Просмотр содержимого документа
«Урок конспект по финансовой грамотности»
МБОУ «Чутеевская СОШ»
Янтиковского района Чувашской Республики
Методическая разработка урока русского языка
по финансовой грамотности
Тема: «Про финансы знать обязаны!
(Имя существительное)»
3 класс
Автор:
Орлова Алина Николаевна
учитель начальных классов
Финансовая грамотность на уроке русского языка
Тема: Про финансы знать обязаны!
Цель: ознакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отработать грамматическое понятие «имя существительное».
Задачи урока:
1. Предметные:
Организовать деятельность учащихся по изучению и систематизации знаний об имени существительном; формировать умения находить имена существительные в тексте, определять морфологические и синтаксические признаки данной части речи, а также связать данную тему с финансовой грамотностью, дать понятия из мира финансов, на примере заданий рассказать о важности финансов в жизни человека.
2.Метапредметные:
Корректировать и развивать познавательные способности, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать и обобщать), умение грамотно излагать свои мысли, развивать внимание, память, эмоциональную сферу, коммуникативные качества.
3. Личностные:
Создавать положительную мотивацию к изучению предмета, бережное отношение к родному языку, умение рационально использовать время.
-Как вы определили, что это имена существительные?
-А теперь обведите в кружок первые буквы в словах, а в последнем последнюю букву. Что у вас получилось? ФИНАНСЫ
-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Тема: Имя существительное в мире финансов.
-Как вы думаете, что общего между финансами и именем существительным?
-Нам предстоит вспомнить все сведения об имени существительном и узнать о мире финансов.
-Зачем людям изучать финансовую грамотность?
III. Мотивация к учебной деятельности
Работа в паре.
Еще в древности люди изучали финансы для того, чтобы правильно распоряжаться деньгами, планировать свои расходы, ведь в этом заключается благополучие в жизни людей.
Задание №1.
-Перед вами текст.
-В нем есть выделенные слова.
У разных народов на определенных этапах истории в роли денег выступали различные продукты: в древней Мексике - какао-бобы, В Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филиппинских островах – рис, на Руси – скот и меха.
-К какой части речи они относятся?
-Что такое имя существительное?
-Укажите над этими словами род и склонение.
-Род и склонение – это изменяемые признаки существительного или постоянные?
-Проверяем
2. Задание в написании собственных и нарицательных слов
В этом тексте есть слова, написанные с большой буквы, как называются эти слова, почему пишутся с большой буквы? Выпишите их в тетрадь.
-Какими бывают существительные? (собственными и нарицательными).
-А какой способ хранения денег появился сравнительно недавно? (банкомат, карта)
3. Творческая работа в группах. Задание в написании одушевленных и неодушевленных существительных.
–Откуда люди берут деньги?
-Где еще можно получить деньги?
Задание 2.
Перед вами список 5 самых востребованных профессий 2020 года. Запишите в тетрадь по рейтингу, начиная с самой высокооплачиваемой. Рядом с названиями профессий стоит падеж, запишите эти слова в нужном падеже.
№ пп
Профессия
Вакансии (штуки)
Средняя зарплата (рубли)
1
Актер (П.п.)
216
30 000
2
Журналист (Р.п.)
529
36 000
3
Фотограф (Т.п.)
608
26 000
4
Продюсер (Д.п.)
63
65 000
5
Дизайнер интерьера (В.п.)
306
44 000
-Проверяем.
-Перед вами профессии людей и термины, которые используют люди данных профессий. Произведите соответствие, соединяя стрелочками слова.
-Какими еще бывают существительные? (Одушевленные - Неодушевленные.)
-А как вы это определили?
-Найдите в данном тексте одушевленные имена существительные.
IV. Физкультминутка
Игра «Расход - доход» (отвечаем хором)
Папа получил премию (доход)
Взяли кредит в банке (доход)
Бабушка заболела (расход, дети поясняют почему)
Мама заплатила штраф (расход)
Выиграли в лотерею 3 тысячи рублей (доход)
Потеряли кошелёк (расход)
Продали картофель с дачного участка (доход)
Нашли 100 рублей (доход)
Сдали пальто в химчистку (расход)
Заплатили за воду (расход)
4. Лексический диктант.
Наблюдение над ролью имен существительных в речи.
Я вам читаю строчки из стихотворения, ваша задача угадать слово и его записать.
Из какого автомата выдается зарплата людям? (банкомат)
Половинку от зарплаты называют как, ребята? (аванс)
Он финансовый факир, в банк к себе нас ждет…? (банкир)
В море коварном товаров и цен бизнес-корабль ведет..? (бизнесмен)
И врачу, и акробату выдают за труд ..? (зарплату)
Составьте простое предложение, используя одно из этих слов.
5. Объясните смысл пословиц. Работа в парах.
Выпишите понравившуюся пословицу, подчеркните имена существительные как члены предложения.
Когда кошелёк лёгок – на душе тяжело.
Кто долго спит, тот денег не скопит.
Нелегко деньги нажить, но легко деньги прожить.
-Какой вывод можно сделать.
-Каким членом предложения может быть имя существительное?
6. Текущий контроль. Работа в парах. Составление кластера.
На столах лежат листочки, подпишите фамилии.
В пустые кружочки впишите все, что мы с вами сегодня вспомнили об имени существительном.
V. Итог урока.
Сегодня мы повторили все, что изучали об имени существительном и узнали кое-что о мире финансов.
Родители получают зарплату, а платой за ваш труд являются оценки.
Давайте попробуем произвести расчет той оценки, которую вы получите за сегодняшний урок.
Оцените себя и поставьте все оценки, которые вы получили на лист самооценки. Если вы не выполнили задание, то ноль баллов. Разделите сумму, которая у вас получилась. Впишите в графу на листе самооценки.
VI. Рефлексия.
-Как вы думаете, для чего человеку нужно быть финансово грамотным?
Есть связь у имени существительного с миром финансов?
VII Домашнее задание.
Записать 5 слов из мира финансов, дать лексическое значение каждого из них. Составить простое предложение, используя эти слова. Над существительными указать все постоянные признаки этой части речи.
Приложение
Задания 1
Перед вами текст.
В нем есть выделенные слова.
-К какой части речи они относятся?
-Что такое имя существительное?
Укажите над этими словами род и склонение.
У разных народов на определенных этапахистории в роли денег выступали различные продукты: в древней Мексике- какао-бобы, В Перу и Боливии ту же роль играл один из видов перца, на Филлипинских островах – рис, на Руси – скот и меха.
Задание 2
Перед вами список самых востребованных творческих профессий 2020 года. Выпишите названия этих профессий себе в тетрадь, начиная с самой высокооплачиваемой.
№ пп
Профессия
Вакансии (штуки)
Средняя зарплата (рубли)
1
Актер (П.п.)
216
30 000
2
Журналист (Р.п.)
529
36 000
3
Фотограф (Т.п.)
608
26 000
4
Продюсер (Д.п.)
63
65 000
5
Дизайнер интерьера (В.п.)
306
44 000
Произведите соответствие:
Фотограф реклама
актер аппликация
журналист сцена
дизайнер интерьера объектив
продюсер репортаж
Выпишите понравившуюся пословицу, подчеркните имена существительные как члены предложения.