Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению с элементами финансовой грамотности, 2 класс»
Конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке» с элементами финансовой грамотности (
Ход урока
Орг момент: Правила поведения на уроке, проверка рабочих мест.
Активизация на познавательную деятельность
- Посмотрите на экран и постарайтесь ответить, из какой сказки эти фрагменты. СЛАЙД1
- Это авторская сказка или народная?
-Кто автор?
- А.С. Пушкин говорил «Что за прелесть эти сказки»….
А любите ли вы читать сказки? Почему? (Рассуждение детей).
Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведем игру. Все ученики делятся на 3 команды по рядам. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы золотой рыбки. (рыбка на СЛАЙДЕ)
Вопросы.
Где жили старик и старуха? (у самого синего моря).
Чем дед ловил рыбу?
3. С чем первый раз пришел невод? (с тиной).
4. С чем второй раз пришел невод? (с травой морской).
5. Когда старуха стала столбовой дворянкой, кем ей захотелось стать? (вольной царицей)
6. Что ела за столом старуха-царица? (пряник).
7. Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню).
8. Где хотела жить жена рыбака в своем последнем желании? ( в море окияне)
9. Какое желание старухи не исполнила рыбка
Проблемный вопрос.
-Что общего у сказки Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с другими сказками?
(Обсуждение в парах). (Есть зачин, концовка, волшебство, повторение сюжета, магическое число, добро побеждает зло.)
Анализ героев литературного произведения.
- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник? (золотая рыбка).
- В чем необычность рыбки? ( Рыбка золотая, умеет говорить человечьем голосом, исполняет желания).
Попробуем выяснить какой характер у каждого героя.
- На доске характеристики героев. ( ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАДАНИЕ) Какие черты характера относятся к старику, старухе? (Характеристики: добрый, податливый, безвольный, смиренный, властный. Злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.)
- Кто из героев вам больше нравится? Почему?
Изучение нового материала
-Расскажите о жизни старика и старухи. Как они жили? Почему?
-Что просила у рыбки старуха (корыто, дом, одежду, слуг)
-Работали или бездельничали старик со старухой?
-Ваши родители тоже ходят на работу. Зачем?
-А для чего нужны деньги? (чтобы покупать продукты, одежду, мебель)
- А Как назвать, одним словом все денежные поступления в семью?
- Все денежные поступления в семью называют доходами ) СЛАЙД
-Что может приносить доход в семью? Обратитесь за помощью к карточкам (СЛАЙД, переворачивают картинки: пенсия, премия, стипендия, наследство, бизнес, продажа чего-либо, сдача в аренду квартиры ).
--Перед вами возможные доходы старухи и старика из нашей сказки. Давайте определим к кому относиться тот или иной доход. (Слайд с анимацией) ( продажа пряжи, продажа рыбы, продажа невода, пенсия, сдача в аренду корыта)
-Почему старик не мог купить старухе новое корыто, одежду или дом? (возможно, не хватало денег,)
- Ребята, а вам знакома такая ситуация? Бывали в вашей жизни такие случаи, когда вы очень сильно чего-то хотели, но родители не могли вам этого купить?
- Почему мы не можем купить всё что хотим? (потому что нет столько денег, есть вещи, которые нам ещё рано покупать, есть вещи дорогие, на них надо копить деньги)
-Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги.
- Расходы - это денежные затраты всех членов семьи. (слайд) На что тратят деньги Ваши родители?
-Как вы думаете, какие расходы обязательные ? (еда, коммунальные платежи, обучение)Какие необязательные (дорогой смартфон, сладости, поход в кино) Бывают еще и временные ( Ремонт машины, покупка велосипеда)
-Как вы думаете на что могли бы старик и старуха потратить свои деньги?
-В паре и заполните карточку «Расходы старухи и деда» ( Работа в парах)
- Ребята, бюджет семьи бывает положительный и отрицательный. Давайте разберемся с этими рассуждениями. Если в семье доходы больше, чем расходы. Это хорошо? (да) Такой бюджет называют положительным.
- А куда можно потратить лишние деньги? (на развлечения, каждый день покупать мороженое, шоколад)
- А может быть лучше эти деньги отложить? Ведь могут случиться непредвиденные расходы? Какие? (кто-нибудь из семьи заболеет, порвутся сапоги, понадобится запасная часть на автомобиль)
- А если в семье доходы меньше, чем расходы? Это хорошо? (нет)Такое бюджет называют отрицательным.
- Что же делать в этом случае? (меньше тратить денег, экономить, найти работу, где платят больше, найти дополнительный заработок)
-Как вы думаете, какой бюджет был у старика и старухи из сказки? Почему?
Рефлексия
- Ребята, поиграем в игру «Лайк, дизлайк». Я буду называть действие, если это доход старика и старухи, показываете – лайк, а если расход – дизлайк.
Старуха собрала грибы, ягоды и продала на рынке
Оплата коммунальных платежей за землянку
Старик пошел к синему морю и потерял кошелек
Старуха нашла под разбитым корытом 100 рублей
Старик простудился и заболел
Старик продал часть пойманной рыбы
Старик отремонтировал соседу невод
Старуха купила стиральную машину
Старик и старуха получили пенсию.
- Молодцы. Хорошо справились с заданием.
Итог урока.
-В завершении урока, подумайте и дайте ответ на вопрос: становилась ли старуха счастливее, от того что у нее появилось новое корыто, дом? (нет, хотелось большего)
Становилась ли она добрее, умнее, счастливее, был ли лад в их семье? Старик не отказывал в просьбах старухи. Но не все в жизни измеряется материальными ценностями. Главное ….(здоровье, дружба, семья)
-Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
Осталось лишь только оценить себя:
Я узнал…
Я запомнил…
Мне понравилось
- Как вы считаете, полученные знания пригодятся вам в жизни?
- Спасибо за работу.
С одной стороны, сказка учит не быть жадными и довольствоваться тем, что дается тебе судьбой. Но опытный бизнесмен способен усмотреть в сюжете и другой смысл: никто не запрещает стремиться к большему, ведь рыбка не отказала старику в первый и второй раз. Однако важно помнить, что в погоне за несметными благами можно все потерять. Нужно делать посильные инвестиции, формировать «финансовую подушку», чтобы подстраховаться на случай неудачи.