освещение всего пейзажа: с «появлением» луны пейзаж становится как будто торжественней.)

- Найдите домики на берегу Днепра. Есть ли ощущение, что там все погрузилось в сон?

(Пронзительность яркого ночного освещения реки и неба подчеркивается спокойствием и тишиной, разлитыми на берегу.)

Учитель: Удивительная картина. Мы смогли увидеть эту красоту.

Какое чувство помогло художнику создать уникальную картину?

Дети: Это любовь.

Учитель:-А сейчас мы послушаем, как звуками можно выразить свою любовь к природе. «Лунный свет» французского композитора Клода Дебюсси


6. Рефлексия. Оценивание

Учитель: Что значит любить природу?

Дети: Уметь видеть и наблюдать красоту, заботиться о природе, уважать.

Учитель: Человек любит сердцем. Были у вас моменты на уроке, когда сердце замирало? От чего?

- Как можно выразить свою любовь к природе? ( Поступком, музыкой , словом , через живопись.)Если мы это поняли, почувствовали, значит мы - счастливые люди!

Лист самооценки

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 -Выставление оценок.

7.Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание предлагаю выбрать по велению сердца. Это может быть: пересказ изученного текста или сочинение своей истории. Можно использовать заголовки, придуманные на уроке.


8. Подведение итогов

Учитель: Маленькая божья коровка, уснувшая в чайнике, открыла нам удивительный мир любви. Про неё есть замечательная считалочка-талисман, которая является древним символом счастья и удачи. (сайт9)

Божья коровка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Представим, что мы на летнем лугу. Тепло. Солнышко. Божья коровка сидит у нас на ладошке. Произнесем хором шепотом считалочку, и отпустим божью коровку на волю.

(в конце дуем на ладошку)

Учитель: Спасибо за урок. Всем счастья и удачи. Урок окончен.(сайт10)





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения

Автор: Юрьева Ирина Николаевна

Дата: 24.12.2018

Номер свидетельства: 492558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Теххнолоогиеская карта урока литературного чтения "Л.Н.Толстой. "Котёнок"""
    ["seo_title"] => string(75) "tekhkhnoloogieskaia_karta_uroka_literaturnogo_chteniia_l_n_tolstoi_kotionok"
    ["file_id"] => string(6) "593912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638979667"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения "Стихи о весне А.Н.Плещеева" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-stikhi-o-viesnie-a-n-plieshchieieva"
    ["file_id"] => string(6) "107576"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403328649"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа". "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia-v-1-klassie-po-proghrammie-pierspiektivnaia-nachal-naia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "111269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407313804"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок литературного чтения Х.К. Андерсена "Гадкий утенок" "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieraturnogho-chtieniia-kh-k-andiersiena-gadkii-utienok"
    ["file_id"] => string(6) "156406"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421420688"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме «Подготовка к итоговой аттестации по литературному чтению. «Синицы» "
    ["seo_title"] => string(154) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-po-tiemie-podghotovka-k-itoghovoi-attiestatsii-po-litieraturnomu-chtieniiu-sinitsy"
    ["file_id"] => string(6) "225183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439472239"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства