kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Финансовая грамотность глазами детей. Карикатура", 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведен в рамках научно-методической недели в Гимназии, тема "Финансова грамотность".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Финансовая грамотность глазами детей. Карикатура", 7 класс»







Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 10»

Методическая разработка урока









Методическая разработка урока


Тема: «Финансовая грамотность глазами детей. Карикатура»

7 а класс


Урок проведен в рамках научно-методической недели в МБОУ «Гимназия № 10», тема «Финансовая грамотность»







Разработала:

Смирнова Т. А,

учитель ИЗО, рук. кафедры доп. дисциплин

МБОУ «Гимназии № 10»















г. Луховицы, ноябрь 2019г.

Тема: «Финансовая грамотность глазами детей. Карикатура».

Цель: сформировать правильное представление о финансовой грамотности и финансово грамотном человеке.

Задачи:

- познакомить с понятием финансы, финансовая грамотность

- научить правильному отношению к финансам

- научить высказывать мнение о финансах, решать финансовые вопросы, опираясь на жизненные ситуации в быту, в семье.

- с помощью карикатурного рисунка рассмотреть вопрос финансовой грамотности или безграмотности человека

Используемые технологии:

- личностно-ориентированное обучение;

- технологии развивающего обучения;

- ИКТ

- групповые технологии

Используемые материалы:

Для учителя: презентация «Финансы. Финансовая грамотность», журналы, газеты с изображением карикатурных рисунков (желательно на тему, связанную с финансами)

Для учащихся: сообщения на тему «Истоки финансовых отношений», «Быть финансово грамотным человеком - значит....»

Используемые материалы: бумага, фломастеры, маркеры, гелевые ручки.

План урока:

1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверить готовность учащихся к уроку 1-2 мин.

2.Основная часть 15 мин.

а) вовлечение в беседу (обсуждение проблемы финансовой грамотности и актуальности данного вопроса)

в) познакомить с понятием финансы, финансовая грамотность (учащиеся выступают с сообщениями, которые готовят заранее дома, используя интернет).

г) вывод учащихся – нужна ли финансовая грамотность

3. Практическая работа. Карикатура на тему «Финансовая грамотность глазами детей».

20 мин.

4. Итог урока. Выставка работ, обсуждение, обмен мнениями, оценка (сами учащиеся оценивают работы друг друга). 5-7 мин.

Вывод. Рефлексия: 2-3 мин.

Ход урока:

1. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Учитель рассказывает учащимся о том, что данная учебная неделя особенная, она посвящена финансовой грамотности. Далее учитель интересуется у учащихся, сталкивались ли они с решением финансовых вопросов или проблем.

Учащиеся размышляют и приходят к выводу, что даже им приходилось сталкиваться с вопросами, связанными с финансами (приводят примеры).

Вообще что такое финансы? Как и почему они появились? Что такое финансовая грамотность? – это основные вопросы, которые мы рассмотрим на уроке - сообщает учитель.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что в основе финансовой грамотности лежат деньги и правильное распоряжение денежными средствами. Учащиеся выступают с сообщениями «Первые деньги и первые финансовые отношения». В своих сообщениях они рассказываю о самых первых видах денег, самых разных материалах из которых делались деньги и их назначении, затрагивают историю денежных единиц разных государств, в том числе в первую очередь России).

Учитель говорит о важности финансовой грамотности. Важно не только иметь деньги, очень важно уметь ими правильно распоряжаться? В этом основная суть финансовой грамотности. Интересуется у учащихся, что значит быть финансово грамотным человеком. Учащиеся высказывают предположения. Учитель в итоге выстраивает презентацию, в которой четко прописывается, что значит быть финансово грамотным человеком. Учитель рассказывает учащимся о том, что вопросы финансовой грамотности очень часто затрагивают художники-карикатуристы, демонстрирует учащимся презентацию или вырезки из журналов и газет. Интересуется у учащихся, как они считают, зачем художники затрагивают данную тему?

