Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Зачем нужны деньги?"»
Урок финансовой грамотности 1 «Б» класс
Цель:рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Задачи:
предметные: знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «бартер», «товар»; развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.
метапредметные:
регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;оценивать правильность выполнения действий;
познавательные : добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формировать умение работать в группе;
личностные: - развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.
Планируемые результаты:
личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
метапредметные: умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, готовность слушать собеседника, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группах.
предметные: понимание и правильное использование термина «деньги», «товар», «обмен», «бартер».
Форма урока: игра. Дети сидят по группам (по желанию детей). Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы: муляжи фруктов, овощей, животных, карточки с заданиями.
Ход урока
Огр. Момент
Сегодня вы не зря сели по группам, вам предстоитработа в команде, вы должны помнить о правилах поведения итехнике безопасности. Уважаем мнение других, с местане выкрикиваем.
А теперь положите ладошки друг другу на руку иповторите за мной:
Мы ребята просто класс! Всё получиться у нас!
Пусть хорошее настроение будет с нами на протяжении всего урока.
Сообщение темы урока
- Разгадайте ребус и определите тему нашего занятия.
– Какое слово получили? (деньги) Какова же тема нашего занятия?
II. Формулирование темы занятия, постановка цели
Тема сегодняшнего урока «Зачем нужны деньги?» (Учитель записывает тему на доске)
-Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?
-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?
Ответы детей:
(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. Но, возможно, мы еще знаем не все о деньгах и мы хотели бы узнать о них больше.)
- В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы:
1. Что такое «деньги»?
2. Зачем нужны деньги?
- Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.
Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись?
III. Изучение нового материала.
-Я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.
Звучит музыка.
- Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Все необходимое для жизни они получали от природы. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения, ловили рыбу.
- Все вы являетесь жителями различных племен: Ага- ага, Шики-таки, Тик-так, Чу-чу. У вас на столах есть карточка, в которой написано что имеется у народа и в чем нуждается. Один человек из племени должен представить своё племя, рассказать, чем занимается. (Дети представляют племена)
Ага-ага Мы живём около большого озера и у нас очень много рыбы, которую мы бы могли обменять на нужные нам предметы. Нам нужна соль для заготовки рыбы на зиму.
Шики-таки
Мы живём на соляных источниках, и мы можем обменять соль на нужные нам вещи.
Нам сильно не хватает мяса.
Тик-так Мы торговый город скотоводов, живём в лесостепи и можем предложить к обмену мясо и молоко. Наш народ сильно нуждается в зерне, которое не умеет выращивать самостоятельно.
Чу-чу Мы земледельческий город. Можем предложить для обмена излишки зерна. У нас нет скота и озёр рядом, нам не хватает молока и рыбы
- Теперь члены племени возьмите свои вещи пойдите в соседнее племя и
обменяйте предметы на необходимые вам.
- У кого получилось поменяться? - Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Как называются предметы для обмена, в экономике, вы узнаете, разгадав шараду. Назовите первые звуки картинок.
- Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром. - Написав первые буквы слов-картинок, вы узнаете экономический термин процесса взаимообмена товаром.
- Взаимообмен товарами называется бартер.
-У кого не получился совершить бартер? -Почему? ( Есть неудобства обмена.)
- Что необходимо сделать, чтобы обмен был удобен?
- Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.
- Я предлагаю вам вернуться в наше время, где есть деньги.
Звучит музыка
-Возьмите деньги, которые лежат в конвертах у вас на столах. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.
- Какой вы можете сделать вывод? (Любые товары можно обменять посредством денег)
- Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре.
Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.
Деньги - это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле - продаже.
- Для чего нужны деньги? (Для облегчения обмена)
- Что произойдет, если исчезнут деньги?
- А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
Физминутка.
Мы нашли богатый клад(изображаем:копаем)
Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу).
Стали думать, как нам быть? (повороты туловища)
Как же клад нам разделить? (руки в сторону)
Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища)
Работа в группах.
Игра Поход в магазин
Сейчас вы отправитесь в магазин
1 группа – сладости
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить сладости. - Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Пирожок – 1 рубль
Конфета – 2 рубля
Печенье – 2 рубля
Кукла – 4 рубля
Зефир – 5 рублей
Пряник – 1 рубль
Подарок маме – 5 руб.
Помидор – 2 рубля
2 группа – школьные принадлежности
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить школьные принадлежности. - Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Ручка - 2 рубля
Карандаш – 2 рубля
Огурец – 1 рубль
Конфета – 2 рубля
Пенал – 5 рубля
Ластик – 1 рубль
Тетрадь – 2 рубля
Машинка – 5 рублей
3 группа – овощами
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить овощи. - Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Помидор – 2 рубля
Печенье – 2 рубля
Лук – 1 рубль
Стул – 3 рубля
Свекла – 2 рубля
Пенал – 5 рублей
Морковь – 1 рубль
Дневник – 7 рублей
4 группа – игрушки
У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить игрушки. - Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.
Юла – 2 рубля
Карандаш 2 рубля
Кукла – 3 рубля
Молоко – 3 рубля
Солдатик – 1 рубль
Ножницы – 2 рубля
Мяч- 3 рубля
Конфета – 2 рубля
Отчёт групп (на доске карточки каждой группы) - Сколько денег у вас было? - На что потратила свои деньги 1 группа? - Сколько денег потратили? –
Подведём итог.
Первая группа потратила …. рублей.
- Вторая ..
- Третья…
- Четвёртая..
Игра «Собери пословицу»
(у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)
Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Трудовая денежка всегда крепка.
Уговор дороже денег.
Деньги счет любят.
На деньги ума не купишь.
Монета карман не тянет.
Здоров буду — и денег добуду.
На деньги друга не купить.
Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.
Деньги смогут много, а правда – все.
В чужом кармане трудно деньги проверять.
Вовремя копейка дороже рубля.
Деньги не грибы – можно и зимой найти.
Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.
Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.
Из чужого кошелька легко платить.
Как деньги при бедре, так помогут при беде.
Когда деньги говорят, тогда правда молчит.
V. Закрепление??????????????
- Чтобы закрепить , то что вы узнали, я предлагаю разгадать кроссворд.
Взаимообмен одних предметов на другие . (Бартер)
Удобное средство платы при покупке. ( Деньги)
Предметы, которыми обмениваются или покупают люди. (Товар)
Передача товара . (Обмен)
Наш урок подходит к концу.
Давайте вспомним тему нашего урока
1. Что такое «деньги»?
2. Зачем нужны деньги?
Рефлексия
Сейчас вы получите монету и купюру, ваша задача поднять вверх купюру, ЕСЛИ вы оцениваете свою работу на уроке на высший балл, у вас сегодня все получилось и урок был интересным, а ЕСЛИ сегодня на уроке у вас ничего не получилось поднимите монету.