Ответы учащихся:

- хотят высмеять, предупредить, научить, привлечь к проблеме, задуматься.

Учитель спрашивает- Каккие сюжеты рассматривают художники в своих работах?

Ответы (можно услыщать):

-совет, что лучше хранить деньги в банке, обосновывают почему….

- правильно распределять финансы

- соизмерять доходы с расходами

- необдуманные покупки -быстрая трата финансов

- совет делать инвистиции для увеличения имеющихся средств

- не покупать некачественный товар, проверять сертификат соответствия.

- т.д.

3. Практическая работа. Учитель предлагает учащимся, работая в паре, создать карикатурный рисунок (мини листовку), который бы рассказывал о правилах финансовой грамотности, или высмеивал, подчеркивал финансовую безграмотность людей и ее последствия.

Учащиеся под музыку выполняют совместную (парами работу), использую фломастеры, маркеры, гелевые ручки.

4. Урок завершется выставкой работ. Учащиеся анализируют работы, высказывают мнение, оценивают работу на уроке.

Рефлексия:

Учитель спрашивает: удалось ли рассмотреть актуальность данной темы, чем полезна информация, полученная на уроке? Помогут ли полученные знания лучше ориентироваться в вопросах финансовой грамотности и успешно их решать?









Сообщения учащихся по теме «Финансовая грамотность»

Образ финансово грамотного человека (глазами Центробанка) состоит из следующих параметров:



1. Ведёт учёт собственных доходов и расходов (т.е. важно знать какой доход вы получили, на что потратили деньги, какова разница между доходами и расходами – в идеале должно что-то оставаться и это “что-то” нужно приумножить для достижения будущих финансовых целей).

2. Тратит меньше, чем зарабатывает — у финансово грамотного человека нет кучи кредитов в разных банках и/или МФО, он умеет жить по средствам (тратит что сам заработает) и сберегает свободные денежные средства.

3. Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию). За всем уследить, конечно, невозможно, но нужно знать и понимать, где взять необходимую информацию (из надёжных источников) и использовать её с максимальной выгодой для себя.

4. Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг. Необходимо следить за надёжностью финансовых организаций, чтобы не потерять свои деньги.

5. Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств). Это одно из самых важных правил финансовой грамотности. Вы можете потерять работу, заболеть и надолго уйти на больничный, а денежные средства из резервного фонда помогут вам жить и оплачивать собственные нужды и обязательные платежи без существенного ущерба качеству жизни.

6. Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены

Как давно появились деньги?

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769).

















История денег

Как давно появились деньги?

Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769).

До появления денег экономика функционировала на основе бартера, дара и долга.[16]


В различных регионах мира использовали в качестве денег различные вещи (товарные деньги):

на островах Океании и у ряда племён индейцев Южной Америки деньгами служили ракушки и жемчужины,

в Новой Зеландии в качестве денег использовались камни с отверстиями в середине,

во многих странах в качестве денег использовался скот, меха и шкуры животных, эти формы денег были наиболее древними и распространёнными, позднее в качестве денег стали использовать бруски, слитки, обрубки из металлов.

в Киевской Руси денежной единицей была гривна (серебряные слитки), наряду с ней в качестве денег использовались мех, соль, мёд, скот и т. п.

Постепенно роль денег перешла к металлам. Вероятно, сначала это были металлические предметы (наконечники стрел и копий, гвозди, утварь), затем слитки разной формы. Функцию денег выполняли медь, бронза, железо, серебро. Лишь в некоторых странах (в Ассирии и Египте) ещё за 2 тысячелетия до н. э. для денег использовали золото. Со временем в качестве денег стали использоваться слитки металла, что имело значительные неудобства: во-первых, количество металла требовалось каждый раз взвешивать; во-вторых, нужно было определять его пробу. Для предотвращения подделок и обвеса со временем металл стали отмечать публичным клеймом. Так возникли чеканная монета и монетные дворы[17].


С VII века до н. э. в обращении появляются чеканные монеты. Быстрое распространение монет связано с удобством их хранения, дробления и соединения, относительной большой стоимостью при небольшом весе и объёме, что очень удобно для обмена.

«… все первые денежные единицы были весовыми мерами зерна — мина, сикль, лира, фунт»[18].


В домонгольской Руси в обращении использовали западноевропейские денарии и дирхемы, поступающие из юго-восточных государств арабского Халифата.[10]. Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка — полденьги, одна четвёртая копейки; копейка; грош — две копейки; алтын — три копейки (см. пословицу: «Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля, то есть пятьдесят копеек; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать», то есть «резать», «рубить», см. в Словаре Владимира Даля: «Монету вытинают чеканом»).



Известны периоды в истории отдельных стран, когда использование монет по тем или иным причинам прекращалось, и в качестве денег вновь использовались товарные деньги. Так, на Руси в XII—XIV веках существовал безмонетный период, так как приток серебра из-за рубежа иссяк, а своих серебряных месторождений на Руси не было.


Путём порчи или девальвации, государство могло уменьшить действительное количество металла, содержавшееся в монетах. Например, Римский асс в последние времена республики был уменьшен до 11/24 своей первоначальной стоимости и стал весить только пол-унции вместо фунта. Это позволяло правителю уплачивать свои долги и выполнять обязательства при наличии меньшего количества металла, чем это требовалось бы первоначально.[17].


Первые бумажные деньги появились в Китае в 910 году. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 году. В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены при Екатерине II (1769)[19].


История денег


Определить исторически, когда появились первые деньги не возможно. Ученые и специалисты в этой области определяют это время лишь по упоминаниям о них в древних письменах. Одно из таких упоминаний датировано приблизительно 2500 годом до нашей эры. Оно дошло до наших дней в виде клинописного текста на глиняной табличке из Древнего Междуречья. В нем упоминается о проведенном платеже, состоящем из нескольких мер серебра. После этого в ряде древних государственных образованиях металлы в определенном количестве стали выполнять мерные функции, то есть функции денег, что впоследствии привело к появлению монет.


Первые деньги в зависимости от культуры, развития и занятия народов были разнообразными. До наших дней дошли самые разнообразные предания о древних деньгах. Расскажем о некоторых их них.


Каменные деньги представляли собой каменные диски разных диаметров с отверстиями в центре. Самые большие достигали до 4 метров в диаметре. Пребывали такие деньги в обороте среди жителей островов Яп (ныне – Федеральные Штаты Микронезии). Служили они эквивалентом при обмене товарами, платой за услуги и судебные издержки.


Деньги в виде металлических топоров использовали индейцы Америки во времена завоевания их испанскими конкистадорами. В частности, в Мексике, индейцы использовали при проведении платежей, так называемые, бобы какао и небольшие медные топоры, которые не использовали в хозяйстве из-за непрактичности и мягкости металла.


Соляные бруски, как платежное средство, широко применялись в странах разных частей света. К примеру, можно привести Древнюю Русь или Эфиопию, где соляные бруски самородной соли в качестве денег использовались вплоть до 20-х годов прошлого века. А в войске Юлия Цезаря римские легионеры часть жалования получали солью. Следует так же отметить, что английское слово salary – «зарплата», происходит от латинского слова sal – «соль».


Крупный рогатый скот так же в определенное время считался денежной мерой. Даже в наше время в некоторых странах Африки стада крупного рогатого скота являются денежным эквивалентом и мерой при проведении торговых или обменных операций.


Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей некоторых островов Тихого океана. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров, которые склеивались между собой или связывались растительными волокнами из лиан в круги – своеобразные бухты. Использовались такие деньги для взаимных расчетов и покупках в зависимости от яркости перьев: чем ярче бухта, тем дороже она использовалась при обмене.

Мелкая разменная монета из перьев и рулон из денег-перьев (острова Санта-Крус).

Деньги в виде раковин использовались в разные времена и в разных странах. Так, например, раковины каури использовались в Китае еще в 1500 году до нашей эры, о чем свидетельствуют древние письмена. Так же раковины использовались в виде денег в странах Африки, Таиланде, Индии, на островах Индийского и Тихого океанов.


Первые упоминания о деньгах в виде монет датированы 7 веком до нашей эры. Согласно древних письменных источников, первые монеты представляли собой металлические пластины неправильной формы с вытесненным рисунком и применялись в обороте на территории Царства Лидия, которое располагалось в Малой Азии. Изготавливались они из природного сплава золота и серебра, и для определения их веса на них вытеснялся определенный рисунок, что на современных монетах называется номиналом.


Вытесненный рисунок выполнял роль печати, метки, герба или клейма, которым местный правитель указывал точность веса монеты и ее торговый эквивалент. Постепенно монеты распространились по всей Греции, а со временем по всей Европе.


Первые монеты не из драгоценных металлов начали изготавливаться и вводиться в оборот приблизительно в 600 году до нашей эры в Китае. Они чеканились из железа и его сплавов с углеродом. Именно в это время китайцы применили на практике такое понятие как номинал монеты.


Первые бумажные деньги появились так же в Китае в 910 году, благодаря двум причинам: тогдашнему торговому кризису и передовым технологиям производства бумаги. Тогда правители Китая запретили расписки купцов между собой и ввели свои векселя, которые и стали прообразом современных бумажных денег.


Первые бумажные деньги (Китай).


Расцвет и экспансия бумажных денег происходят лишь после 1440 года, когда И.Гуттенберг изобрел первый печатный станок для производства книг, который в скорости использовали для массового печатанья денег.

















ПЕРВЫЕ ДЕНЬГИ



Какие только предметы не использовали наши предки в качестве денег: медные прутики, драгоценные камни, скот. Но самыми древними были раковинные деньги. Такие деньги появились в Китае более 2000 лет до н.э. Но не всякие раковины шли в дело, а только раковины моллюсков каури. Нитка каури с 5 или 10 раковинами считалась тогда основной денежной единицей. В склепе царицы Фу Хао, столице тогдашнего государства Шан на территории нынешнего Китая, находилось около 7000 каури. Эта царица была очень богатой женщиной. Даже когда появились монетные деньги, раковины каури не потеряли своей значимости. Металлические монеты стали изготавливать в форме раковин каури.



Если верить учебникам истории, первые настоящие деньги появились в государстве Лидия (Западная Турция) примерно в 650 г. до н.э. Это были небольшие кусочки металла в виде горошин из электрона — природного сплава серебра и золота. Однако и другие страны с успехом могут претендовать на первенство в изготовлении первых металлических денег. Пластинки или плоские кусочки серебра в качестве денег использовались и в Индии, и в Китае.



А вот первые монеты на Руси стали чеканить при князе Владимире около 1000 года. На одной стороне у них был изображен сам великий князь, а на другой — Иисус Христос. Монеты изготавливались из серебра и золота и назывались «сребряники» и «златники». Слово «рубль» произошло от глагола «рубить», такой обрубок впервые упоминается в новгородской берестяной грамоте, датируемой 1281-1299 годами.

























Образ финансово грамотного человека



Ведёт учёт собственных доходов и расходов



Тратит меньше, чем зарабатывает



Ориентируется в мире финансов (знает, где найти нужную информацию)





Осуществляет рациональный выбор финансовых услуг



Имеет собственный резервный фонд – «подушку безопасности» (на случай непредвиденных обстоятельств)



Знает, как защищены права потребителя финансовых услуг – т.е. человек знает, куда нужно обратиться, если его права на финансовом рынке нарушены




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Финансовая грамотность глазами детей. Карикатура", 7 класс

Автор: Смирнова Татьяна Анатольевна

Дата: 05.12.2021

Номер свидетельства: 593479


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства